12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Николаевна1262
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Педагогическая мастерская.  «Тема любви в рассказе А.П.Чехова «О любви» 8 класс

Цель:

Выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

·         развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности

·         воспитание интереса к литературе.

Предметные:

·         Способствовать полноценному восприятию художественного произведения;

·         Проверить знание рассказа;

·         Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные:

·         развитие речи и творческого мышления обучающихся;

·         формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

 

 

Этапы мастерской

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I.                  Подготовка к восприятию

Посмотрите на слайды, что объединяет все эти картины? Дома я попросила вас прочитать рассказ Чехова о любви. Предположите, пожалуйста,  рабочую версию темы урока.

В конце урока вернёмся к теме и проверим, правильны ли были наши предположения.  Запишите тему «Тема любви в рассказе А.П.Чехова «О любви»

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

 

II.               Индуктор

(основан на собственном опыте ребёнка)

 

 

Приём ассоциации

На классной доске записано слово ЛЮБОВЬ.

·        Запишите все ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово любовь.

·        Выберите из потока ассоциаций ключевые слова, характеризующие исходное понятие.

  • Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо будет дать определение слово «любовь» с опорой на ваши ключевые слова (формулировка может быть абсолютно произвольной).

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала

 

(Индивидуальная работа, афиширование или сменные пары, работа в малых группах, социализация).

 

 

 

 

а)возможность высказаться каждому
б)отстранённый анализ своей собственной деятельности

в)отсутствие оценочных характеристик

3.1.Первичная социализация.

Обсудите ваши определения с членами вашей группы, создайте свой словарь ассоциаций понятия ЛЮБОВЬ и поделитесь словарями с участниками мастерской.

 

3.2. Социализация

Группы зачитывают свои словари и вывешивают их на доску.

 

 

IV. Анализ содержания.

А) Подбор материалов

·         Полифония смыслов

·         Структурированность мысли

·         Сжатость текстов, компактность

 

Б) Разрыв
Отказ от старого знания и приобретение нового

 

В) Образная интерпретация содержания

Выявление глубинных смыслов изучаемого материала, поиск альтернатив, сравнений, аналогий.
 

4.1.Творческое задание

На основе вашего словаря ассоциаций напишите миниатюру-рассуждение на тему «Моя любовь - что это?» (3-5 предложений)

Каждая группа защищает лучшую работу.

4.2.Разрыв

Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие А.П.Чехов.

А) Заполнение таблицы
Вам необходимо  определить, сформулировать понятие «любовь», опираясь на текст рассказа, и сделать вывод о том, как показана любовь у Чехова, и заполнить таблицу.

Слова-ассоциации, которые вы использовали в своих группах.

 

 

Любовь в рассказе А.П.Чехова

 

Любовь Пелагеи и  повара Никанора

Любовь Анны Алексеевны Луганович и Павла Константиновича Алёхина

Прикрепите скрепкой свои определения.

 

 

 

 

Б)Сопоставление со статьёй толкового словаря Ожегова

У вас на столах листочки, в которых даётся определение « любовь », взятое из Толкового словаря С.И.Ожегова. Зачитайте значения этого слова и определите, какое из значений подходит к рассказу Чехова.

ЛЮБОВЬ

1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
 Чары; муки любви; признание в любви, страдать, страстная любовь.

2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности;
Любовь к родителям, детям. Любовь к ближнему.

3.Постоянная сильная склонность, увлеченность чем – нибудь.
 Любовь к правде, истине. Любовь к балету, чтению, к театру.

4. Предмет любви (тот или та, кого кто – нибудь любит, к кому испытывает влечение, расположение).    Он ее первая любовь. Она его очередная любовь.

5. Пристрастие, вкус к чему – нибудь.       Любовь к сладкому, к нарядам, комфорту.

6.Интимные отношения , интимная связь.

В).Анализ названия рассказа
Почему же автор не назвал его «Любовь», «Про любовь», а назвал именно «О любви?»
В чем разница, например, «Про любовь»- «О любви»? Всего лишь только разные предлоги  (про- о. Какие смысловые оттенки они придают слову «любовь»?), разные падежи (винительный- предложный. Почему автор предпочел второй?). Вероятно, за этим «лишь только» скрывается что- то глубинное. Что именно? Что хотел сказать нам  писатель, о чем предлагает задуматься? Почему из названия нельзя убрать предлог «о», может быть, тогда оно звучало бы более романтично- «Любовь»…

Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви»…какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев?

О любви нежной, трагичной, грустной, запретной…

·         - Как вы думаете, кто виноват, что люди, так любившие друг друга много лет, оказались несчастливы в своей любви и счастья не обрели?

·         - Почему Анна Алексеевна столько лет молчала и не могла объясниться Павлу Константиновичу в любви?

·         - Почему она плачет?

·         - Что её останавливает?

·         (пересуды, разговор, муж, который любит её, внутренняя совесть; может быть понимание того, что на чужом несчастье своего счастья не построишь)

·         - Перечитаем слова значения слова «любовь» Скажите, какое из них объясняет чувства героев новеллы Чехова?

Вернёмся к тексту произведение. (Прослушаем отрывок записи рассказа А.Чехова «О любви». Читает Дмитрий Журавлёв. Замечательный русский актер, режиссер, педагог, мастер художественного слова )
Как заканчивается новелла?

·         (пейзажная зарисовка: дождь перестал, вышло солнце, все любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми и умными глазами вертится здесь как белка в колесе).

·         - Почему жалели? (не сложилась личная жизнь у хорошего, доброго и умного человека)

Учитель: писатель не дает ответ на вопрос, что такое любовь, он только говорит, «тайна сия велика есть». Всего на нескольких страницах Чехов сумел заглянуть в подсознание человека, в подтексте отношений людей. Показать трагическое противоречие мечты и жизни, любви и долга, несчастья и счастья.

Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви»…какой? Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев?

О любви нежной, трагичной, грустной, запретной…

Оформите свои размышления в форме синквейна

 

 

V.Анализ результата
а)выявление индивидуально-личностного результата

  • При озвучивании в процессе рефлексии
  • При создании индивидуального продукта деятельности в мастерской
  • При подтверждении готовности работать в следующих мастерских

Б)наличие адекватной самооценки по существующим критериям

В)Непредсказуемость результата (определяет уровень креативности)

Рефлексия

·        Сформулируйте понятие «любовь Чехова» и запишите с помощью синквейна.

Порядок написания синквейна:

1 строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2 строка- 2 прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка- 3 глагола, отражающих действие понятия.

4 строка- короткое предложение-отношение автора.

5 строка- одно слово, через которое автор выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

 

Д\з  (на выбор)

·        Используя материалы урока, напишите письмо Алёхину от Анны Андреевны.

·        Напишите фанфикшн «Пропущенная сцена» или «Продолжение»

 

 

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

 

Литература:

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
  3. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

 

финал рассказа
PPTX / 960.05 Кб

/data/files/w1526998250.pptx (Художники о любви)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.