12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуськова Лариса Владиславовна1575
Россия, Калужская обл., Бетлица
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

План – конспект урока письма и развития речи в 7 классе

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Гуськова Лариса Владиславовна

Предмет

Русский язык

Дата

16.12.2016 год

Класс

7 «Б»

УМК

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык. 7 класс». Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, «Просвещение», 2009 год, ноутбук, проектор для слайдовой презентации, классная доска, раздаточный материал по теме урока.

Дополнительные материалы:

Приложение 1. Лист достижений по теме «Склонение имен существительных, 7 класс».

Приложение 2. Раздаточный материал.

Презентация к уроку.

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

«Склонение имен существительных» - заключительный по теме

 

Тип урока

повторительно-обобщающий с использованием технологии процессуального мониторинга и ИКТ (формирование БУД)

Формы работы:

индивидуальная, коллективная

Цели урока (задачи): образовательные, развивающие, воспитательные

Цель: повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Склонение имен существительных»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

закрепить навык разграничения существительных 1, 2 и 3 склонения, а также умение нахождения в тексте таких существительных.

Коррекционно-развивающие:

развивать самоконтроль (умение планировать деятельность, умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму);

развивать концентрацию внимания (физминутка);

развивать речь (активизация словаря, монологическая речь);

развивать творческие способности при помощи использования творческой работы по теме урока.

Коррекционно-воспитательные:

создать комфортную обстановку на уроке;

создать условия для формирования интереса к уроку русского языка через использование технологии процессуального мониторинга, ИКТ, постоянную смену деятельности, создания ситуации успеха.

воспитывать ответственность обучающихся за результат своей деятельности.

Личностные результаты

- проявляют интерес к изучению предмета, у обучающихся будет сформировано желание сотрудничать со сверстниками в микрогруппе по достижению общей цели, стремление прислушиваться к мнению других ;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Предметные результаты

умение правильно отвечать на вопросы учителя по содержанию материала по теме урока; ориентироваться в изученном материале, давая правильные, развернутые ответы на поставленные вопросы

Регулятивные БУД

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Коммуникативные БУД

- умение сотрудничать в группе в совместном решении проблемы, задавать вопросы, принимать помощь;

Познавательные БУД

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях

   

Подготовка к уроку:

Диагностика на определение уровня предметной успеваемости каждого ученика. В результате диагностики класс разделен на 3 уровня: 1 – высокая степень успеваемости, 2- средняя степень успеваемости, 3 – низкая степень успеваемости. Во время работы с листами достижений ученики уже знают свой уровень и оценивают себя в соответствующую графу.

Технология

проведения

урока (этап урока, цель)

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания, направленные на достижение запланированных результатов

Планируемые

результаты

1.Мобилизирующий момент

Цель: психологический настрой на урок

1

Приветствие. Настрой на урок.

- Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока.

На доске:

Дата. Классная работа

Встали, проверили необходимый к уроку материал, выполняют инструкцию учителя

Слайд 1

(солнышко)

Регулятивные БУД:

Учащиеся смогут принять цель и произвольно включиться в деятельность

2.Предметная разминка

Цель: повторение темы «Безударные гласные в корне слова»; вовлечение учащихся в познавательную деятельность, создание условий для принятия учащимися учебной задачи

1

На партах у вас находятся «ленты с гласными», при помощи них повторим тему «Безударные гласные в корне слова».

Вспомним правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

(Учитель диктует слова).

Диктуемые слова: зима, ряды, холода, вязание, морской, цветок, листок, столы,

( Ученики при помощи «лент» показывают безударную гласную, которая пишется в каждом слове).

Ленты сделаны из бумаги в виде полоски с напечатанными гласными, раздаются до начала урока.

Слайд 2 (Правило)

Словарный материал

 

3.Подготовка к работе

Цель: заинтересовать учащихся при помощи грамматической сказки

1

Грамматическая сказка

- Ребята, вы знаете, что в русском языке существует страна, которая называется Существительное. Это особенная страна. В ней живут жители, называемые «существительными». Живут они в домиках, а домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.). Хотите попасть в эту страну и посмотреть на ее жителей? Для этого нам нужно повторить тему «Склонение имен существительных». Попробуем в течение урока сделать это вместе. Пойдем с вами по вот этой солнечной дороге.

