Урок «С чего начинается Родина» (1–4 класс)
Презентация к уроку
PPTX / 84.53 Мб
Учитель: Ефремова Н.В. (МОУ «СФМШ №17 г.Донецка»)
Задачи урока:
образовательные: продолжать расширять знания и представления детей о Донецкой Народной Республике, ёё традициях, символике ДНР, выдающихся жителях, защитниках, героях ВОВ.
развивающие: развивать устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу;
воспитательные: ценностное отношение к символике Республики, воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу, активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности;
Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, исследовательский, творческий, эвристический, наглядный, практический.
Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания.
Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях Республики, презентация, видеоролики.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.
Ход занятия
СЛАЙД 1
Организационный момент. (Звучит песня «Здравствуй, школа»)
СЛАЙД 2
Учитель: - С праздником вас, ребята! С Днём Знаний! Это праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается.
Взволнована я, вы, взволнованы и ваши родители! Ваша жизнь пока меняется учебными годами, каждый год приносит удачи и неудачи, радости и огорчения. Но вместе мы всё преодолеем, всё сможем, всё у нас получится! Пусть этот год будет для нас добрым и творческим!
Дети: Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Знаем мы - и ты, и я:
Вместе – дружная семья!
Учитель: Ребята, мы - единое целое: от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Давайте вместе определим тему нашего урока.
СЛАЙД 3. Кроссворд
Учитель: Какое слово здесь зашифровано?
Мы поговорим о том, что такое Родина, почему надо любить и беречь ее.
Ученик 1
Если скажут слово «Родина»,
сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
толстый тополь у ворот.
Ученик 2
У реки березка-скромница
и ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится свой родной донецкий двор…
Ученик3
В лужах первые кораблики,
над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
громкий радостный гудок.
Ученик 4
Или степь, от маков красная,
золотая целина…
Родина бывает разная,
но у всех она одна!
Ученик 5
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
и берёзки, вдоль которых
рядом с мамой мы идём.
Ученик 6
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Ученик 7
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Ученик 8
Есть ветка у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
СЛАЙД 4
(Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского).
Учитель: Пожалуйста, ответьте на вопрос: «С чего начинается Родина?»
(Игра «Умный мячик». Ответы детей.)
СЛАЙД 5
Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Древнейшего бога славян также звали Род. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Работа в группах. Конкурс на знание однокоренных слов «Род». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
Учитель:
Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
Но есть Родина в широком понимании этого слова. Это наша страна. А как называется страна, в которой мы живём?
СЛАЙД 6
Да здравствует Республика!
Для будущих веков,
Ее мы своей кровью отстояли,
Где будет хлеб и уголь горняков,
И наша мощь в упругом блеске стали!
- А какой город является столицей нашей Республики?
СЛАЙД 7
Чтец 9: В бутонах нежных влага серебрится,
Фонтан вздымает брызжущий венец.
Как хороша шахтёрская столица,
Как ты прекрасен, город мой, Донецк!
Чтец 10: Прославленный навечно горняками,
Ты честь свою всегда, как знамя, нёс,
Лучистый город солнечного камня,
Цветущий город миллиона роз.
Чтец 11: Шахтёрский, трудовой, индустриальный,
Талантливый, учёный, молодой,
Студенческий, спортивный, театральный –
ты лучший в мире, город мой родной!
СЛАЙД 8, 9, 10 Беседа о символах ДНР
Учитель: Как и все страны мира, наша Республика имеет свои гимн, флаг и герб. Цвету флага придается особый смысл. Ребята расскажите, что означают цвета нашего флага.
Дети: Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа
Учитель: Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом.
СЛАЙД 11. Беседа о неофициальных символах Донбасса. Презентации проектов.
История угля. Джон Юз (рассказы детей)
СЛАЙД 12.
Пальма Мерцалова (рассказы детей)
СЛАЙД 13.
Парк кованых фигур (рассказы детей)
СЛАЙД 14.
Знаменитые люди Донбасса (рассказы детей)
СЛАЙД 15.
Учитель: Среди известных людей Донбасса, есть те, кто отдал жизнь за свою молодую Республику.
Чтец 12:
С чего начинается Родина?
Для каждого здесь и сейчас
Она начинается с гордости
За непобедимый Донбасс,
Чтец 13:
За граждан Донецкой республики,
Что шли, не скрывая лица,
На эту войну не за рублики,
И будут стоять до конца:
Чтец 14:
За Родину новую, честную
С девизом «Ни шагу назад!».
Пополнили «сотню небесную»
Десятки хороших ребят.
Чтец 15:
Отныне герои покоятся
В объятьях донецкой земли.
Пусть помнят их люди и молятся,
Что всех уберечь не смогли.
СЛАЙД 16. Беседа о 75-летии со Дня освобождения Донбасса
Учитель: С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
Нацистские войска, вошли в Сталино 20 октября 1941 года. Два года на Донбассе шли кровопролитные бои. Много героев осталось лежать на полях сражений. 8 сентября 1943 года наш город, который назывался Сталино был освобожден от фашистов.
СЛАЙД 17. Клип «Это моя Родина»
СЛАЙД 18. Вставь недостающие слова.
Патриот –
человек, который любит свое ......, предан своему ...........,
совершает подвиги во имя интересов своей ..........
Чтец 16. День освобождения не забыть вовек,
Коль во имя жизни гибнет человек.
На снегу, на белом, красной розой кровь.
Как же беспредельна к Родине любовь!
Слово «ПАТРИОТЫ» вспомните, друзья.
Подвиг бескорыстный позабыть нельзя.
Чтец 17.
Пусть будет счастлив человек
Моей родной Республики.
И пусть не знает он вовек
Об ужасах войны.
Чтец 18.
Пусть солнце яркое горит,
Пусть будет мир для всех,
Пусть над планетою звенит
Весёлый детский смех!
СЛАЙД 19. Составление пословиц
СЛАЙД 20
Учитель: Живёт на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг.