12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Носкова Марина Викторовна33

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-туристический центр»

 

«Мы - друзья природы»

урок - экскурсия по учебно-опытному участку с элементами игры

для обучающихся 8-10 лет


 

Составила:

Носкова Марина Викторовна,

методист ДЭБЦ


 

 

Бийск

2016

Экскурсия с элементами игры «Мы - друзья природы» проводится по учебно-опытному участку «Детского эколого-туристического центра» г. Бийска

(в весенне-летний период) и рассчитана для детей 8-10 лет.

Маршрут экскурсии состоит из пяти остановок, обозначенных табличками с прикрепленными конвертами и флажками. Детям предлагается выступать в качестве экскурсовода, зачитывая сообщения, рассказы о растениях, участвовать в игре (Приложение I. Схема маршрута по учебно-опытному участку ДЭТЦ).

Цели: Познакомить обучающихся с растениями “Красной книги Алтайского края”, раскрыть основные причины сокращения численности видов; воспитывать бережное отношение к растительному миру; способствовать развитию памяти, наблюдательности.

Задачи:

-расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу Алтайского края,

-развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, умение обобщать.

Оборудование: 5 табличек с флажками (под цвет остановки) и конвертами, 5 карточек с сообщениями, 4 карточки светофора с обозначенными цветами (красный, желтый и зеленый), таблички с маршрутом экскурсии и цветные карандаши, блокноты (на каждого участника), 8 неподписанных конвертов разных цветов (2 - красного цвета, 2-, желтого, 2 – белого с рассказами о растениях и 2 зеленого).

Ход мероприятия

Экскурсовод: (у входа в центр)- Здравствуйте ребята!

Участники: - Здравствуйте!

Экскурсовод: - В наш эколого-туристический центр приходят люди неравнодушные к природе. И я рада вас приветствовать, так как вы являетесь такими людьми! Это верно?

Участники: - Даа!

Экскурсовод: - Тогда мы смело можем отправляться в путь по нашим экологическим тропинкам, где мы с вами совершим несколько познавательных остановок. Вы узнаете о растениях «Красной книги Алтайского края», которые относятся к разным категориям.

(Экскурсовод с участниками проходят до первой остановки, обозначенной флажком и табличкой – «СТОП», с прикрепленным к ней конвертом).

Первая остановка

Ребята, нам запрещено идти дальше! А как известно из любой ситуации всегда находится выход. Давайте откроем конверт и узнаем, почему же в начале нашего пути нам встретилось препятствие. Итак, на первой остановке у нас в конверте рисунок светофора с желтым цветом. Ребята, а что означает этот цвет?

Участники: - Будь готов к пути!

Экскурсовод: - Правильно, но здесь еще есть сообщение! (читает). Здравствуйте юные участники! Всем известно, что существуют правила, которые вы должны соблюдать на экскурсиях! Озвучьте главные из них.

Участники: - 1) соблюдать дисциплину 2) самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы 3) Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы 4) бережно относиться к природе.

Экскурсовод:

Возьмёмся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся туда, где лес манит своей листвой.

Принимай-ка лес гостей

Доброй песней нас согрей.

(Экскурсовод с участниками проходят до второй остановки, обозначенной флажком и табличкой – «ОБРАТИТЕ НА НАС ВНИМАНИЕ!», с прикрепленным к ней конвертом).

Вторая остановка

Экскурсовод: - Уважаемые участники экскурсии, на нашей второй остановке нам предлагают обратить внимание на кого-то или что-то! Давайте выясним! А поможет нам капитан команды (капитан команды демонстрирует содержимое конверта). Итак, у нас в конверте рисунок светофора с красным цветом! А что означает этот цвет?

Участники: - Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.

Экскурсовод: - И вы правы! Не зря «Красная книга растений» имеет этот цвет. В нее внесены растения разных категорий, о которых мы узнаем по мере прохождения маршрута. Уважаемый капитан команды зачитайте, пожалуйста, сообщение из конверта!

Капитан команды: (Приложение II, Сообщение участникам 1, читает текст).

Экскурсовод: - Что ж ребята, давайте выполним просьбу наших друзей и познакомимся с ними!

Итак, перед нами представлены те виды растений, которые отнесены к категории «Исчезающие». В Красной книге они располагаются на красных страницах. Это виды, находящиеся под прямой угрозой исчезновения в результате деятельности человека, без специальных мер охраны могут исчезнуть.

И первый друг, с которым мы познакомимся: Мытник прерывистый (Pedicularis interrupta Steph) (экскурсовод дает краткое описание растения) (Приложение II, Категория растений «Исчезающие»).

Второе растение это – Ирис (Касатик) Лоча (Iris loczyi) (Приложение III). И третье - Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia) (Приложение III).

Экскурсовод: - Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь. Всё это называется ПРИРОДА. Давайте же всегда её беречь!

Физ. минутка (Приложение IV).

(Экскурсовод с участниками проходят до третей остановки, обозначенной флажком и табличкой – «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!», с конвертом).

