12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Радченкова Тамара Ивановна1829
Мой сайт:https://radchenkovat.wixsite.com/mysite https://infourok.ru/ur/cmFkY2hlbmtvdmEtdGFtYXJhLWl2YW5vdm5h
Россия, Воронежская обл., Петропавловский район хутор Индычий
6

Урок внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе



Урок внеклассного чтения "Литературные сказки" в 4 классе с презентацией.

Автор: Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Предлагаемый мной материал разработан для урока внеклассного чтения в 4 классе по теме «Литературные сказки». В настоящее время ребенок с книгой в руках- большая редкость. Очень сложно доказать преимущества литературы перед компьютером, планшетом…Но, используя разнообразные формы работы, мне удается проводить уроки внеклассного чтения, развлекательные мероприятия , требующие прочтения определенной литературы. Данное мероприятие разработано на основе сказки моей ученицы Новоковской Светланы и представляет собой тоже своеобразную сказку, в которой дети разгадывают кроссворд, составленный на основе литературных сказок, и тем самым помогают снеговичку. Занимательный материал переплетается с проверкой уровня читательской активности. Думаю, что данный материал поможет коллегам в организации не только уроков внеклассного чтения, но и досуговой деятельности ребят. 
Назначение: материал рассчитан на учащихся 4 классов.
Цель: привитие любви и интереса к литературной сказке, к книге.
Задачи:
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
-Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование: выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация «Помоги снеговичку»
Предварительная подготовка:
Детям заранее доводится список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.


Дети:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и приданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни-
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне.
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом 
И как зло побеждать.

Учитель:
Прекрасные стихи прозвучали. Они ещё раз нам напомнили нам о том, как велико значение книги в нашей жизни. На сегодняшнем уроке мы с вами вновь окунёмся в мир прекрасной детской литературы, вспомним сказки любимых детски писателей.
Учитель:
Я давно раздарила,
Дорогие ребята,
Те волшебные сказки,
Что слыхала когда-то
От зверей и от птиц,
От березок и елей,
От костров и созвездий,
Дождей и метелей,
От рассказчиков многих,
Заморских и наших,
Сказок просит ведь каждый —
Ну как не раздашь их!
И когда вы за сказкой
Пришли ко мне снова,
Я не знала, где взять её,
Честное слово.
На замерзшие стекла
Растерянным взглядом
Посмотрела — а сказка-то
Вот она, рядом!


А что же увидела я через замёрзшее стекло? Что привлекло мой взгляд? А увидела я наших старых знакомых- снеговичков, которые счастье нашли. Помните их, ребята? 
С ними нас познакомила Новоковская Света, ваша одноклассница? 


Вспомнили, молодцы! А напомните мне, пожалуйста, как на лесной полянке появились снеговички? 
Дети:
-Их сделали ребята, чтобы снеговички охраняли елочку.
Учитель:
-Куда отправились они зимней холодной ночью?
Дети:

-Они пошли будить солнышко.
Учитель:
-Кому они хотели помочь?
Дети:
-Снеговички хотели помочь ребятам, которые их сделали. Ребята очень сожалели , что день быстро закончился.
Учитель:
-С кем встретились снеговички в ночном лесу?
Дети:
-Они встретились с лисичкой, зайчиком, белочками и другими зверятами.
Учитель:
-А чем снеговички угостили голодного зайчика?
Дети:
-Морковкой!
Учитель:
-Молодцы. Вы хорошо помните содержание сказки. Но все дело в том, что одного снеговичка обидели.. .

Читает ученик:
Спят под снегом карусели,
Все песочницы, качели,
Горки и резные кони -
Всё в снегу глубоком тонет

Снеговик один не весел,
Нос- морковку потерял,
Ждет когда мороз трескучий
Да холодный ветер жгучий
Подбодрит, развеселит!

Для него зима, как лето,
Грустно он стоит раздетый,
«Эх, побольше бы снежочку
Да мороз покрепче в ночку!»-
Я стояла, смотрела в моё сказочное окно на печального снеговичка и думала, что ему надо помочь. Но меня опередили…
Грустные вздохи друга услышал второй снеговик и поспешил на помощь.

