12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дядченко Татьяна Александровна139
Педагогический стаж 33 года. Категория высшая. Обладатель Гранта Президента РФ. Директор школы.
Россия, Волгоградская обл., Иловлинский район

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ширяевская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области

Методическая разработка урока по химии 9 класс

по теме «Подгруппа углерода»

учитель Дядченко Татьяна Александровна

 

Х.Ширяевский

2015 г.

Методическое обоснование урока

Данный урок проводится в системе уроков по химии в 9 классе по теме

« Подгруппа углерода». Учащиеся уже знакомы с положением неметаллов в таблице, строением атома, изменением свойств атомов по периодам и группам, зависимостью свойств элементов от строения атома.

Предлагаемая методическая разработка урока по теме построена на применении методических приемов различных видов образовательных технологий. Тип урока: комбинированный.

В уроке используется базовая модель технологии критического мышления: «вызов – осмысление новой информации - рефлексия». На стадии вызова используются технически средства обучения (на выбор преподавателя). Это учебные фильмы. Цель использования - вызвать интерес к изучаемой теме.

Изучение строения и свойств углерода, как элемента главной подгруппы, дает возможность для создания на уроке целого ряда проблемных ситуаций и вопросов. В содержание урока включены задания, направленные на развитие логического мышления, умений сравнивать и анализировать факты, обобщать.

Немаловажным на уроке является принцип чередования разных видов деятельности учащихся с целью предупреждения утомления и поддержания интереса к изучаемому материалу. По ходу урока предполагается работа по составлению конспекта, работа с учебником, беседа с учителем, демонстрация опытов. Учащиеся получают возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы, отстаивать своё мнение. А это благоприятное условие для развития мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза.

При разработке урока учитывались:

взаимосвязь различных учебных дисциплин (физика, биология);

доступность (урок подготовлен для учащихся с высокой мотивацией обучения по предмету);

прочность знаний (есть учебная база, на которую можно опираться учителю во время проведения урока).

Cистему методов и приёмов, используемых на занятии, составят вводное, инструктирующее, оценочное «слово учителя», беседа). Для проверки полученных знаний предполагается провести викторину.

В результате выполнения определённых учебных действий каждый ученик должен уметь:

    • давать характеристику углерода как элемента Периодической системы Д.И. Менделеева;

      находить причинно-следственные связи;

      выявлять закономерности по составу, строению, свойствам;

      формулировать выводы на основании знаний, жизненного опыта;

      доказывать их правильность;

      рефлексировать свою деятельность.

Методическая разработка

урока по химии в 9 классе по теме "Подгруппа углерода".

Цели урока:

1.Образовательная: актуализация знаний учащихся по элементам подгруппы углерода;

2.Развивающие :  развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

3.Воспитательные: воспитывать заинтересованность в изучении предмета и духовно-нравственную личность на уроках химии; формирование исследовательской компетенции обучающихся.

Задачи:

1. Актуализировать знания обучающихся по теме "Подгруппа углерода. Углерод простое вещество";

2. Раскрыть понятие аллотропии на примере алмаза и графита;

3. Познакомить обучающихся с явлением адсорбции и его практическом значении;

4. Показать сущность биосферного значения углерода;

5. Закрепить и углубить знания обучающихся об окислительно-восстановительной двойственности на примере атома углерода

6. Прививать навыки культуры речи и взаимоотношений обеспечить развитие коммуникативной компетенции.

7. Обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья, создать положительную, эмоционально-психологическую обстановку, повысить уверенность обучающихся в себе, мотивации учения.

Планируемые результаты освоения темы урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

- умение  устанавливать причинно-следственные связи;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы;

-  работать индивидуально и в группе;

-владение устной и письменной речью.

- формирование систематизированных представлений о веществах, - осознание объективной значимости основ химической науки;

- формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире;

Планируемое формирование и развитие универсальных учебных действий

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

А. Общеучебные действия:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Б. Знаково-символические действия:

- преобразование объекта в пространственно-графические или знаковосимволические модели;

В. Логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-) установление причинно-следственных связей;

Г. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы.

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация учебных фильмов), словесный, работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение исследовательской работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, групповая работа, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Реактивы и оборудование к уроку: учебный фильм, задание на карточках «Испорченная лекция», схема рабочего конспекта урока, карточка- задание к учебному фильму, карточки для контроля знаний, уголь активированный, раствор перманганата калия, пробирки, химический стаканы, воронки, фильтры.

Начало урока: Добрый день! Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

В мире много, интересного, нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело.

Учитель знакомит учащихся с планом урока, написанным на доске: 1.Активизация мыслительной деятельности. ( Работа в парах).

2.Постановка целей урока, сообщение плана работы.

1.Активизация мыслительной деятельности. Учащимся предлагается работа в группах.

1.Задание: восстановите испорченную лекцию. Вставьте пропущенные слова. (Время на работу 2 мин.)

«Чтобы определить строение ……, необходимо обратиться к периодической системе. По периоду определяется число …………... По номеру группы определяется число …………….. По порядковому номеру определяем число ………… и ………….. После этого распределяем электроны по энергетическим уровням. На первом энергетическом уровне может находиться только …………, на втором – …………, на третьем – …………. при движении электроны образуют на первом уровне s-орбиталь, на втором – s и p-орбитали, на третьем – s, p, d. Окислительные свойства атомов химических элементов сверху вниз ………………………, та как увеличивается число энергетических уровней и радиус атомов, а число электронов на последнем уровне одинаковое. Восстановительные же свойства …………………………………...».

Проверка результатов групповой работы. Максимальное количество баллов-10. Подсчет баллов.