Третья остановка

Экскурсовод: - Будьте внимательны на третьей остановке. Здесь тоже живут наши друзья, только относятся они к уязвимой категории. Уязвимые - это виды, изначально малочисленные в природных условиях, численность их может сократиться за короткий промежуток времени в результате хозяйственной деятельности человека.

Итак, что же нам оставили в конверте? А это рисунок светофора с желтым цветом! Мы уже встречались с ним. А как называется наша третья остановка, подскажет табличка с флажком. И ваш ответ?

Участники: - «Будьте внимательны!»

Экскурсовод: - Правильно, и страницы, на которых размещены эти растения тоже желтого цвета! А сообщение следующее (экскурсовод дает право участнику прочитать сообщение) (Приложение IV, Сообщение участникам 2).

Экскурсовод: - Итак, ребята, будем выполнять еще одну просьбу! Вам предстоит найти конверты с рассказами. Не забудьте про подсказку (8 неподписанных конвертов, разных цветов, находятся в радиусе 3-х метров от данной остановки. Участники должны найти 2 конверта желтого цвета. Зачитывает содержимое конверта, тот, кто его найдет) (Приложение IV, Приложение V. Растения уязвимой категории).

(Экскурсовод с участниками проходят до четвертой остановки, обозначенной флажком и табличкой – «МЫ РЕДКИЕ!», с прикрепленным к ней конвертом).

Четвертая остановка

Экскурсовод: - Наша четвертая остановка у редких растений. А в конверте у нас сообщение! - Мы, редкие растения, располагаемся в «Красной книге» на белых страницах. Нам скучно на них, зарисуйте нас в своих блокнотах и подпишите!

Экскурсовод: - Итак, ребята, будем выполнять еще одну просьбу! (экскурсовод знакомит участников с растениями: Лук алтайский (Allium altaicum) и Кандык сибирский (Erythronium sibiricum). Участники зарисовывают представленное растение и подписывают его) (Приложение VI, Растения уязвимой категории).

Экскурсовод: - В результате активного нерегламентированного сбора и заготовки растения населением, эти растения внесли в категорию редких.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Пятая остановка

Экскурсовод: - И последняя наша остановка – пятая («РЕСУРСЫ»). В конверте у нас сообщение: « - Здравствуйте! Мы, ресурсные растения, еще не редкие, но усиленно эксплуатируемые как источники ценного лекарственного сырья. Берегите нас, ведь мы помощники вашему здоровью! Отгадайте загадки с нашими именами, а после этого, посмотрите, какой цвет выделен на светофоре».

Меня зовут «второй женьшень»

Два цвета у меня

Еще лечу болезни я

Ну, кто же я, друзья? (Родиола розовая)

Экскурсовод: - Молодцы!

Родиола розовая, золотой корень (Rhodiola rosea L., Sedum rosea) (экскурсовод дает описание данному виду, Приложение VII. Ресурсные растения)

Травянистый многолетник

Из семейства лютиковых

С темно-бурым корневищем

И цветочком желтеньким

Ранней я весной цвету

Сердца хвори я лечу! (Адонис весенний)

Экскурсовод: - Молодцы! Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis) (Приложение VII. Ресурсные растения).

Экскурсовод: - Молодцы ребята, успешно прошли вы наш маршрут. Теперь вы знаете, какие растения внесены в «Красную книгу Алтайского края» и почему. Все они требуют особого внимания и если каждый из нас позаботиться хотя бы об одном из них, то природа отблагодарит нас разноцветными красками. И у нас на светофоре зеленый цвет. Этим цветом нам природа говорит: - «Проходите – путь открыт».

Список использованной литературы.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. По страницам Красной книги Алтайского края. – Барнаул, 2009

Ильина Т.А.Лекарственные растения России. Иллюстрированная энциклопедия М: – Эксмо, 2006

Приложение I

Схема маршрута по учебно-опытному участку «ДЭТЦ»

 

вход

№ 1

№ 2

№3

№5

№ 4


ДЭТЦ

выход

 


 

Условные обозначения: №1- остановка «СТОП»; №2 – остановка «ОБРАТИТЕ НА НАС ВНИМАНИЕ!»; №3 - остановка «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!»; №4 - остановка «МЫ РЕДКИЕ!»; №5 - остановка «РЕСУРСЫ».

Приложение II

Сообщение участникам 1

(читает капитан команды). Здравствуйте юные экологи! Мы, растения, рады приветствовать вас на своей полянке! И не зря она обозначена красным цветом. Мы призываем людей обратить на нас внимание! Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, вы в результате грабите себя. Добрые люди, заботящиеся о природе, придумали специальную книгу, в которую включили нас. Это произошло в то время, когда многие наши виды подверглись исчезновению. В нашем Алтайском крае тоже такая существует, и теперь мы находимся под охраной государства! А цвет этой книги - красный- он предупреждает нас: "Стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!"

Мы уверены, что после нашего знакомства вы будете внимательнее к нам относиться!

Категория растений «Исчезающие».

