12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокорева Мария Николаевна35
0

Урок-путешествие:"Тверской край в годы ОВ 1812 года"

Выполнила: учитель истории и обществознания Кокорева М. Н.

МБОУ. СОШ. Д. Мокшино. Тверская обл., Конаковский район.

 

Тема: «Тверской край в годы Отечественной войны 1812 года»

Цель:

1.     повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования;

2.     на примере подвига Тверских людей продолжить воспитание чувства сопричастности к судьбе края, гражданственности, национального самосознания и патриотизма.

Задачи:

Образовательные: изучить события Отечественной войны 1812 года, сформировать способность к осмыслению значимости в победы для истории России и мировой истории;

расширить исторические знания учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

повысить мотивацию обучающихся к изучению краеведческого материала об участии земляков в Отечественной воине;

формировать у учащихся представления о многогранности исторических явлений; рассмотреть преемственность боевых традиций по защите Родины.

Развивающие:  развивать умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, способности четко формулировать свои мысли правильно распределять время работы над заданием, развивать навыки групповой самоорганизации, оценивать свою работу и работу группы.

Воспитательные:  воспитывать толерантность, гражданственность и патриотизм обучающихся на историческом материале участия наших земляков в Отечественной  войне   1812   года.

Тип урока– урок приобретения новых знаний.

Форма его организации – урок-поиск, который требует серьезной предварительной подготовки, быстрой мыслительной и речевой реакции.

Методы:  словесные; наглядные; практические; репродуктивные; эвристические;  проблемно-поисковые; исследовательские и др.

Средства:

Презентации:

«Отечественная война 1812 г.», выполненная учащимися.

 

План урока:

1.     Организованное начало урока (1 мин.).

2.     Пропедевтика (3-5 мин.).

3.     Подготовка к восприятию новых знаний (2-5 мин.).

4.     Психологические установки на коллективную работу (5 мин.).

5.     Работа каждого ученика над своей частью (6 мин.).

Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей. Ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта. Результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.

6.     Групповая работа – взаимообучение (26-28 мин.).

7.     Опрос, актуализация знаний (35-40 мин.).

8.     Закрепление изученного  (5-3 мин.).

9.     Организованный конец урока (5-2 мин.).

Ход урока:

 

Основное содержание

Примечания

1.

Организованное начало урока.

Ребята, как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости тверского народа?

1 мин.

2.

Пропедевтика.

Учитель: За прошедшие годы накопилось великое множество свидетельств дружбы России и Франции, но событие, о котором сегодня пойдет речь – одно из горьких страниц в нашем общем историческом прошлом.

Ученик 1: Отечественная  война   1812   года  стала общей бедой, которая сблизила все народы России. Она не была похожа на другие войны. Все поднялись на защиту нашей общей Родины и одержали победу над французской армией, считавшейся непобедимой. Напрасно 200 лет назад Наполеон I стоял на Поклонной горе, ожидая ключи от Первопрестольной. Еще Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».

Учитель: Мы сегодня узнаем о патриотизме мирных жителей, бросивших всё и уничтожавших своё имущество, узнаем о том, как поднялась “дубина народной войны”, так как все понимали, что под управлением французов жить нельзя.

Ученик 2: В этой войне принимали участие и наши земляки.  К началу военных действий в вооруженных силах России насчитывалось 900 дворян, 3480 человек через рекрутские наборы. Половина из них входила в состав русских армий, расположенной вдоль западной границы: 1-й Западной под командованием генерала Барклая де Толли, 2-й Западной под командованием генерала И.П. Багратиона и 3-й Западной под командованием генерала А.П. Тормасова. Тверской архиерейский дом пожертовал на содержание ополчения 1000 рублей и серебряные вещи. А всего сумма пожертований превысила – 125 тыс. руб.
Ученик 3: Полководец Кутузов высоко оценивал храбрость и мужество наших земляков и в боевых операциях в начальный период войны, и во время Бородинского сражения.

 

Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.

 

Заранее подготовленные ученики.

3

Подготовка к восприятию новых знаний.

Предполагаемые вопросы:

Что уже знают о Наполеоне?

Какую политику он проводил на территории Европы? Какими были отношения Франции и России накануне войны?

Что вы знаете о Тильзитском мирном договоре?

Что послужило причинами нарушения договора наполеоном?

Проблематизация. Ученики и учитель ставят те вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.

4

Психологические установки на коллективную работу

Данному этапу предшествует «мозговой штурм», в ходе которого выстраивается тематика возможных проектов.

Предполагаемые темы проектов:

Ø Стратегические планы сторон. Начальный этап войны.

Ø Смоленское сражение. Бородинская битва.

Ø Тарутинский маневр. Отступление французов.

Ø «Малая война».

 

 

5 минут

Ученики, разбившись на микрогруппы, определяют цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение.  Поиск новых идей, решений, подходов, моделей, проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования. На последнем этапе проходит открытая защита проекта.

5

Работа каждого ученика над своей частью.

Анализ и рефлексия

 

6 мин.

Обсуждения, поиск, участие каждого в проекте.

6

Групповая работа .

Школьники на основе имеющегося материала учебника, дополнительных исторических и художественных источников, исторических документов, готовят ответ-проект на заданную тему.

 

26-28мин. Разрешается защита своего проекта в любой форме (рассказ, иллюстрация, и т.д.)

7

Опрос, актуализация знаний

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Послушаем и посмотрим, как это было. Слово предоставляется…

1 группа. Весной 1812 года Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию.
Назовите количественный состав двух противоборствующих армий и сделайте вывод.
В атласе и на карте «Отечественная война 1812 года» покажите расположение русских армий, назовите командующих и направление, которое они защищают.

