12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таранова Марина Игоревна1001
Преподаю биологию в гимназии "Мариинская". Учитель высшей квалификационной категории.
Россия, Ростовская обл., Таганрог
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Тема «Глобальные экологические проблемы человечества»

Урок-исследование «Изменение климата»

9 класс

Цель: установить причины парникового эффекта через построение модели, демонстрирующей это явление.

Форма урока: практическая работа.

Оборудование: прозрачная ёмкость с крышкой; термометр; электрическая лампа; вода; почва; песок.

I. Введение. Проблема парникового эффекта.

1. На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. По мере того как увеличивалось количество населения планеты, а развитие науки и техники давало новые возможности, всё заметнее проявлялось изменение в природе, вызванное деятельностью человека. Последние годы учёных-экологов волнует целый ряд проблем, особое место среди них занимают проблемы озоновых дыр, кислотных дождей, парниковый эффект. Об этих проблемах говорят как о трёх "подарках", сделанных человеком самому себе и своей планете. Чтобы понять, о каком из этих "подарков" пойдёт речь на сегодняшнем занятии, предлагается заслушать сообщение по проблеме изменения климата Земли, подготовленное учащимися по материалам метеонаблюдений и новостным сюжетам за последние несколько лет.

  Собранный в сообщении материал подводит к выводу, что основной причиной изменения климата Земли является парниковый эффект.

2. В парниках на наших огородах стекло или плёнка удерживает тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и плёнки в нём играет углекислый газ, которого всё больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при этом образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! Увеличивается концентрация и других антропогенных газов в воздухе — метана, оксида азота, фреона. Эти газы, скапливаясь в атмосфере, пропускают солнечные лучи, но задерживают тепловое излучение с Земли. Такая задержка тепла в атмосфере и приводит к медленному потеплению климата планеты. Это явление назвали парниковым эффектом (демонстрация схемы «Возникновение парникового эффекта»).

  Установлено, что на Земле по сравнению с концом XIX в. средняя температура повысилась на 0,6° С, а к 2025 г. повышение составит уже 2,2°—2,5° С.

«Возникновение парникового эффекта»

II. Практическая работа «Выявление парникового эффекта»

1. Работа проводится группами по плану. По ходу эксперимента группы решают поставленные в задании вопросы и анализируют получаемые результаты.

Задания для исследования.

1). На дно прозрачной ёмкости помещаем грунт, слоем 2-3 см, и увлажняем его (группа №1, 3 - почва, группа №2, 4 - песок). В ёмкость помещаем вертикально термометр, накрываем прозрачной крышкой (стеклом) и устанавливаем лампу на высоте 20-30 см.

2). Снимаем показания термометра, не включая лампу.

3). Включаем лампу и снимаем t° показания в течение 20 мин. каждую минуту.

Объясните, почему t° увеличивается? Сравните этот процесс с "парниковым эффектом" на Земле.

4). Выключаем лампу и даём t° упасть до комнатной. Увлажняем грунт и, сняв крышку с ёмкости, повторяем опыт.

Объясните влияние облачности на t° воздуха.

5). Постройте графики, отложив по оси ординат t°, а по оси абсцисс - время. Сравните полученные результаты.

2. После выполнения практической части работы, каждая группа представляет полученные результаты. Графики группы «песок» и «почва» сравниваем и анализируем:

- Различаются ли температурные кривые для тёмного и светлого грунта? Почему?

- Как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов?

III. Обобщение. Научные пути решения проблемы.

1. Обсуждение вопросов:

- Как повлияет существенное повышение средней t° нашей планеты на очертания материков?

- Как вы оцениваете последствия парникового эффекта для планеты - отрицательно? положительно? Какие преобладают?

2. С дальнейшим развитием парникового эффекта предполагается возможное таяние морских и горных льдов в районах вечной мерзлоты, подтопление приморских равнин и ряд других отрицательных последствий для человека и природы. Одновременно предполагаются и положительные последствия парникового эффекта: увлажнение климата и «оживание» пустынь, увеличение продуктивности лесов и других биоценозов в регионах с недостатком влаги и т. д. Учитывая преобладание отрицательных последствий, создан межправительственный комитет, разрабатывающий меры предотвращения парникового эффекта.

- Какие возможные пути решения проблемы парникового эффекта  могли бы предложить вы?

- А как с этой проблемой пытаются бороться специалисты?

3. Поиски путей решения проблемы изменения климата Земли: учащиеся высказывают предложения возможных путей решения проблемы парникового эффекта; заслушиваются сообщения учащихся о научных подходах по этой проблеме; сравнение и обсуждение предложений учащихся с предложениями ученых-экологов - выявление общих точек зрения и оценка реальности осуществления и эффективности выдвигаемых предложений по решению данной проблемы; формулируются выводы.

 
Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (2)

Любовь Васильевна, 19.12.15 в 04:53 0Ответить Пожаловаться
Полезный урок.Моделирование глобальной проблемы доступно, понятно.
Макарова Ирина Михайловна, 21.12.15 в 14:00 0Ответить Пожаловаться
ЭТО НАСТОЯЩИЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ.МОЛОДЦЫ! НО МАЛОВАТО-4 БАЛЛА
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.