Слушают, отвечают на вопросы

Текст грамматической сказки,

Слайд 3 (тема)

Слайд 4

(дорога)

Личностные БУД:

-Учащиеся смогут ответить на вопросы, опираясь на полученные ранее знания;

Познавательные БУД:

-у учащихся формируется понятийное мышление, расширяется словарный запас.

учащиеся высказывают свою точку зрения и делают вывод о склонении имен существительных

4.Постановка целей урока

Цель: сформулировать цели урока

2

- Посмотрите внимательно на слайд. Три предложения, которые на нем находятся, просят вашей помощи, т.к. слова в них перепутались и поэтому трудно понять их смысл. Помогите предложениям восстановить правильную последовательность слов.

Урок, начался, языка, русского.

Закреплять, материал, изученный, будем, сегодня, мы.

Вспомнить, три, нужно, склонения, нам, существительных, имен.

Не случайно у нас получились именно такие предложения. Ведь это основные цели сегодняшнего урока.

- На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените себя те, кто правильно сформулировал цели-результаты урока (ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят «-»).

(У1 - формулирую цели-результаты по теме урока).

Такая работа проводится в течение всего урока.

- Итак, в течение урока мы будем закреплять умение определять склонение имен существительных, чтобы попасть в страну «Существительное».

Ученики выполняют задание, восстанавливают правильную последовательность слов в предложении

Об-ся оценивают себя в листках достижений

Слайд 5

«Рассыпанные предложения», «листки достижений»,

Слайд 6

(проверка)

Регулятивные БУД:

Смогут выполнить упражнение по образцу и словесной инструкции

5.Актуализация знаний

Цель:

умение отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт;

-формировать понятийное мышление

а) зрительный диктант

б) обсуждение правила

в) работа с таблицей в парах

3

2

2

- Первый этап на пути к стране Существительное будет заключаться в том, что я буду показывать картинки, а вам нужно записать одним словом то, что вы увидите.

На слайдах изображены: собака, черепаха, бабочка, заяц, яблоко, морковь.

Проверяем.

Посмотрите, в какой последовательности расположены слова на слайде. Они нам дают подсказку для дальнейшей работы. Первые три слова похожи между собой, т.к. относятся к 1 склонению. Слова заяц и яблоко относятся ко 2 склонению. Слово морковь – 3 склонение.

- Ребята, чтобы попасть в страну Существительное, нужно сначала до нее дойти, войти через арку, не простую арку, а теоретическую, подойти к воротам и открыть их. Откроет ворота тот, кто знает правила о склонении имен существительных. Кому доверим ключ от ворот?

А теперь попробуйте в парах дополнить таблицу своими примерами.

Какое умение мы сейчас с вами отработали?

(У2 – пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами).

Таблица - подсказка

1 склонение

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р. с окончаниями – о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.

М.р. с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р. на ь знак.

Рожь, тень, мат

, сирень.

 

Слушают учителя, выполняют задание, используя таблицу-подсказку

Ученики дают ответы, используя графическую подсказку (таблицу и слайд), ученик, который лучше всех справился с заданием, получает нарисованный ключ.

Дополняют таблицу своими примерами.

Слайд 7-13

Слайд 14(проверка)

Таблицы – подсказки, предметные картинки

У каждого ученика на парте таблица-подсказка по теме урока

Слайд 15 (таблица-подсказка)

«Лист достижений»

Регулятивные БУД:

Смогут выполнить упражнение по образцу и словесной инструкции

в)предметная актуализирующая минутка

2

- Сейчас мы проведем с вами игру на внимание. Я вам буду показывать несколько слов, а ваша задача будет состоять в том, чтобы определить одно «лишнее» слово и записать его в тетрадь.

Класс, стул, мел, девочка;

Алина, календарь, Настя, Вероника;

Тетрадь, мать, ручка, кровать;

Небо, земля, море, озеро.

- По какому принципу вы выбирали «лишние» слова?

Ученики записывают слова, после чего производится проверка.

Ребята отвечают, что основным принципом выбора слов было их склонение.