Читает ученик:
Снеговик Снеговика
Увидал издалека.
Он печален, кривобок,
И ужасно одинок!

"Эй, братишка,не скучай,
Приходи ко мне, на чай!
Не растаешь, что с тобой,
Чай хороший, ледяной."

Почему грустишь? - "Да Вовка
Оторвал мой нос-морковку!"

-"Ты не огорчайся слишком,
Чем не нос - от елки шишка!"
Хвойный запах от сосны...
Недалек приход Весны!
Солнце днем печет не очень,
Но приятней все же ночью."
Снеговик Снеговика
Даже насмешил слегка.
Но смеялся наш снежный друг недолго, он даже нос не мог повесить, просто грустно смотрел на друга печальными глазами-угольками. И меня осенила мысль: а что, если мы все вместе поможем снеговику найти его нос? Вы согласны помочь снеговичку-добрячку, который счастье своё нашел лишь тогда, когда помог ребятам?
Дети:
-Да, согласны. Мы очень хотим ему помочь, чтобы он Новый год встретил веселым и счастливым!
Ребята, но чтобы помочь снеговичку, нам надо совершить небольшое путешествие по сказочным дорожкам. 
Вспомним хорошо известных вам героев литературных сказок, которые вы читали к этому уроку, и разгадаем кроссворд. И так, в путь! 

Презентация « Помоги снеговичку»( Слайды сменяются по сценарию и в соответствии с разгаданными словами)

Учитель:
Что такое? – Где же нос!
Снеговик простужен?...
Может быть ему компресс
Или доктор нужен?
Но смеётся детвора 
весело и звонко:
- Мы сейчас решим кроссворд
и будет нос- морковка! 


1. Имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на «Попрыгунье» в Веселию. (Пеппи)

2. Капитан, побывавший в Лилипутии. (Гулливер)


3. Деревянный человечек, которого заманили в Страну дураков. (Буратино)

4. Обладатель очень громкого голоса, который посетил Страну Лжецов. (Джельсомино)

5. Девочка, путешествовавшая по Стране чудес и Зазеркалью. (Алиса)

6. Мальчик, который вместе с Митиль навестил бабушку и дедушку в Стране воспоминаний.(Тильтиль)

7. Мальчик, который с лошадью Лушей пошёл в Синий лес и очутился в стране «Нигде и никогда». (Ивушкин)

8. Человечек, которого сшили в кукольном царстве царя Формалая Большого. (Петрушка)

9. Смельчак, который одолел рыцаря Като и поселился в Стране Дальней. (Мио)

10. Мальчик-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино).

Учитель:

Ребята, если кроссворд разгадан правильно, то в выделенных клетках (11) можно прочитать фамилию мальчика, который в поисках трудностей и опасностей попал в Страну невыученных уроков. (Перестукин) 

Учитель:
Кроссворд наш разгадан. Молодцы, ребята. Вы славно потрудились. Дружно все помогли снеговичку. Послушайте, как они беседуют:

Дети:
- Что стоишь и ждёшь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли - глазки, нос - морковка,
И метёлку держишь ловко.
- Мне прекрасно здесь стоится,
В двери Новый год стучится,
А ребята, снег и вьюга
Лепят для меня подругу.


Учитель:
-Замечательные снеговички! И очень счастливые! Они готовы к встрече Нового года.
А как вы встречаете Новый год, ребята?
Дети:
-Новый год-праздник семейный. Надо, чтобы его праздновали все вместе: и мамы, и папы, и дети!
Учитель: 
-Молодцы. Это прекрасная традиция. Тогда давайте наших снеговичков сделаем счастливыми очень-очень! – создадим семью!

Ученик:
Одному быть не годится,
Лепим бабу-снеговицу,
Даже лучше - «снеговуху»,
Чтоб приятнее для уха…
Жаль, у мамы шали нет,
Может, подойдёт берет?
А теперь бы им - детишек,
Двух весёлых снеговишек!
Или всё ж, «снеговичков»,
Да с руками из сучков,
В новых шарфиках цветных…
Вот готов и стих про них!
Дети исполняют песню «Это мы, снеговики!» Слова и музыка И.А. Якушиной 

Нас лепят дети дружные
За комом катят ком.
Мы любим зиму снежную,
От снега мы растем.

