12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Анатольевна1147
Яргу им. П.Г.Демидова "Экология и природопользование" РГАТА "Экономика и ком.бухучет" ИРО ЯО "Безопасность жизнедеятельности" высшая квалификационная категория, стаж 17 лет место работ ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных техноло
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
3

Уровни организации живой природы

 

Лекция 2. Уровни организации живой природы

Цели и задачи урока:

1.Образовательные

1.1 Сформировать основные понятия об уровнях организации живой природы

1.2. Проконтролировать степень усвоения полученных знаний на уроке

2. Воспитательные

2.1. Содействовать в ходе урока формированию понятий в иерархической структуре

2.2. Стимулировать активность в учебе

3. Развивающие

3.1. Формировать умения обобщать полученные сведения

3.2. Развивать у учащихся познавательный интерес

3.4. Развивать любознательность учащихся

Форма учебной работы: комбинированный

Методы учения: информационно-рецептивный, учебно-познавательный

Методические приемы:

1.Использование самооценки деятельности студента на уроке

2.Проблемное изложение

3. Домашняя работа (доклады)

Материальное обеспечение:

1. Конспект лекций

2. Доклады студентов (по желанию)

Структура урока:

1. Организационное начало урока -5 минут

2. Сообщение темы, целей и формы организации урока 10 минут

3. Фронтальная беседа для закрепления предыдущего материала

4. Лекционный материал с показом видеофильма и презентации.

5. Закрепление полученных знаний на уроке

6. Саморефлексия студентов 2,5 минут

7. Домашнее задание 2,5 минуты

 

Живая природа – это целостная, но неоднородная система, которой свойственна иерархическая организация. Иерархической называется такая система, в которой части (или элементы целого) расположены в порядке от высшего к низшему. Иерархический принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни, что весьма удобно при изучении жизни как сложного природного явления. Можно выделить три основные ступени живого: микросистемы, мезосистемы и макросистемы.

Микросистемы (доорганизменная ступень) включают в себя молекулярный (молекулярно-генетический) и субклеточный уровни.

Мезосистемы (организменная ступень) включают в себя клеточный, тканевый, органный, системный, организменный (организм как единое целое), или онтогенетический, уровни.

Макросистемы (надорганизменная ступень) включают в себя популяционно-видовой, биоценотический и глобальный уровни (биосферу в целом). На каждом уровне можно выделить элементарную единицу и явление.

Элементарная единица (ЭЕ) – это структура (или объект), закономерные изменения которой (элементарные явления, ЭЯ) составляют ее вклад в развитие жизни на данном уровне.

Иерархические уровни:

1. молекулярный – уровень функционирования макромолекул (нуклеиновые кислоты, белки, полисахариды);

2. клеточный, структурной единицей является клетка – структурная и функциональная единица размножения и развития всех живых организмов;

3. тканевой, структурной единицей является ткань – совокупность клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.

4. органный, структурной единицей является орган – структурно–функциональное объединение нескольких видов тканей;

5. организменный, структурной единицей является многоклеточный организм – целостная система органов, сп6ециализированных для выполнения различных функций;

6. популяционно–видовой, структурной единицей является популяция – совокупность особей одного вида, длительно населяющих определённое пространство, размножающихся путём свободного скрещивания и в той или иной степени изолированных друг от друга;

7. биогеоценотический, структурной единицей является биогеоценоз – совокупность живых организмов на определённом участке суши или водоёма;

8. биосферный, структурной единицей является биосфера – геологическая оболочка Земли, населённая живыми организмами.

 

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.