Слайд 16-19

Слайд 20 (молодцы)

Познавательные БУД:

-под руководством учителя смогут выполнить предложенное задание;

-самостоятельно найдут в тексте слова, подтверждающие ответы на вопросы;

-на основе проведённого анализа обучающиеся смогут самостоятельно сделать вывод

Закрепление Цель:

Систематизи-

ровать знания , полученные на уроке

а) работа с учебником

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Цель: сохранение здоровья (снять эмоциональную усталость, напряжение)

б)дифференцированная работа по группам

в) графический диктант с последующей самопроверкой

г) зрительная гимнастика

д) предметная физминутка

е) творческая работа с последующей проверкой и обсуждением

ж) работа по карточкам

3

3

3

1

3

1

- Следующим этапом нашего пути к стране Существительное будет работа с 119 упражнением учебника. Откройте его на странице 93.

Попробуем определить склонение имен существительных..

- Какое умение отработали?

(У3 – определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ)

 

.

- Справились с заданием. Переходим к следующему этапу испытаний. Вспомним, как мы с вами научились работать в группах. Задание для каждой из групп будет разным.

1 группа (1 уровень предметной успеваемости)

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Листья облетают. Скоро наступит зима.

2 группа:

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Лист осенний облетает. Скоро наступит зима.

3 группа

Задание: определить склонение существительных.

Существительные: остров, осень, дом, лист, зима.

Кто справился, можете поменяться карточками и попробовать выполнить задание другого уровня сложности.

- Какое умение отработали?

(У4- выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных).

- Двигаемся с вами дальше на пути к необычной стране. Разделите тетрадь на три столбика, сделав таблицу. Сейчас мы с вами попробуем распределить в них существительные относительно их склонения.

Слова на слайде: роза, телевизор, река, метель, лошадь, окно, Москва, море, дочь.

Проверка:

1 скл.: роза, река, Москва;

2 скл.: телевизор, окно, море;

3 скл.: метель, лошадь, дочь.

- Какое умение отработали?

(У5 – распределяю слова в таблицу относительно их склонения).

- Отдохнем. Двигаемся зрительно от единицы к восьмерке.

- Проведем еще одну полюбившуюся нам физминутку. Я буду называть разные слова, если слово женского рода – хлопаем, мужского – топаем, среднего – встаем.

Слова: Зима, окно, девочка, стул, солнце, цветок, телефон, игрушка, море, пятерка.

- Последним этапом на пути к стране Существительное будет творческая работа под названием «Зима» (с использованием опорных слов), которые являются существительными 1, 2 и 3 склонения.

Опорные существительные: зима, мороз, снег, метель, улица.

Вариант текста

Наступила зима. Начался мороз и сильные метели. Все вокруг замело снегом. На улицу никто не хотел выходить.

- Прослушаем несколько получившихся текстов.

Молодцы, вы замечательно справились с работой. Все тексты получились оригинальными и интересными.

- Какое умение отработали?

(У6 – выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения).

- Ребята, смотрите, дождик начинается.

Учитель начинает стучать одним пальцем по ладошке, затем стучит двумя пальцами и так до пяти. В конце дождик стал сильным, т.е. ученики хлопают в ладоши.

- Молодцы! Вот мы и похвалили себя за работу.

Резервное задание

Вставить пропущенные в тексте слова, используя слова для справок. Определить склонение вставленных слов.

Текст

Хорошо летом в … . Светит яркое … . Зеленеет … . На поляне растет ягода … . Катя и … любят собирать спелую ягоду. Ребята всегда набирают полную … . А … варит из клубники вкусное ... .

Слова для справок: Ваня, мама, трава, корзина, лес, варенье, солнце, клубника.

Выполняют упражнение (после предварительного разбора - самостоятельная работа)

Трое учеников работают на доске, первый выписывает сущ.1 скл, 2 – 2 скл, 3 – 3 скл.

Остальные выполняют работу в тетрадях. Проверка выполненного.

