Урок русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» (9 класс)
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.
«Проверь свою грамотность». Куриный, расчёт, командовать, незваный, аккомпанемент, ровесник, грамотный, вследствие дождя, кованый, очаровательный, опасный, безветренный.
Задание для 2 группы. Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений. А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат. Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста. В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.
Определите вид придаточных предложений. 1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища. 2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности. 3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза. 4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек. 5) Всякая работа тоже игра, если любить работу. 6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.
Работа с предложением. М..лосердие начнёт согр..вать наши душ.. если каждый (с,з)делает хоть чуть-чуть п..тратит м..нуту драгоце(н,нн)ого врем..ни пр..ложит хоть немного т..пла. - Определите вид придаточного предложения в СПП. - Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении. - Обозначить грамматические основы. Сделать схему предложения - Выписать словосочетания, связанные по способу «согласование», «управление», «примыкание».
Работа в парах. Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Тест. Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. 1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало. 2. Нет истины, где нет любви. 3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
Тест. 2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени 1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.
Тест. 3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели (1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.
Тест. 4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. – Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю? – Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
Тест. 5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
Ключ 1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
Домашнее задание. 1. Выучить теоретический материал. 2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева