Урок географии в 7 классе «Северная Америка. Климат»
Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)
7 класс. Тема: Северная Америка. Климат.
Цели:
обучающая – сформировать представление обучающихся о климатических особенностях материка Северная Америка и причинах их обусловивших.
развивающая – создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания, создать условия для развития коммуникативных навыков.
воспитывающая – способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию географической культуры личности, навыков внимания, аккуратности и патриотических качеств.
Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся
1. Предметные результаты: знать климатообразующие факторы и их влияние на природу материка; уметь различать климатические характеристики давать описание климата различных областей материка; уметь сравнивать климат различных частей Северной Америки.
2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с другими обучающимися и работать в коллективе; развитие навыков работы с различными источниками географической информации.
3. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Тип урока по дидактической цели – комбинированный.
Оборудование: учебник «География» 7 класса (Коринской В.А.), компьютер, мультимедийный проектор, рабочая презентация, атлас 7 класса, настенная физическая карта Северной Америки; раздаточный материал (проверочная работа).
Литература
Рабочая программа по географии в 7 классе по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География: География материков и океанов (М.: Дрофа, 2014).
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник.
План урока
Структура (элементы урока) и его содержание | Методы и приемы |
I. Организационный. а) Приветствие. Организация класса. b) Постановка познавательных задач, связь с предыдущим материалом. II. Проверка опорных знаний и умений. (см. Приложение). III. Изучение нового материала. Климатообразующие факторы. Сравнительная характеристика климатических условий разных частей материка. Климатические рекорды. III. Закрепление и обобщение знаний. Вопросы и задания: Какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки? Почему климатические условия одного климатического пояса на западном и восточном побережье резко отличаются? С климатом какой части Северной Америки имеет сходство климат вашей местности? С чем это связано? Какие территории материка благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения? Где находится самое холодное, жаркое, влажное и сухое места Северной Америки? Объясните почему. IV. Домашнее задание Прочитать § 44 (стр. 214-217) и устно ответить на вопросы в конце параграфа. Дать развернутый ответ на вопрос: «Какова роль Мексиканского и Гудзонова заливов в формировании климата Северной Америки?» (письменно в тетради). | Деятельность учителя. Сообщения дежурных, работа в тетради. Проверочная работа по вариантам. 1. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, беседа. 2. Практический. Работа с картой. Работа с учебником. Заполнение таблицы. Обсуждение. 3. Практический. Работа с картой. Обсуждение. Демонстрация видеоролика. Фронтальный опрос Инструктаж учителя |
Конспект урока
I. Ребята, прозвенел звонок. Здравствуйте, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места). Сегодняшний урок проведу я, меня зовут Кристина Сергеевна. Для начала отметим отсутствующих (отмечаю отсутствующих на уроке).
II. Начнем урок! Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках. (Ответ – Географическое положение (ГП) и рельеф Северной Америки). Остались ли у вас вопросы по прошлой теме урока? Нет? Тогда давайте проверим, насколько вы усвоили тему «ГП и рельеф Северной Америки» (раздаю проверочную работу по вариантам и провожу инструктаж по ее выполнению). Время на выполнение – 10 минут. Приступайте. (обучающиеся выполняют задания). Время вышло! Сдаем проверочные работы. Также попрошу сдать ваши творческие задания - маршрут путешествия по интересным объектам природы Северной Америки.
III. Продолжим изучать материк Северная Америка. Давайте снова вспомним план характеристики любого материка. Что мы изучаем после рельефа? (слушаю от предположения обучающихся). Совершенно верно - климат! Запишем число и тему сегодняшнего урока – «Климат Северной Америки». (обучающиеся записывают тему урока).
Что такое климат? (Ответ – многолетний режим погоды, характерный для определенной местности). Правильно! Ребята, а зачем нам нужно изучать климат любой территории? (слушаю ответы обучающихся).
1. Климатообразующие факторы. Вы, наверно, знаете, что климат любой территории зависит от определенных факторов. От каких? (слушаю ответы обучающихся). Молодцы! К климатообразующим факторам относят географическую широту, атмосферную циркуляцию (ветры), рельеф, течения и влияние океанов. Разберем вместе, как каждый из этих факторов может влиять на климат Северной Америки.
Начнем с географической широты. Каким образом географическая широта влияет на климатические условия? (Ответ - большая протяженность с севера на юг от полярных до субэкваториальных широт. В Северной Америке полный набор климатических поясов, кроме экваториального. Северная часть материка очень широкая, большая часть материка находится в условиях умеренного и субарктического климата). Правильно!