Распределяют существительные по столбикам, самопроверка со слайда

Выполняют инструкцию учителя

Выполняют задание, зачитывают получившиеся тексты

Слайд 21

(таблица-подсказка)

Ученики заранее распределены на группы по степени успеваемости. Каждая группа получает задания на карточках

Слайд 22 (молодцы)

Слайд 23,24, 25

Слайд 26,27

Слайд 28 (молодцы)

Познавательные БУД:

-обучающиеся могут находить нужную информацию в учебнике и делать обобщение;

Познавательные БУД:

ученики смогут прочитать текст на мониторе компьютера;

Коммуникативные БУД:

-учатся сотрудничать в паре в совместном решении поставленной задачи: выделить в тексте нужные слова;

Личностные БУД:

самостоятельно смогут

выполнить задание, используя самопроверку

Регулятивные БУД:

учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные БУД:

учатся строить монологическое высказывание;

Познавательные БУД:

-учатся структурировать знания;

-оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные БУД:

учатся выражать свои мысли

 

Итоги урока

1

- Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и посмотрите, мы уже дошли до страны Существительное. Вот эта замечательная страна.

- Итак, какую тему мы с вами сегодня повторяли и закрепляли?

- Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока?

- Сколько умений отработали?

- С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем занятии?

Ответы детей.

Отвечают на вопросы учителя

Слайд 29

(страна)

Познавательные БУД

-учатся структурировать знания;

-оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные БУД:

учатся выражать свои мысли

Рефлексия.

Цель: зафиксировать содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Д/З

Оценивание.

1

- Ребята, что вам сегодня особенно понравилось на уроке?

Ответы детей.

- В течение урока вы все активно работали над закреплением темы. Все показали хорошие знания и поэтому все получают заслуженные оценки.

Самостоятельно подобрать и записать в тетрадь по 3 существительных 1, 2, 3 склонения.

Спасибо за урок.

   

ЛичностныеБУД: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Личностные БУД:

-обучающиеся самостоятельно выполнят домашнее задание

Приложение 1.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ТЕМЕ «СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ», 7 КЛАСС

ФИ _____________________________________________

1 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Формулирую цели-результаты по теме урока

Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами

Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (без помощи таблицы-подсказки)

Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных

Распределяю слова в таблицу относительно их склонения

Выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения

           

2 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Формулирую цели-результаты по теме урока

Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами

Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (иногда пользуясь таблицей-подсказкой)

Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных

Распределяю слова в таблицу относительно их склонения (иногда пользуясь таблицей-подсказкой)

Выполняю творческую работу, используя слова разного типа склонения

           

3 уровень

У1

У2

У3

У4

У5

У6

Формулирую цели-результаты по теме урока (с помощью учителя)

Пользуюсь таблицей «Склонение существительных», дополняя ее своими примерами (иногда с помощью учителя)

Определяю склонение существительных, аргументируя свой ответ (с помощью таблицы-подсказки)

Выполняю задания разной степени сложности на определение склонения существительных (иногда с помощью учителя)

Распределяю слова в таблицу относительно их склонения (с помощью таблицы-подсказки)

Пробую выполнять творческую работу, используя слова разного типа склонения

Приложение 2.

Раздаточный материал

Таблица – подсказки

Склонение имен существительных

 

1 склонение

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р.

с окончаниями –а, -я.

Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р.

с окончаниями – о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.

М.р.

с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р.

на ь знак.

Рожь, тень, мать, сирень.

 

 

Задания для работы в группах

1 группа (1 уровень предметной успеваемости)

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Листья облетают. Скоро наступит зима.

2 группа:

Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение.

Текст: Осень золотая в гости к нам пришла. Лист осенний облетает. Скоро наступит зима.

3 группа

Задание: определить склонение существительных.

Существительные: остров, осень, дом, лист, зима.

Кто справился, можете поменяться карточками и попробовать выполнить задание другого уровня сложности.

Карточка (резервное задание)

Задание: вставь пропущенные имена существительные, определи их род и склонение.

Хорошо летом в … . Светит яркое … . Зеленеет … . На поляне растет ягода … . Катя и … любят собирать спелую ягоду. Ребята всегда набирают полную … . А … варит из клубники вкусное ... .

Слова для справок: Ваня, мама, трава, корзина, лес, варенье, солнце, клубника.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.