Припев:
Нос – морковка, 
Глаза – угольки.
На голове ведерко –
Это мы, Снеговики!

Не любим дождь и солнышко,
Снежинки нам милей.
Пускай они летают здесь
Еще хоть двести дней!

Припев:
Нос – морковка, 
Глаза – угольки.
На голове ведерко –
Это мы, Снеговики!

Рисуйте нам пошире рот –
Смеяться будем мы.
И вам, ребята, песни петь
В теченье всей зимы!
Припев:
Нос – морковка, 
Глаза – угольки.
На голове ведерко –
Это мы, Снеговики!
Учитель:
Спасибо большое вам, ребята, за сегодняшний урок внеклассного чтения. Мы не только вспомнили литературные сказки, но и сами с вами создали свою, добрую, волшебную зимнюю сказку. 
Мне только осталось уточнить:
-Какие же сказки называются литературными?
Дети:
-Сказки, которые написаны писателем или поэтом называются литературными, или авторскими.
Учитель:
-Можно назвать литературной нашу сказку, которую мы сочинили в течение урока?
Дети:
-Да, можно.
Учитель:
-У литературной сказки есть автор. Кто же автор нашей сказки?
Дети:
-Автор сказки –мы, 4 класс. 
Учитель:
-Мне приятно было с вами сегодня работать, дорогие мои ребята, авторы сказки . Вы показали хорошее знание литературных сказок и проявили себя как авторы, сказочники. Кроме того, 
ваша отзывчивость помогла снеговичку не только найти утраченный нос, но и обрести семью, встретить Новый год веселым и счастливым!

Учитель:
Пусть Новый год, что на пороге, 
Войдёт в ваш дом, как добрый друг! 
Пусть позабудут к вам дорогу 
Печаль, невзгоды и недуг! 
Пусть придут в году грядущем 
И удача, и успех! 
Пусть он будет самым лучшим, 
Самым радостным для всех!


Презентация к уроку с кроссвордом
PPT / 4.61 Мб

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Медведева Татьяна Петровна, 14.02.17 в 10:26 2Ответить Пожаловаться
С удовольствием ознакоми лась с вашей публикацией, Тамара Ивановна. Занимательный материал переплетается с проверкой уровня читательской активности. Думаю, что данный материал поможет коллегам в организации не только уроков внеклассного чтения, но и досуговой деятельности ребят.
Радченкова Тамара Ивановна, 14.02.17 в 11:01 2Ответить Пожаловаться
Вы ,как всегда, самая первая отслеживаете мои работы. Я только пытаюсь освоиться здесь. Спасибо за поддержку.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 14.02.17 в 20:25 1Ответить Пожаловаться
Супер! Здорово! Очень нужный материал! Спасибо!!!
Радченкова Тамара Ивановна, 14.02.17 в 20:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!

Отредактировано 15-02-2017 18:38

Медведева Татьяна Петровна, 15.02.17 в 12:35 1Ответить Пожаловаться
Тамара Ивановна! Хочу добавить: я обратила внимание на то, что большинство выложенных вами работ касаются урока чтения, или внеклассного чтения. И мне не составляет труда сделать вывод, что эта работа у вас поставлена профессионально. Вы уделяете большое внимание привитию интереса учащимся к книге, к чтению. Это очень актуально, потому что все изменяется, приходит и уходит, а книга была, есть и будет. И сегодня очень важно помнить об этом. Ваши работы дают повод думать, что и в современной школе чтению, знакомству с золотым фондом мировой литературы уделяется много времени и внимания. Спасибо ещё раз.
Радченкова Тамара Ивановна, 15.02.17 в 12:49 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам огромное, Татьяна Петровна! Вы правы. Я собираюсь разместить еще материал по этой тематике. Вы очень внимательный и глубоко-профессиональный педагог. Благодарю Вас!

Отредактировано 15-02-2017 18:40

Кряжевских Ольга Владиславовна, 02.04.17 в 22:08 0Ответить Пожаловаться
Не перестаю восхищаться Вашими работами! Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.