Урок-путешествие по русскому языку в классе «Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

0
0
Материал опубликован 6 February 2017 в группе

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Урок-путешествие «Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Тип урока: Урок систематизации ЗУН

Цель урока: Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных.

Задачи урока:

1. Совершенствовать:

навыки применения правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных;

умения находить и выделять орфограмму.

2. Продолжить развивать умение действовать по алгоритму.

3. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

Планируемые результаты обучения:

Личностные – понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) – знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; порядок рассуждения для применения правила; уметь находить существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.

Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока

1.Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Журнал «Завуч» №7 2004г

2.Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004г.

3.Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция. Журнал «Русский язык в школе» №4 2004г

4. Цветкова Г.В. Технологические карты уроков. Волгоград «Учитель», 2014г

5.http:// www. uroki.net

6.http:// www. zavuch.info

7.http:// www. intergu.ru

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну Сказочного Языка. Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам.

Как у любого настоящего путешественника у нас с вами есть цель. Мы должны вспомнить орфографические правила написания е и и в окончаниях существительных в единственном числе; повторить типы склонений; закрепить умение правильно писать существительные с окончаниями е и и .

Дед-Всевед.

Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов приготовили для вас задание, над которым давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня передать вам это задание.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности.

Целеполагание -принятие учебной задачи.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.

Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для повторения ранее изученного материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Объяснительный диктант.

Записать словосочетания, выделить окончания имен существительных, определить склонение и падеж.

Помогать подруг… , радоваться удач… , ветка сирен… , обрадоваться новост… , вершина елк…, на опушк… леса, идти по тропинк… , песня о счасть… , ехать по магистрал… , книга о портфел… , говорить об успеваемост… , вырос на топол… .

Самопроверка

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Формулируют тему урока

Формулируют цель.

Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.

3. Выявление места и причины затруднения(10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Дорогие сказочники! Первый этап путешествия закончился. Вы оказали неоценимую услугу жителям сказочных городов. Выставляются оценки за первое задание. Им вручаются дипломы почетных членов Академии Сказочных Наук.

Интересные и увлекательные путешествия предстоит совершить нам, дорогие ребята. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу.

Баба-яга.

Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и Дед-Всевед, и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее выполнит задание. Поэтому дам я вам три грамотки с заданиями и посмотрим, кто быстрее на них ответит.

Дифференцированное задание по группам.

1 группа (слабые учащиеся) выполняет упражнение из учебника по образцу (упражнение 532). После выполнения задания учащиеся производят самопроверку упражнения.

2 группа (средние учащиеся). Вставить пропущенные буквы, выделить окончания имен существительных.

Лучше пить воду в радост…, чем мед в кручин… .

На обман… далеко не уедешь. Каждый день жизн… прибавляет частицу мудрост… . Знания в юност… - мудрость в старост… . Бессердечный человек не проживет в добр… век.

3 группа (сильные учащиеся). Записать слова в родительном, дательном или предложном падежах (с предлогами в, на, о, об, обо, у, к, по, до), выделить окончания имен существительных, определить склонение существительных.

(У, на, об) Маринк… - грибы (в, к, обо) корзинк… . (У, на, о) Вероник… - все руки (о, в, у) черник… . (По, об, у) Ивана и Степана – завирушек два кармана: жили, мол, (о, на, в) дупл… (у, о, об) белк… и летали (на, по, о) тарелк…, долетели (до, о, у) Америки и приземлились в нашем скверик… .

Старший в группе анализирует выполненную работу. Оценки за задание.

4 группа (сказочные герои) выполняют задание по карточкам. Два человека работают у доски.

Исправить допущенные в тексте ошибки

-Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки… ,а они на самом деле у нее на лбу сидели !

-На лужайки – зайки, На дорожки - кошки. Курицы прибежали с улицы.

Выполняют с

проговариванием в громкой речи

Оценивание усвояемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем.

Физкультминутка.

 

Учащиеся выполняют физкультминутку

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

     

4. Включение изученного в систему знаний и повторение (15 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнения заданий

Баба-Яга.

Лечу я недавно в ступе над дремучим лесом, вижу, идет Василиса и что-то шепчет про себя. Увидела она меня и говорит: «Бабушка –Яга, хочешь я тебе загадку загадаю? » Нельзя мне тогда было остановиться и послушать ее, но уж очень хотелось разрешить ее загадки, поэтому решила я ее пригласить к

себе в гости. Давайте, дорогие сказочники, вместе разгадывать загадки Василисушки. А вот и она сама пожаловала к нам.

Василиса.

Здравствуйте, Бабушка-Яга. Здравствуйте, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними.

Работа с сигнальными карточками.

Говорили о дороге; шли к избушке, деревне, чаще; призывать к осторожности, выдержке, смелости;

Побывали в зоопарке; бежали по насыпи, тропинке; росли на березе, тополе, сирени; рассказать о книге, повести, случае; сидел на рябине; говорил об опасности.

Загадки.

Объяснить е-и в окончаниях существительных.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. Кто в халате и берете будит рощу на рассвете?

Оценивают свою работу

Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

повторить способ нового знания

Заключительное слово учителя.

Друзья мои! Наше путешествие подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех участников этой экспедиции. Я думаю, что путешествие в страну Сказочного Языка на этом не закончится. Все новые и новые любители сказочного языка будут стремиться побывать в этой удивительной стране, познать и разгадать ее сказочные тайны.

А мы должны подвести итог нашему путешествию.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Все участники показали себя превосходными путешественниками и помогли жителям Сказочного Языка узнать многие тайны. Поэтому я решила вручить призы всем трем группам:

Первой – ключ от Серебряного царства, второй – ключ от Медного царства, третьей – ключ от Золотого царства.

Наше путешествие закончилось, но я не думаю, что огонь путешественников угаснет в вас. Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы

белые пятна на карте страны Сказочного Языка. Она ждет вас всегда, мои друзья.

На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в прекрасный город, который называется Сказка.

Только тогда вы будете достойными жителями этого города, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать. Я не прощаюсь с вами. Я жду вас завтра на уроке.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Домашнее задание:

3группа, 4группа. Объяснить правописание Е-И в окончаниях существительных. Определить, из какого произведения взяты строчки.

Воротился старик ко старух…, у старух… новое корыто. Пошел он к своей землянк…, а землянк… нет уж и следа. Мартышка к старост… слаба глазами стала. У кумушк… глаза и зубы разгорелись. В прекрасный летний день, бросая по долин… тень, листы на дерев… с зефирами шептались.

2 группа. Выбрать из текста слова с изученной орфограммой.

Захочу – устрою праздник,

Позову к себе гостей –

Самых добрых, самых разных

Замечательных друзей:

Из берлоги – мишку,

Из норки – мышку,

Из леса дремучего – ежика колючего.

Серого зайчишку,

С ветки воробьишку,

От соседей – кошку

И щенка Тимошку.

Хорошо попеть, попрыгать,

Пошуметь и поиграть,

И хорошие подарки

Всем на память раздавать.

1 группа. Выполнить по образцу упражнение 480.

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задание.

       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации