12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

Контрольная работа по теме «Лексика»

5 класс

Работу выполнила: Петрушенко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Васильевка, 2016

 

Тема урока: «Контрольная работа по теме «Лексика».

Цели урока:

  • проверить усвоение теоретического и практического материала по изученной теме;
  • выявить пробелы с целью предупреждения ошибок;
  • формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.

Задачи:

образовательные: 

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках при изучении темы: «Лексика»;
  • обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

воспитательные: 

  • способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;
  • воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

развивающие:

  • развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;
  • формировать навыки самоконтроля.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

Форма урока: контрольная работа.

Оборудование: карточки с текстом контрольной работы, сигнальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока:

Контрольная работа по изученной теме «Лексика».

III. Сообщение цели проверки и способа ее проведения.

IV. Работа по новой теме:

1. Устная проверка знаний учащихся (фронтальная).

Цель: определить уровень знаний отдельных учащихся по изученному материалу и составить представление об усвоении учебного материала всем классом.

Что такое лексика?

Что такое лексическое значение слова?

Чем отличаются многозначные слова от однозначных слов?

Какие слова называются диалектизмами, какие - профессионализмами?

Какие слова являются заимствованными?

Как объяснить, что некоторые слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?

Чем архаизмы отличаются от историзмов?

Какой лексический словарь вы хотели бы приобрести и почему?

Как вы оцениваете свой личный «словарь» (запас лексических средств), которым вы пользуетесь в жизни (бедный, удовлетворительный, достаточный, позволяющий успешно трудиться)? (поднимают соответствующую карточку)

2. Взаимный опрос в парах.

Цель: взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

1 пара: Что такое омонимы? Приведите примеры омонимов.

2 пара: Что такое синонимы? Приведите примеры синонимов. Покажите на одном – двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.

3 пара: Что такое антонимы? Приведите примеры антонимов.

4 пара: Что такое прямое и переносное значение слова? Приведите примеры слов с переносным значением.

5 пара: С какими словарями вы познакомились при изучении лексики? Для чего нужно

уметь пользоваться словарями?

3. Выполнение контрольной работы.

а) Выдача учащимся задания на контрольную работу.

б) Знакомство учащихся с текстом контрольной работы.

Контрольная работа

1-й вариант

2-й вариант

1. Найдите устаревшие слова и выпишите их:

Крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячью, а два – с тьмой.

Однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин.)

2.Приведите примеры диалектных слов (по 3 слова), с одним из них составьте

сложное предложение.

3.Выпишите из словаря по одному слову:

Заимствованное

Профессиональное

Неологизм

Архаизм

4.Замениете фразеологизмы синонимами.

С одним из них придумайте предложение, запишите его

Задрать нос, спустя рукава

Водить за нос, засучив рукава

5. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами

1.Петя плохо работал. 2.Дома он тоже ничего не делал. 3.За уроки брался неохотно.

1.Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. 2.Надо было усердно приниматься за работу.

6. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов

Аккорд

Гаммы

7.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе.(К.Паустовский.)

В саду горит костёр рябины красной. (С.Есенин.) Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.

8. Выпишите синонимы из предложений

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

9.Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

Язык

Хрустальный

10.В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.

в) Работа в тетрадях.

Оформление тетрадей (число, контрольная работа).

Самостоятельное выполнение учащимися контрольной работы.

V. Ответы учителя на вопросы учащихся.
VI. Подведение итогов контрольной работы и урока в целом.

Оценка деятельности учащихся.

VII. Задание на дом: составить свою контрольную работу по типу, сделанной на уроке.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.