Следующий фактор – атмосферная циркуляция. Откройте карты атласа на стр. 35. Какова причина движения воздушных масс? (Ответ – ветер). Как образуется ветер? (Ответ – из-за перепада в давлении; дует из области высокого в область низкого давления). Хорошо! В зоне каких постоянных ветров находится Северная Америка? (Ответ - на крайнем севере продувается ветрами северо-восточного переноса, приходящими с ледников Гренландии. В умеренных широтах со стороны Тихого океана на материк приходят ветры западного переноса. А на крайнем юге материк находится под действием пассатов). Правильно!
Другой климатообразующий фактор – рельеф. Откройте физическую карту Северной Америки на стр.34. Что находится на западе материка? (Ответ - Кордильеры). Как Кордильеры будут влиять на климат? (Кордильеры выступают в роли барьера на пути движения воздушных масс с Тихого океана). Теперь посмотрим на север и юг материка. Если ли барьеры на пути движения воздушных масс с севера и юга? (Ответ - отсутствие гор на севере и юге способствует проникновению на юг холодных воздушных масс с севера, а теплых с юга далеко на север). Верно! Большая разница в температурах воздушных масс создает условия для возникновения ураганов и смерчей.
Течения также оказывают влияние на климат материка. Откройте карту мирового океана на стр. 20-21. Какие течения проходят у берегов Северной Америки и как они будут влиять на климат? (Ответ - в умеренных широтах вдоль берегов Тихого океана движется теплое Аляскинское и Северо-Тихоокеанское течения, в тропических – холодное Калифорнийское. Со стороны Атлантического океана наибольшее влияние оказывает Гольфстрим (теплое течение), холодное Лабрадорское течение. Теплые течения будут отеплять климат, а холодные - наоборот). Все верно!
И последний фактор – влияние океанов. Вспомним, какие океаны омывают материк. (Ответ: на севере – Северный Ледовитый, на западе – тихий, на востоке - Атлантический). Тихий океан влияет на климат западного побережья, Атлантический - на юго-восточное побережье, а центральные районы находятся на большом удалении от океанов.
Таким образом, мы с вами выяснили, какие факторы влияют на климат Северной Америки. Запишем основные моменты в тетрадь (обучающиеся записывают в тетрадь факторы, влияющие на климат).
2. Сравнительная характеристика климатических условий разных частей материка. Из прошлого урока вы знаете, что Северная Америка лежит во всех климатических поясах, кроме экваториального. А большая часть материка лежит в умеренном поясе. Как вы думаете, климат на западном и восточном побережье одного климатического пояса будет одинаковым или разным? Посмотрите на климатические диаграммы на слайде. Чтобы вам не гадать, выполним практическую работу и выясним, если ли различия или нет. Для этого заполним таблицу «Сравнительная характеристика климатических условий Северной Америки» (см. Приложение). Ваша задача – сравнить территории, находящиеся в одном климатическом поясе. 1 вариант сравнивает Аляску и Лабрадор, а 2 вариант – Калифорнию и Флориду. Для заполнения таблицы вам понадобятся карты атласа (стр. 2-3, 9, 10-11, 12, 34, 35) и текст учебника на стр. 216-217. После сделайте вывод о климатических условиях территорий и причинах их обусловивших. На выполнение задания вам дается 10 минут. Начинайте! (обучающиеся выполняют практическую работу). Время вышло, проверяем! (обучающиеся зачитывают результаты работы и делают выводы). Молодцы!
3. Климатические рекорды. А теперь обратимся к климатическим рекордам материка. С помощью климатических карт, определите самое холодное, жаркое, влажное и сухое места Северной Америки. (Ответ: самое холодное - остров Гренландия (- 700 С); жаркое - долина Смерти (+ 56,70 С): влажное - Тихоокеанское побережье на 400 с. ш. – 3000 мм и побережье Карибского моря; сухое - долина Смерти (50 мм в год)). Верно! Покажем на карте эти территории. Предлагаю посмотреть видеоролик про Долину Смерти (URL: https://www.youtube.com/watch?v=YwG8s1OEzoQ).
Таким образом, сегодня на уроке мы определили факторы, влияющие на климат материка, и выявили причины, вызывающие изменения климатических условий в пределах одного климатического пояса.
IV. Закрепление и обобщение знаний. Вопросы и задания для закрепления (см. план урока).
IV. Домашнее задание (см. план урока).
Приложение
II. Проверка опорных знаний и умений.
Ключи и критерии оценивания
1 вариант
А) 1. северном, западном (2 балла).
2
Критерии (баллы):
24-22 – «5»,
21-17 – «4»,
16-11 – «3»,
10 и меньше – «2».