Давайте познакомимся с командующим армией (сообщение о Барклае-де-Толли).

Определите стратегию русской и французской армий в начале Отечественной войны 1812 года?

2 группа. Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город.
Ф.Н.Глинка писал в это время:

         Теперь ли нам дремать в покое
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!

В России всегда существует вопрос: Кто виноват?
Кто виноват, что армия отступает, и какие проклятья слышатся в его адрес?
Барклай- де- Толи – «изменник» , «немец».
А страна ищет нового героя, спасителя земли русской.

Вопрос: определите стратегическую тактику М.И. Кутузова?

Бородинское сражение.
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты
1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона.
2. Смоленские дороги: старую и новую.
3. Села – Семеновское, Шевардино.
4. Батарею Раневского.
5. Батарею Раневского.

Учитель:
Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки.
Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.

Лишь солнце опалило пушки
И леса синие верхушки,
Французы тут как тут…

Вопрос: Бородино – это победа или поражение?
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, узнаем мнение современников.

Вывод:
Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное и вы испытывали какие-то чувства изучая данный вопрос.

 
А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»:
у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета вот если вы испытали чувство
- гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета;
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
- никаких, лепесток коричневый.
Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.

Вопрос: Что решил совет в Филях?

«Из заявления М.И.Кутузова. август 1812г.»

3 группа. Наполеон, не дождавшись парламентеров, принял решение оставить Москву и начать отступление.

Определите, в чем смысл тарутинского маневра?

По документу: сделайте вывод, какие проблемы испытывала французская армия при отступлении?

4 группа. «Малая война».

5 группа. «Наш земляк А. Н. Сеславин

      Расказ о жизни А. Н. Сеславина.

 

35-40 мин.

Во время ответов учащихся демонстрируют свои знания.

 

 

 

 

Ведется работа с документами и историческими терминами.

В ходе защиты проектов учащиеся фиксируют в тетрадях важные и значимые данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение о Кутузове М.И. (доклад 2)

 

 

 

 

 

 

Зачитываются: Приказ Наполеона.

 

 

 

 

 

Обращение М.И. Кутузова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток.

 

 

 

 

 

 

 

Показывается инсценировка совета в Филях (заранее подготовленными учащимися).

Тарутинский маневр,

 

партизанское движение,

презентация.

 

8

Закрепление изученного.

Ученик: Пройдя через всю Европу от Дона до Парижа, наши земляки хранили память о красоте своего родного края, во время короткого отдыха на привалах исполняли народные песни. Наверное, одно из лучших стихотворных произведений, передающих гордость и любовь к родному краю, это стихотворение Н. Туроверова.

...Своих страданий пилигримы,

Скитальцы не своей вины.

Твои-ль, Париж, закроют дымы

Лицо покинутой страны,

И беспокойный дух кочевий,

Неповторимые года

Сгорят в твоем железном чреве

И навсегда, и без следа...

Ученик: Прошло 200 лет, а народ России и донского края помнит подвиг воинов Отечественной  войны   1812   года  и не забывает заповеди о том, что каждый казак должен знать: свою родословную, народные песни и их историю.

Как счастлив я, когда приснится

Мне ласка нежного отца,

Моя далекая станица

У быстроводного Донца…

Учитель: В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».

Вопрос: И все же, кто помог победить России в этой войне

  • остервенение народа?
  • Барклай-де-Толли?
  • зима?
  • русский Бог?

Выскажите свое мнение.
Достигнута ли цель урока?

За героизм  и мужество воины были награждены медалями: «Медаль 1812г», «За любовь к Отечеству 1812», «За веру и Отечество земскому войску».

В Великую Отечественную войну 1941-45г орден Кутузова стал наградой военачальников, которые «по-кутузовски» били врага.

В честь этого величайшего исторического события воздвигнуто много памятников.

И золото ордена, и бронза памятников, и каждый камень Триумфальной арки без слов говорят тебе: помни!

26 августа (8 сентября) - это День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Рефлексия: о героях, участниках войны 1812 года слагаются стихи, песни, пишутся новые сценарии к фильмам т, е. память о них живет…

…В походном синем чекмене,

Как будто только из похода,

Проедет Платов на коне

С полками памятного года;

За ним, средь кликов боевых,

Взметая пыль дороги райской,

Проскачут с множеством других

Бакланов, Греков, Иловайский,

— Все те, кто славу казака

Сплетя со славою имперской,

Донского гнали маштака

В отваге пламенной и дерзкой

Туда, где в грохоте войны

Мужала юная Россия, —

Степей наездники лихие,

        Отцов достойные сыны…                          Н. Туроверов

И мы на нашем уроке постараемся сделать то же: на столе у нас лежит большая ромашка, мы добавим веточки пихты, а еще добавим «живой огонь», у вас в конверте лежат цветки разных цветов. Если вы считаете, что на уроке вам было:

  • все понятно, интересно я работал, реализовал свои возможности, то положите к импровизированному обелиску белый цветок.
  • было понятно, но я не совсем реализовал свои возможности, то желтый цветок.
  • мне было неинтересно, я не хотел работать, то голубой цветок.

В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом,  вспомните добрым словом русских  воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.

5-3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя.

9

Организованный конец урока.

 «Любознательным», «Смышленым», «Одаренным», «Лучшему чтецу» и т.п.

На этом наше занятие завершено, благодарю за внимание!

 

5-2 мин.

Вариант оценки деятельности учащихся по номинациям.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.