12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лемясева н.н.32 Россия, Мордовия респ. |
Урок русского языка. Язык и речь
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
ФАЗА СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА
Задачи фазы совместного проектирования и планирования учебного года:
- дать возможность обучающимся определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего
- обучения;
- провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;
- создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.
У р о к и 1-2. РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ
Цель деятельности учителя | Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык - это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация» |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентноетного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Речь, речевая ситуация, языковые единицы |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу точный контроль | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологиче- ская и мотива- ционная подго- товка учащихся к усвоению изу- чаемого мате- риала. Слово учителя о значе- нии языка, речи | — Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, дру- гой - слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку. Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык - удивительное орудие, посредством которого люди, об- щаясь между собой, передают друг другу свои мысли. . . Не слу- чайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, — мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собе- седника - издавна именуются одним и тем же словом» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, со- вершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную за- дачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учите- лем, одноклассниками или самостоятельно необходи- мые действия | Листы обратной связи | ||||||
2. Актуа- лизация знаний и пробное учебное действие | Воспроизведе- ние ранее изу- ченного, уста- новление преем- ственных связей прежних и но- вых знаний и применение их в новых си- туациях. Работа в группах. Игра-соревно- вание. Дидакти- ческое задание | — Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о языке вы знаете? (Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетет. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.) Работа в группах над пословицами о языке, собранными В. В. Далем. Дидактическое задание. Пословицы запишите, поясни- те смысл, вспомните другие пословицы о языке. • Без языка и колокол нем. • Живое слово дороже мертвой буквы. • Хорошую речь хорошо и слушать. • В чужой беседе всяк ума купит. • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся | Вспоминают по- словицы о языке, речи, слове, одну записывают в тет- радь. Задают во- просы, отвечают на вопросы других | Группо- вая | Познавательные: выпол- няют учебно-познаватель- ные действия в материали- зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принима- ют и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выска- зывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы | ||||||
3. Выявление места и причины затруднения | Обсуждение результатов пре дыдущего этапа | - Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах? | Обдумывают от- веты на вопросы | Группо- вая. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |||||||
Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка в жизни общества» | — Язык — универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться. - Умеете ли вы пользоваться родным языком - этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того,чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними | Смотрят презентацию; воспринимают на слух ин- формацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фрон- тальная | Устные ответы | ||||||||
Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр ог- лавления | — Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым? Обращает внимание на теоретические сведения, опорные ма- териалы, правила для заучивания, задачи, упражнения по раз- витию речи и коммуникативных умений, материал для само- стоятельных наблюдений и др.), на Приложение к учебнику (словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора). Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с § 3 « Читаем учебник» | Слушают учителя, рассматривают учебник - обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками, дифференцирующими материал в учебнике | Группо- вая | Листы обратной связи. Уточ- няющие вопросы | ||||||||
Физкультминутка | Раз — подняться, потянуться, На четыре - руки шире, Два — нагнуться, разогнуться, Пять - руками помахать, Три - в ладоши три хлопка, Шесть - на место тихо сесть Головою три кивка. | Выполняют эле- ментарные физи- ческие упражне- ния | Фрон- тальная | Личностные: сознают не- обходимость заботы о здо- ровье | ||||||||
4. Целепо- лагание и постро- ение про- екта выхо- да из за- труднения | Раскрытие сущ- ности новых по- нятий, усвоение новых способов учебной и умст- венной деятель- ности | Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися, принимающими ее на себя. Упр. 3 позволит осмыслить значение ключевых слов темы (обще- ние, общаться). Последующие задания дают возможность пока- зать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения язы- ка (упр. 6), обнаружить, что язык - средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1). Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной дея- тельности в дна- логе с учителем. Выполняют уп- ражнения, отве- чают на вопросы | Индиви- дуальная, групповая | Познавательные: извлека- ют необходимую информа- цию из объяснения, выска- зываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность | |||||||
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов | К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас О какой стороне языка мы еще не говорили? Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма — степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи | Фронтальная | Познавательные: читают | Устные ответы | ||||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М. В. Ломоносов.) «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А. П. Сумароков.) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река — шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н. М. Карамзин.) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы | ||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | «...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем». (А. И. Герцен.) «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В. Г. Белинский.) «Перед вами громада г- русский язык». (Н. В. Гоголь.) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен...» (А. И. Куприн.) | Самостоятельно выполняют упражнения разного уровня сложности | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) | Письменная работа | ||||||
8. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Для чего людям нужен язык? Речь? Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека - чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших... Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9) | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке | ||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое- как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Листы обратной связи |