Урок-путешествие по русскому языку в классе «Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе»
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Урок-путешествие «Правописание гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Тип урока: Урок систематизации ЗУН
Цель урока: Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных.
Задачи урока:
1. Совершенствовать:
навыки применения правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных;
умения находить и выделять орфограмму.
2. Продолжить развивать умение действовать по алгоритму.
3. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
Планируемые результаты обучения:
Личностные – понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) – знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; порядок рассуждения для применения правила; уметь находить существительные с изучаемой орфограммой; правильно писать гласные Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока
1.Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Журнал «Завуч» №7 2004г
2.Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
3.Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция. Журнал «Русский язык в школе» №4 2004г
4. Цветкова Г.В. Технологические карты уроков. Волгоград «Учитель», 2014г
5.http:// www. uroki.net
6.http:// www. zavuch.info
7.http:// www. intergu.ru
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|||
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
Дорогие ребята! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну Сказочного Языка. Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам. Как у любого настоящего путешественника у нас с вами есть цель. Мы должны вспомнить орфографические правила написания е и и в окончаниях существительных в единственном числе; повторить типы склонений; закрепить умение правильно писать существительные с окончаниями е и и . Дед-Всевед. Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов приготовили для вас задание, над которым давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня передать вам это задание. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности. |
Целеполагание -принятие учебной задачи. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера. |
Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для повторения ранее изученного материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
Объяснительный диктант. Записать словосочетания, выделить окончания имен существительных, определить склонение и падеж. Помогать подруг… , радоваться удач… , ветка сирен… , обрадоваться новост… , вершина елк…, на опушк… леса, идти по тропинк… , песня о счасть… , ехать по магистрал… , книга о портфел… , говорить об успеваемост… , вырос на топол… . Самопроверка - Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? |
Распределяют слова и осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Формулируют тему урока Формулируют цель. |
Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. |
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения |
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. |
3. Выявление места и причины затруднения(10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
Дорогие сказочники! Первый этап путешествия закончился. Вы оказали неоценимую услугу жителям сказочных городов. Выставляются оценки за первое задание. Им вручаются дипломы почетных членов Академии Сказочных Наук. Интересные и увлекательные путешествия предстоит совершить нам, дорогие ребята. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу. Баба-яга. Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и Дед-Всевед, и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее выполнит задание. Поэтому дам я вам три грамотки с заданиями и посмотрим, кто быстрее на них ответит. Дифференцированное задание по группам. 1 группа (слабые учащиеся) выполняет упражнение из учебника по образцу (упражнение 532). После выполнения задания учащиеся производят самопроверку упражнения. 2 группа (средние учащиеся). Вставить пропущенные буквы, выделить окончания имен существительных. Лучше пить воду в радост…, чем мед в кручин… . На обман… далеко не уедешь. Каждый день жизн… прибавляет частицу мудрост… . Знания в юност… - мудрость в старост… . Бессердечный человек не проживет в добр… век. 3 группа (сильные учащиеся). Записать слова в родительном, дательном или предложном падежах (с предлогами в, на, о, об, обо, у, к, по, до), выделить окончания имен существительных, определить склонение существительных. (У, на, об) Маринк… - грибы (в, к, обо) корзинк… . (У, на, о) Вероник… - все руки (о, в, у) черник… . (По, об, у) Ивана и Степана – завирушек два кармана: жили, мол, (о, на, в) дупл… (у, о, об) белк… и летали (на, по, о) тарелк…, долетели (до, о, у) Америки и приземлились в нашем скверик… . Старший в группе анализирует выполненную работу. Оценки за задание. 4 группа (сказочные герои) выполняют задание по карточкам. Два человека работают у доски. Исправить допущенные в тексте ошибки -Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки… ,а они на самом деле у нее на лбу сидели ! -На лужайки – зайки, На дорожки - кошки. Курицы прибежали с улицы. |
Выполняют с проговариванием в громкой речи |
Оценивание усвояемого содержания |
Контроль, коррекция, оценка |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. |
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. |
- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Физкультминутка.
|
Учащиеся выполняют физкультминутку |
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
|||
4. Включение изученного в систему знаний и повторение (15 мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий |
Баба-Яга. Лечу я недавно в ступе над дремучим лесом, вижу, идет Василиса и что-то шепчет про себя. Увидела она меня и говорит: «Бабушка –Яга, хочешь я тебе загадку загадаю? » Нельзя мне тогда было остановиться и послушать ее, но уж очень хотелось разрешить ее загадки, поэтому решила я ее пригласить к себе в гости. Давайте, дорогие сказочники, вместе разгадывать загадки Василисушки. А вот и она сама пожаловала к нам. Василиса. Здравствуйте, Бабушка-Яга. Здравствуйте, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними. Работа с сигнальными карточками. Говорили о дороге; шли к избушке, деревне, чаще; призывать к осторожности, выдержке, смелости; Побывали в зоопарке; бежали по насыпи, тропинке; росли на березе, тополе, сирени; рассказать о книге, повести, случае; сидел на рябине; говорил об опасности. Загадки. Объяснить е-и в окончаниях существительных. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. Кто в халате и берете будит рощу на рассвете? |
Оценивают свою работу |
Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. |
Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. |
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания |
Заключительное слово учителя. Друзья мои! Наше путешествие подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех участников этой экспедиции. Я думаю, что путешествие в страну Сказочного Языка на этом не закончится. Все новые и новые любители сказочного языка будут стремиться побывать в этой удивительной стране, познать и разгадать ее сказочные тайны. А мы должны подвести итог нашему путешествию. - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? Все участники показали себя превосходными путешественниками и помогли жителям Сказочного Языка узнать многие тайны. Поэтому я решила вручить призы всем трем группам: Первой – ключ от Серебряного царства, второй – ключ от Медного царства, третьей – ключ от Золотого царства. Наше путешествие закончилось, но я не думаю, что огонь путешественников угаснет в вас. Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Сказочного Языка. Она ждет вас всегда, мои друзья. На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в прекрасный город, который называется Сказка. Только тогда вы будете достойными жителями этого города, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать. Я не прощаюсь с вами. Я жду вас завтра на уроке. |
Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку |
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание: 3группа, 4группа. Объяснить правописание Е-И в окончаниях существительных. Определить, из какого произведения взяты строчки. Воротился старик ко старух…, у старух… новое корыто. Пошел он к своей землянк…, а землянк… нет уж и следа. Мартышка к старост… слаба глазами стала. У кумушк… глаза и зубы разгорелись. В прекрасный летний день, бросая по долин… тень, листы на дерев… с зефирами шептались. 2 группа. Выбрать из текста слова с изученной орфограммой. Захочу – устрою праздник, Позову к себе гостей – Самых добрых, самых разных Замечательных друзей: Из берлоги – мишку, Из норки – мышку, Из леса дремучего – ежика колючего. Серого зайчишку, С ветки воробьишку, От соседей – кошку И щенка Тимошку. Хорошо попеть, попрыгать, Пошуметь и поиграть, И хорошие подарки Всем на память раздавать. 1 группа. Выполнить по образцу упражнение 480. - Урок окончен. До свидания. |
Записывают задание. |