2.Задание: Используя материал восстановленной лекции, определите, каким атомам принадлежат электронные формулы?: 1S22S22P2 и 1S22S22P63S23P2;

Подведение итогов. Максимальное количество- 2 балла.

2.Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока: Сегодня мы проводим урок- викторину «Общая характеристика элементов», а вот по какой подгруппе вы уже догадались?

3.Учитель задает вопросы, баллы прибавляются той группе, кто первой даст ответ.:1. Какие еще элементы входят в подгруппу углерода? 2. Какие элементы в подгруппе углерода будут иметь неметаллические свойства? 3.Какими физическими свойствами будет обладать углерод? (Учащиеся выдвигают гипотезы и записывают их в рабочий конспект).

Проверить гипотезы учитель предлагает с помощью учебного фильма. (Приложение «Физические свойства углерода» )

Вносятся исправления в рабочий конспект.

4.Учитель задает учащимся вопросы:1. Какими химическими свойствами будет обладать углерод? 2.Чем это объяснить?

(Учащиеся выдвигают гипотезы, записывают их в рабочий конспект).

5.Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задание после просмотра следующего фрагмента учебного фильма «Химические свойства углерода» . (Задание в рабочих листках для каждой группы.).

- Что означает возбужденное состояние элемента?- Что изменится, если элемент будет в возбужденном состоянии?

- Запишите электронную конфигурацию внешнего слоя атома углерода в возбужденном состоянии.

- Укажите валентность углерода в основном и возбужденном состоянии..

- Расставьте степени окисления в соединениях: СО и СО2 .

( Проверяется правильность выполнения задания учащимися). Подводится итог.

6.Учитель: с целью проверки усвоения знаний по химическим свойствам углерода, выполните задание в рабочих листках.

Запишите уравнения химических реакций, в которых он проявляет:

а. восстановительные свойства; б. окислительные свойства; составьте электронный баланс (восстановитель – взаимодействие с кислородом, оксидом меди; окислитель – взаимодействие с водородом, кальцием).

Проверка результатов. Подведение итогов.

Совместно с учителем формулируют вывод: Углерод в химических реакциях проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства. (Учащиеся записывают вывод в рабочий листок ).

Физминутка: А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, так постоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

7. А сейчас, я предлагаю внимательно прослушать отрывок из сказки «Мороз Иванович» и продумать ответ на вопросы:

1. Какие методы очистки использует Рукодельница?.

2.Что такое адсорбция?

«…Между тем Рукодельница ворожит, воду процедит, в кувшины нальёт, коли вода не чиста, так свернёт лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода - то проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая словно хрустальная».

(Учащиеся дают ответы на вопросы). Баллы выставляются группе, которая первой даст правильный ответ. Максимальное количество баллов -3

8.Учитель предлагает учащимся проделать опыт с целью изучения адсорбционных свойств угля и ответить на вопросы:

1. Какой вывод можно сделать о свойствах активированного угля? (Записать вывод в рабочий листок).

2.Где используется это свойство на практике? (Отвечают фронтально). Подводится итог.

Учитель выделяет главное:

Изготовление бытовых фильтров для очистки воды;

Получение особо чистых веществ, например медицинского спирта и реактивов;

Осушение газов;

Изготовление СИЗ (противогазов).

(Все выделенное учащиеся записывают в рабочий листок).

10.Учитель обращает внимание учащихся на биологическое значение углерода.

11.Нахождение углерода в природе.

Учитель: Углерод играет особую роль в природе. Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой, образуя сколь угодно длинные цепи, которые могут быть и разветвленными, содержащими миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул – это молекулы белков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев). Их длина может даже достигать одного метра! Кроме того, углерод встречается в виде алмаза карбина и графита, в соединениях – в виде каменного и бурого углей и нефти. Входит в состав природных карбонатов: известняка, мрамора, мела CaCO3, доломитаCaCO3. MgCO3.

Более подробно, об алмазе и графите мы узнаем сейчас из сообщений учеников.

Слушая сообщения, подготовьте ответ на вопросы:1. Будут ли отличаться по физическим свойствам алмаз и графит? 2. Спрогнозируйте их свойства.

(Один ученик делает сообщение об алмазе, другой- о графите). Ответы учащихся фиксируются и баллы прибавляются по группам.

12.Учащиеся совместно с учителем формулируют вывод о том, что углероду свойственна аллотропия -алмаз, графит, карбин.

(Вывод записывают в рабочий листок).

13. Просмотр отрывка учебного фильма о круговороте углерода.

14. Обобщение изученного материала. Рефлексия. Задание в рабочих листках.

Домашнее задание.

15.Контроль знаний. Выполнить задание индивидуально.

Задание для учащихся в рабочих листках.

 

углерод

кремний

Положение в ПСХЭ

   

Электронная конфигурация атомов в основном состоянии.

   

Валентные возможности

   

Возможные степени окисления

CH4,C 2H 6, C 2H 4, CaC2, C, C 2F 2,CO, C 2F 6, CO 2

Mg 2Si, Si, SiO, SiO 2 , SiF 4

Высший оксид

   

Высший гидроксид

   

Водородные соединения

   

В природе


 

 

 

Левкин А.Н. и др «Итоговый контроль»; М. «Просвещение». 2011 г.

Гара Н.Н. и др «Задачник с помощником» М. «Просвещение». 2012 г.

Литература для учащихся : учебник Рудзитис Г.Е. и др, Химия. 9 класс. АСТ. Астрель. 2013 г.

Левкин А.Н. и др «Итоговый контроль»; М. «Просвещение». 2011 г.

 

Интернет-ресурсы:

1. https://yandex.ru/video/search ?filmId=16562204957377520833&text

2. https://yandex.ru/video/search ?filmId=10499228394762535187&text

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.