12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ачилова Виктория Васильевна1291
24 года работаю с детьми. ВК. Цель образования - не вырастить приспособленцев, сиюминутчиков, она глобальнее и поэтому учитель - профессия в нормальном обществе очень почетная.
Россия, Воронежская обл.

Внеурочное мероприятие, классный час:

«В мире пословиц и поговорок».

На доске фраза: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

Оборудование: табличка для Жюри, листочки и ручки для команд, грамоты победителям, названия команд.

Ход урока:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы побывать в Стране устного народного творчества. Как вы думаете, часто ли в жизни люди употребляют пословицы и поговорки? (ответы детей).

-А часто ли мы пользуемся загадками? (ответы детей).

- Пословицы и поговорки появились давно, и продолжают появляться и по сей день. Ведь жизнь не стоит на месте. А язык – живое отражение жизни. Обратите внимание на пословицу на доске. Что она означает? (ответы детей). Пословицы учат нас чему-то, а поговорки украшают нашу жизнь. Надо только быть к ним внимательным и к словам тоже. Об этом даже стихотворение у Сергея Островского есть.

            «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

Иногда я слышу…

- Извини меня!

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи.

Иногда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит: - Берегами меня окружи.

У слова есть корни, и есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом

Когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не забудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

- На этом уроке вы узнаете о так называемых малых фольклорных жанрах больше, и обменяемся своими знаниями. Для этого нам надо 2 команды по 3 человека. Остальные – болельщики. Если команда не отвечает, то болельщики ей помогают.

- Каждой команде я придумала название, только его надо отгадать. Оно скрывается в загадке.

1 команда – За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало, но, ни дыма, ни пожара. (Лисица)

2 команда – В этом домике живет удивительный народ

По утру летит по свету и несет добычу в дом.

Сладкую добычу эту, мы из дома достаем. (Пчелы)

Название и команды есть, теперь надо избрать судей. Кто готов быть судьей? (выбор судей 3 человека).

1 задание. "Составьте из слова много слов." Для этого надо отгадать само слово. Слушайте загадку.

По небу летят орлицы, крылья распластали, солнышко застлали (облака).

Из слова «Облака» составьте существительные в единственном числе за 1 минуту. У какой команды слов будет больше, та и победила.

Задание 2. «Найти принадлежащие к главному слова». Из нескольких слов найти слово, которое не подходит к слову обобщению. Например: Сад - растение, садовник, собака, забор, земля. Какое слово чужое для слова «сад»? Правильно – собака.

1. Река - рыбак, берега, рыбина, водоросль, водица.

2. Сарай - сеновал, курица, крыша, мазанка, скотина.

3. Умножение - ручка, множитель, тетрадь, делимое, математика.

4. Магазин - деньги, хлеб, продавец, машина.

Для 2 команды:

1. Село - трава, изба, корова, улицы, многоэтажка.

2. Школа - озеро, журнал, педагог, дневник, обучающийся.

3. Танцы - искусство, балерина, овация, станок, репетиции.

4. Библиотека - читатель, урок, музыка, книги.

5. Здоровье - зарядка, оркестр, медаль, стадион, спортсмен.

Оценка жюри.

Задание 3. «Найди лишнее слово».

В этом задание надо найти ненужное в данных сравнениях слово. Например: Постепенно, торопливо, поспешно, скоро, быстро. Какое тут слово лишнее, противоположное по смыслу? Конечно - постепенно.

1 команде:

1. Лист, почва, кора, чешуя, сук. 2. Ненавидеть, возмущать, негодовать, презирать, понимать. 3. Высокий, рослый, длинный, умный, долговязый. 4. Темнота, мрак, тьма, сторож, мгла. 5. Несчастье, беда, ночь, горе, бедствие.

2 команде:

1. Простокваша, молоко, сметана, сыр, сало. 2. Ласковый, добрый, красивый, нежный, приветливый. 3. Хата, хлев, печь, будка, дом. 4. Секунда, неделя, вечер, час, год. 5. Бабушка, старушка, бабуся, глухая, старуха.

Жюри оценивает результаты этого конкурса .

4 задание. «Ошибка наборщика». (ссылки 2)

Наборщик это тот, кто в типографии набирает тексты книг. И вот наборщик ошибся. Вам надо восстановить пословицу в правильном виде.

Задание для 1 команды:

1. Бабу с возу, а хомут найдется. 2. Беды мучает, а руки делают. 3. На всякий роток, не вынешь рыбку из пруда. 4. Глаза страшатся, да уму учат. 5. Была бы шея, кобыле легче. 6. Без труда не накинешь платок.

Задание для 2 команды.

1.Едешь на день, а сам не плошай . 2. Как с быком не биться, он и лоб расшибет Заставь дурака молиться, а все молока от него не добыть. 3. Заставь дурака молиться, а все молока от него не добыть. 4. На бога надейся, а хлеб бери на неделю. 5. Где тонко, там и горя нет. 6. Где любовь и совет, там и рвется.

Жюри проверяет правильность и подводит итоги.

Задание 5. «Замени пословицу».

В следующем задании надо предложение заменить пословицей такого же смысла. Например: Всего не предусмотришь. Какие вы знаете пословицы на этот счет? Такие как: Знал бы где упасть, соломку подстелил бы

1 команде такие предложения – 1. Береги вещи и доброе имя. (Береги честь смолоду, а платье – снову.)

2. Всему свое время. (Делу время, потехе час)

2 команде – 1. Проверенный друг лучше (Старый друг лучше новых двух).

2. Сначала дело, отдых потом (Сделал дело – гуляй смело).

Жюри оценивает.

Задание 6. «Числа в пословицах».

Вспомнить пословицы и поговорки, в которых есть числа 3, 7, 1, 2, 100. Победит та команда, кто больше назовет таких пословиц.

Подводим итоги.

Задание победителям:

1. Проговори быстро скороговорку:Храбрый Рома дома не боится грома, а боится грома на прогулке Рома.

2. Отгадай загадки:

а). Нет ног, а идут, глаз нет, а плачут (тучи).

б). Никто его не видел, а слышать всякий слышал. Без тела живет оно, без языка - кричит (эхо).

Награждение победившей команды.

- Кто мне подскажет, какие малые фольклорные формы мы применили на нашем мероприятии? (ответы: пословицы, скороговорки, загадки, поговорки). Надеюсь, вы почувствовали, как часто мы употребляем пословицы и поговорки, даже не задумываясь о них. В словаре Даля собрано более 30 тысяч пословиц и поговорок. Они с нами всегда рядом, хотя и пришли с давних времен. Знайте их и любите наш живой русский язык. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.


Ссылки:

1. Использование пословиц и поговорок в начальных классах. Автор публикации: Белоцерковская Г.Г. Источники информации: В.П.Сергеева «Классный руководитель в современной школе» 2002г.   http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/162/22162/5389 ?p_page=14

2. (задание «Ошибка наборщика») Орлова Елена Михайловна «Конкурс по устному творчеству» https://infourok.ru/konkurs-po-ustnomu-narodnomu-tvorchestvu-1946903.html





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.