12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саенко Наталья Владимировна391
Саенко Наталья Владимировна
Россия, Ростовская обл., Батайск

Урок занятости в 11 классе

по теме: «Человек и профессия»

Автор: Саенко Наталья Владимировна

учитель физики МБОУ СОШ№4 с УИОП


 

Наш девиз: « Пришли, удивили и просветили,

Дорогу в профессии нам осветили!».

Цель урока:

  • стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
  • привлечение внимания молодежи к рабочим профессиям; популяризация «непопулярных», но важных профессий.

Учитель:

Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Провести анкетирование по вопросам:

1. Какие профессии тебя привлекают?

2. Какие профессии на ваш взгляд кажутся миссионерскими?

3. Почему ты так считаешь?

4. Что ты знаешь об этих профессиях?

5. Рынок труда. Что продают и покупают на этом рынке?

6. Каковы причины безработицы?

7. В чем разница между модой и спросом на профессию?

8. Какую профессию выбрали вы?

Профессиональное самоопределение - это определение себя относительно какой – либо профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере.

Профессиональное становление идет постепенно и к концу 11 класса формируется профессиональное стремление и готовность к профессиональной самореализации.

Что такое профессия? Как вы считаете?

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющий обычным источником существования.

НПрямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 3апример:врач профессия; хирург специальность; пластический хирург специализация.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это степень готовности к какому – либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом.

По характеру труда профессии делятся на два вида:

преимущественно физического труда;

преимущественно умственного труда

Человек и профессия — это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала. Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

А знаете ли вы….

Прямая со стрелкой 6Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 5Прямая со стрелкой 7что на рынке труда покупают и продают рабочую силу по схеме: продавец (человек, ищущий работу) товар (знания, опыт работы, личные качества) покупатель (работодатель) ;

что безработица - это социально- экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может применять свою рабочую силу, уровень безработицы в Батайске составляет 0,76%;

что занятость населения - это деятельность населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящих трудовой доход;

что в этом году на рынке города Батайска преобладает спрос на кадры по рабочим специальностям: машинисты кранов, бетонщики, водители, плиточники, плотники, прорабы, слесари, токари, фрезеровщики;

что часто выбираемыми стали профессии: юрист, экономист, программист, менеджер, парикмахер, повар, медсестра, дизайнер.

Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными; юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, экономической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуальным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; в то же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.

Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возраста появляется мечта быть каким-то специалистом (милиционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте наступает осмысление собственного будущего «в мире профессий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профессии начинается с того самого момента, когда человек становится «проводником» профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей. Жизнь человека — духовная и физическая — ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии.

Итак, давайте выработаем основные правила для успешного поиска жизненного пути

ПРАВИЛО № 1 «НАДО УМЕТЬ МЕЧТАТЬ»

Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

ПРАВИЛО №2 «УМЕЙТЕ БЫСТРО ВЫБИРАТЬ»

Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать возможность оглядеться, присмотреться – наш век – век стремительных скоростей и быстрых решений.

ПРАВИЛО №3 «ТОЛЬКО ВПЕРЁД»

Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

ПРАВИЛО №4 «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

К ошибкам, возникающим при выборе профессии, относятся: увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.). И закончить свой урок занятости следующим стихотворением:

Мы повзрослели очень быстро,

Жизнь пронеслась за нами вскачь.

Но выбирать настало время-

Не знаем, кем хотим мы стать хоть, плачь!

Мы быть хотим полезны людям,

Найти работу нам бы по душе.

И пусть тогда родные судят,

Что повезло с профессией и мне!

В веселья час и в час разлуки,

Мне б нужным человеком стать.

И лишь профессию такую,

По жизни мне бы надо выбирать!

Томас Карлей сказал:

«Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным».

Так пусть вам повезет и пусть всегда в выборе профессии вам «дует попутный ветер».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.