Мытник прерывистый (Pedicularis interrupta Steph). Семейство Норичниковые. Многолетнее растение с мощным разветвленным корневищем. Цветет с мая по июнь. Плодоносит в июле. Степные луга, каменистые склоны холмов.

Мытник прерывистый (Pedicularis interrupta Steph)

 

 

Приложение III

Ирис (Касатик) Лоча (Iris loczyi). Семейство Ирисовые. Многолетнее, раннецветущее растение с тонким корневищем. Распространен по песчаным гривам окраин бора. Цветет в начале мая. К концу мая надземная часть растений почти полностью отмирает. Растения цветут и плодоносят. Название «ирис», «иридос» происходит от греческого слова «радуга», и дано роду из-за радужного многообразия и красоты цветов. По легенде это название дал цветку древнегреческий врач (около IV века до н. э.) Гиппократ. В народной медицине используют при ангинах, пневмонии, для лечения инфицированных ран.

Ирис (Касатик) Лоча (Iris loczyi)

Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia). Семейство Частуховые. Цветет в первой декаде сентября. Многолетнее корневищное растение, образующее зимующие почки, исчезает под воздействием хозяйственной деятельности человека, особенно в результате осушения болот и загрязнения водоемов.

Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia)


 

Приложение IV

Физ. минутка:

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад.

Наклонились и присели

Сообщение участникам 2

Уважаемые ребята! Вы уже познакомились с некоторыми растениями «Красной книги», мы тоже хотим заявить о себе! Чтобы вы нас не забывали, мы приготовили о себе краткие рассказы. Но вам предстоит их найти! Не забудьте, на каких мы страницах!

Растения уязвимой категории

Лук ледебура (Allium ledeborianum). Семейство Луковые. Имеет высокие питательные свойства. Цветет летом и в начале осени. В листьях содержатся витамин С, сахара, калий, кальций, магний, железо и др.   Так как сборы его населением ежегодно увеличивались, попал в список уязвимых видов.

Лук ледебура (Allium ledeborianum)

Приложение V

Растения уязвимой категории

Тысячелистник ледебура (Achillea ledebourii heimerl), многолетнее травянистое растение. Семейство Сложноцветных.  Цветет в июне. Плодоносит.В переводе с латинского «millefolium»-«тысяча листьев». На самом деле листьев, на кусте значительно меньше, а вот цветков может быть больше 20 тысяч. Тысячелистник одним своим присутствием благотворно влияет на окружающие растения. Он так же полезен в растительном сообществе, как и хороший человек, в обществе, он обладает повышенной способностью извлекать из почвы серу и стимулировать ее поглощение соседями.

Тысячелистник ледебура (Achillea ledebourii heimerl)

Рябчик шахматный  (Fritillária meleágris). Семейство Лилейные. Луковичное многолетнее растение, сезон цветения с апреля по май, но волшебство цветения каждого цветка длится недолго - обычно они сохраняют свежесть не более пяти дней.  Расцветает, как правило, один цветок (редко 2—3) Оригинален своим “шахматным” цветком

Рябчик шахматный  (Fritillária meleágris)


 

Приложение VI

Растения уязвимой категории

Лук алтайский (Allium altaicum). Семейство Луковые. Травянистое многолетнее растение. Растет преимущественно на сухих каменистых местообитаниях. В пищу употребляются листья и луковицы. Является лекарственным и обладает антимикробным, тонизирующим действием. Люди активно собирают лук алтайский в горах, поэтому его запасы и ареал быстро сокращаются.

Лук алтайский (Allium altaicum)

Кандык сибирский (Erythronium sibiricum). Семейство Лилейные. Многолетнее растение обитает в хвойных, смешанных и березово-осиновых лесах, цветет в марте - апреле и начале мая. Ранний медонос. Луковицы съедобны. В них содержатся глюкоза, крахмал, белок. Издавна в народной медицине их применяли от колик, эпилепсии. Луковицы выкапывали, нарезали, сушили и растирали в муку. Кандык размножается, в основном, семенами, этой возможности лишают его потребители природных красот, срывающие соцветие. А упавшие в почву семена начинают цвести только через 5-6 лет после всходов. Поэтому быстрого возобновления не получается.

Если же Вы хотите природу не губить, а беречь, то это растение можно вырастить и в собственном саду.

Кандык сибирский (Erythronium sibiricum)

Приложение VII

Ресурсные растения

Родиола розовая, золотой корень (Rhodiola rosea L., Sedum rosea) – многолетнее растение. Семейство Толстянковых. Целебное и декоративное растение. Цветет через 2-3 недели после таяния снега. Плодоносит в августе-сентябре. Растет родиола розовая по берегам и долинам рек. В медицине используют корни. Используют как общеукрепляющее и противовоспалительное средство, применяют при мигрени, сахарном диабете и др.

Родиола розовая, золотой корень (Rhodiola rosea L., Sedum rosea)

Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis). Семейство Лютиковых. Первоцвет. Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. Сырье и препараты, получаемые из него, применяют при хронической сердечной слабости, при нарушениях сердечной деятельности при болезнях почек и нерво-психических болезнях.

Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.