12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11409
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Урок русского языка в 7 классе по теме «Употребление причастий в речи»

Цель: формирование умения учащихся правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения термина «причастие»;
  • показать выразительные возможности причастия;
  • попутно отработать умение применять орфографические и пунктуационные правила (умение находить орфограммы и пунктограммы в тексте, умение расставлять знаки препинания при причастных оборотах);
  • развивать память, мышление, речь, познавательную активность учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим выразительные возможности причастий, попробуем определить роль причастий в художественном тексте, проведём работу по предупреждению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.

3. История возникновения термина «причастие».

Сначала давайте обратимся к этимологии и узнаем историю возникновения термина «причастие».

Слово «причастие» старославянского происхождения. В старославянский язык оно пришло из латинского языка и переводится как «участвующий». Это значение слова не случайно. Ещё В. И. Даль, автор знаменитого словаря, дал такую характеристику причастию: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

Действительно, в причастии заложены признаки глагола и прилагательного. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.

4. Употребление причастий в речи.

Как правило, причастия имеют оттенок книжности и употребляются преимущественно в письменной речи.

А. С. Пушкин писал о причастии: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Писатель обращает внимание на выразительность причастий, без которых письменная речь будет бедной и вялой, на отсутствие причастий в устной речи.

В речи образованного человека обязательно должны присутствовать причастия. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет одновременно обозначить признак и действие, обогащает речь, придаёт фразе лёгкость и полноту. Использование причастий делает нашу речь энергичнее и выразительнее.

5. Знакомство с правилами употребления причастий.

С употреблением причастий в речи часто возникают трудности, поэтому нужно запомнить следующие правила:

- зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием;

- определяемое слово может стоять строго до или после причастного оборота;

- причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже;

- причастия не имеют формы будущего времени;

- причастный оборот может выступать синонимом придаточного определительного предложения со словом «который»;

- нельзя употреблять в ряду однородных членов предложения причастный оборот и придаточную определительную часть; в однородный ряд нужно объединить либо два причастных оборота, либо два придаточных предложения.

6. Выполнение упражнений.

Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении формы причастия. Запишите получившиеся предложения, расставьте и объясните постановку знаков препинания. Обозначьте встретившиеся орфограммы в суффиксах причастий.

1. Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

2. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

3. Берёзы, колеблющие ветром, тихо шелестели.

4. Грибоедов показал, как Чацкий клеймит позором людей, стремящимся любым способом завоевать расположение богатых и всемогущих.

5. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

6. На опушке леса стояли деревья, осыпавшие сусальной позолотой.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения, объясните постановку запятых.

1. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

2. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

3. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицины.

4.. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

Задание 3. Исправьте ошибки в построении предложений. Запишите предложения, расставьте знаки препинания при причастных оборотах.

1. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

2. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

3. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

4. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

5. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».

Учащимся предлагается закончить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал (узнала)…

- Сегодня на уроке я научился (научилась) …

Ребята! Вы справились с предложенными заданиями. Уверена, что вы будете правильно употреблять в своей речи причастия.

Использованная литература:

  1. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.
  2. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачёва М. П. Стилистика и культура речи/Учебное пособие по русскому языку. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 15:18 0Ответить Пожаловаться
Культура речи - это качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.