12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ендовицкая Татьяна Николаевна46
Работаю учителем географии и краеведения, имею первую квалификационную категорию.В своей работе применяю инновационные технологии как на уроках так и во внеклассной работе. Люблю свою работу и своих воспитанников.
Россия, Воронежская обл., Подгоренский район село Белогорье

Урок-обобщение по теме “ Внутренние воды России»

«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»

Академик А.А.Карпинский.

«Вода является самым важным минералом на Земле,

без которого нет жизни».

Геохимик А.Е. Ферсман

IЦели урока:

- обобщить полученные знания по теме;

-показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, ис­пользуя знания по географии, литературе, истории;

-  развивать интерес к изучению географии России.

Задачи урока:

в игровой форме провести проверку знаний учащихся по теме;

- определить уровень усвоения основных понятий;

-проверить уровень умений работы с картами России.

Оборудование: физическая, климатическая карты России, карта водных ресурсов, таблицы.


 

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делится на 3 команды, дают ей название (обязательное условие название должно быть из «водной тематики»), выбирают капитана.

Правила игры:

За каждый правильный ответ на 1- 4 этапе игры команде присваивается – 1 балл.

Критерии оценки на 5- 9 этапе:

3 балла – за правильный, развёрнутый ответ.

2 балла – за полный правильный ответ, но в котором есть небольшие недочёты.

1 бал – за неполный ответ.

В конце игры баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

При выполнении этой работы по усмотрению учителя можно разрешить:

Использование собственных контурных карт с выполненным домашним заданием.

Оказание помощи товарищу по команде, но при этом необходимо следить за тем, чтобы «помощь» не звучала слишком громко.

Предупредить учащихся о системе штрафов : предупреждение – жёлтая карточка, замечание –красная карточка

Использование географического атласа для 8 класса.

Вся работа команды рассчитана на один урок.


 

1 конкурс

Географическая разминка.

На данном этапе участие принимают капитаны команд.

Показать объекты на карте:

Самые крупные реки в Европейской части России;

Самые крупные реки в Азиатской части России;

Самые крупные озёра России.


 

2 конкурс «Пятый лишний»

Задание: необходимо найти «пятый лишний» объект.

Болото, море, река, термальные воды, озеро.

Лена, Ишим, Ханка, Ока, Дон.

Байкал, Чудское, Онежское, Каспийское, Белое.

3 конкурс «А знаешь ли ты»

Не пользуясь картой, назвать города расположенные на реках Волга, Обь, Лена.


 

4 конкурс «Получи задание»

Задание каждой команде:( вручается карточка с заданием

Какие условия образования болот?

Какие условия образования вечной мерзлоты?

Какие условия образования озёр?


 

5 конкурс «Найдите соответствие между термином и понятием»


 

 

Понятие  

термин

Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.

Превышение истока реки над устьем.

Поведение реки в течение года.

Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

Грязекаменные потоки.

Низкий уровень воды в реке.

Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.

Время, когда реки покрыты льдом.

Воды, пригодные для хозяйственного использования

Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.

А) Водохранилище

Б) Водные ресурсы

В) Межень

Г) Половодье

Д) Падение реки

Е) Режим реки

Ж) Наводнение

З) Сель

И) Ледостав

К)  Многолетняя мерзлота

 

 

Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К

 

2 вариант

Понятие

Термин

Отношение падения реки (в см) к её длине (в км).

Воды, расположенные в верхней части земной коры.

Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.

Внезапный подъём уровня воды в реке.

Начало реки

Свод сведений о водных ресурсах России.

Переувлажнённый участок местности.

Уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в лёд.

Переносимый рекой материал: песок, ил.

Скопление льда на суше.

 

А) Болото

Б) Уклон реки

В) Ледник

Г) Снеговая линия

Д) Подземные воды

Е) Артезианский колодец

Ж) Твёрдый сток

З) Паводок

       И) Исток

       К) Водный кадастр

 Ответы: 1- Б, 2-Д, 3-Е, 4-З, 5-И, 6-К, 7-А, 8-Г, 9-Ж, 10-В.

 

6 конкурс « Мне нравится эта река»

Задание каждой команде:

Дать характеристику реки (на выбор) по плану:

Где река берёт начало;

Куда впадает;

Характер течения в зависимости от рельефа;

Характер питания в зависимости от климата;

Левые и правые притоки;

Падение реки;

Уклон реки;

Крупные населённые пункты по берегам рек;

Хозяйственное использование;

Экологические проблемы реки.


 

  Игра «Третий лишний».

Печора, Волга, Енисей.

Днепр, Дон, Амур.

Обь, Енисей, Иртыш.

Западная Двина, Лена, Колыма.

7 конкурс «Угадай по описанию озеро»

1.   Одна из героических страниц истории Руси - борьба про­тив тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая про­изошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Ответ: Чудское озеро.)

2. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечест­венной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окру­женный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.)

3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.             (Ответ: Каспийское).

4. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия.

 (Ответ: Телецкое)

5.  Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от Студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 690 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.

(Ответ: Онежское)

6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.

(Ответ: Таймыр)

7. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.

(Ответ: Ханка)

8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.

(Ответ: Байкал).

8 конкурс «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота».

1)  Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверх­ности суши.)

2)  Назовите самые крупные горные ледники России. (От­вет: Богдановича - в Ключевской группе вулканов — самый большой по площади (37,8 км2); Безенги - в верховьях Терека -самый длинный (длина 17,6 км, площадь 36,2 км2.)

3)  Что такое вечная мерзлота?  (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет).

4)  Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в Рос­сии? (1500м в Якутии).

5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека? 

 - Тормозит развитие растений и процессы почвообразования; 

-  Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий; 

- Зимой лишает подземного питания рек, и они промерзают до дна;  Взрывается лед на реках,  и образуются наледи - тарыны;

 Формирует мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, бугры вспучивания)

- Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых;

- Мерзлота – естественный холодильник, где можно хранить продукты.

6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? Расскажите об этом используя текст учебника с. 119

9 конкурс «Болота, искусственные сооружения».

1) Назовите два типа болот в зависимости от питания (Верхо­вые и низинные).

2) Как они отличаются по источникам питания, где обычно расположены?

(Низинные болота непроходимы, при накоплении торфа отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для верховых болот необходимо главное условие – избыточное увлажнение)

3) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (неболь­шая дискуссия).

 (На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц).

4) Какие стихийные явления, связанные с внутренними во­дами, вы знаете?

(наводнения, сели, цунами, гололед, ливни, лавины)

5) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы?

(Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.)

6) Объясните пословицу «Без воды нет жизни», возникшую у наших далёких предков, с позиций современных условий жизни. Докажите её справедливость.

Что объединяет высказывания академика А.А.Карпинского

 «Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»,  геохимика А.Е. Ферсмана «Вода является самым важным минералом на Земле,  без которого нет жизни» и пословицу  наших предков?

 

10.   Рефлексия:

Закончи предложения:

- Я знаю, что…..

- Я умею….

- Мне понравилось …

11. Подведение итогов урока. Оценки.

- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Панкова Ирина Николаевна, 06.02.16 в 16:08 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, Вы допустили фактическую ошибку. Цунами никакого отношения к внутренним водам не имеет.
Ирина Михайловна, 11.02.16 в 10:38 0Ответить Пожаловаться
В результате работы на уроке оценивается работа команды? А как индивидуальный вклад каждого на уроке оценить?
Макарова Ирина Михайловна, 13.02.16 в 19:10 1Ответить Пожаловаться
Лучшие учителя- в глубинке. Хороший урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.