. Канадский Арктический (1 балл).3. Р.Амундсен (1 балл).
4. гора Мак-Кинли (Денали) (1 балл).
5. равнины, Северо-Американская платформа (2 балла).
6. ледника (1 балл).
Б) 1 – Б, 2 – А, 3 – В (3 балла).
В) -,+,-,- (4 балла).
Г) 1. Мерчинсон.
2. Гудзонов.
3. Аляска.
4. Миссисипская.
5. Кордильеры (5 баллов).
Д) Крайняя западная часть материка – зона контакта литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской (4 балла).
2 вариант
А) 1. экваториального, умеренном (2 балла).
2. Гренландия (1 балл).
3. Г. Шелихов (1 балл).
4. гора Митчелл (1 балл).
5. горы, складчатая область (2 балла).
6. каньонами (1 балл).
Б) 1 – В, 2 – Б, 3 – А (4 балла).
В) +,+,-,+.
Г) 1. Принца Уэльского.
2. Мексиканский.
3. Лабрадор.
4. Великие.
5. Аппалачи (5 баллов).
Д) Следы древнего оледенения характерны для северной части материка. Это сглаженные скалы, плоские вершины холмов, нагромождения валунов, выпаханные котловины – все это деятельность древнего ледника (Центральные равнины например) (4 балла).
3 вариант
А) 1. Тихим, Атлантическим (2 балла).
2. Гудзонов (1 балл).
3. Аляске(1 балл) .
4. 6194 (1 балл).
5. складчатая область, Кордильеры (2 балла).
6. ледника (1 балл).
Б) 1 – Б, 2 – В, 3 – А (4 балла).
В) -,+,-,+.
Г) 1. Сент-Чарльз.
2. Калифорнийский.
3. Флорида.
4. Центральные.
5. Кордильеры (5 баллов).
Д) Для равнинного востока характерны осадочные полезные ископаемые такие, как уголь, нефть, природный газ. Причина кроется в тектоническом строении данной территории – Северо-Американская платформа, в пределах которой есть осадочный чехол (4 балла).
4 вариант
А) 1. Панамским каналом (перешейком), Беринговым проливом (2 балла).
2. Мексиканский (1 балл).
3. Г. Гудзона (1 балл).
4. Долина Смерти (1 балл).
5. складчатая область, Аппалачи (2 балла).
6. каньонами (1 балл).
Б) 1 – Б, 2 – В, 3 – А.
В) -,-,+,+ (4 балла).
Г) 1. Марьято.
2. Гудзонов.
3. Юкатан.
4. Примексиканская.
5. Аппалачи (5 баллов).
Д) Для горного запада характерны магматические и метаморфические полезные ископаемые – руды (железные, медные, урановые, золото и прочее). Причина кроется в тектоническом строении данной территории – складчатая область, в пределах которой происходят активные процессы вулканизма (зона контакта литосферных плит) (4 балла).
III. Изучение нового материала.
Таблица «Сравнительная характеристика климатических условий Северной Америки».
Показатели | Аляска (1 вариант) Калифорния (2 вариант) | Лабрадор (1 вариант) Флорида (2 вариант) |
Климатический пояс | | |
Климатическая область | | |
Средняя температура января (0С) | | |
Средняя температура июля (0С) | | |
Годовое количество осадков (мм) | | |
Сезонность выпадения осадков | | |
Господствующие ветра и их направление | | |
Показатели | Аляска (1 вариант) | Лабрадор (1 вариант) |
Климатический пояс | субарктический, умеренный | субарктический, умеренный |
Климатическая область | субарктический, морской | субарктический, морской |
Средняя температура января (0С) | -16 - -24 | -16 - -24 |
Средняя температура июля (0С) | +8 - +16 | +8 - +16 |
Годовое количество осадков (мм) | 250-1000 | 500-600 |
Сезонность выпадения осадков | во все сезоны с летним максимумом | во все сезоны с летним максимумом |
Господствующие ветра и их направление | западный перенос | западный перенос |
Показатели | Калифорния (2 вариант) | Флорида (2 вариант) |
Климатический пояс | тропический | тропический, субтропический |
Климатическая область | пустынный | влажный |
Средняя температура января (0С) | +8 - +16 | +16 |
Средняя температура июля (0С) | +24 | +24 |
Годовое количество осадков (мм) | 250-500 | 2000-3000 |
Сезонность выпадения осадков | периодические осадки с зимним максимумом, постоянная засушливость | осадки во все сезоны с равномерным распределением |
Господствующие ветра и их направление | северо-восточный пассат и западный перенос | северо-восточный пассат |