12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1447
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна

Колледж государственного университета «Дубна»

 Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Викторина

«Занимательно о русском языке»

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Е.В. Нестерова.

 Дубна, 2018

Цель: 

1)      привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка

2)      формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях

3)      показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о предметах

4)      совершенствовать навыки речевого высказывания

5)      развивать  память, внимание, логику и интеллект в целом

6)      развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру

7)      совершенствовать  орфографическую и пунктуационную грамотность

8)      развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи

9)      воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку. развивать речь и творческие способности учащихся

10)  воспитывать чувство коллективизма, товарищества

Задачи:

1)      обучающие – повторить и закрепить знания обучающихся по изученным темам;

2)      развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

3)      воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

Вид мероприятия: викторина.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданиями.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники:  команды-соперницы, ведущие, зрители, жюри.

 

Ход мероприятия.

 Добрый вечер, гости и участники игры! Я приветствую вас на викторине для студентов и преподавателей колледжа. В игре принимают участие ______ команды (озвучить названия команд, капитанов).

Сегодня вам пригодятся знания по русскому языку, которые уже приобретены на уроках, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.

Викторина состоит из 5 этапов, которые соответствуют тому или иному разделу русского языка. Перед каждым этапом я подробно буду объяснять правила этого этапа.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 1 этап викторины. «Фонетика и орфоэпия»

Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Анаграммы «открыты» греческим поэтом Ликофроном в 3 веке до нашей эры. С тех пор привлекают внимание любителей слова. Вот и вам предстоит подумать и найти ответ. На каждую анаграмму даётся по  30 секунд.

 

1.     Под седоком я мчусь как птица.

Но справа буква лишь одна

На левый край переместится,

Вмиг превращусь я в грызуна. (Рысак – крыса)

 

2.     Кто по воде так быстро мчится?

Найди название ему.

Прочти иначе - превратится

Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер – Артек)

 

3.     Читаем мы направо смело -

Геометрическое тело.

Прочтем же справа мы налево -

Увидим разновидность древа. (Куб – бук)

 

4.     Случайно, может быть, катались

Когда-нибудь во мне и вы.

Мои колеса быстро мчались

По улицам былой Москвы...

Но если бы двум буквам место

Переменили вы во мне,

То я бы полетела с треском

В ночной небесной тишине! (Карета – ракета)

 

5.     Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

 

6.     Задачу ты решишь свободно.

Я - небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можешь, что угодно. (Нос – сон)

 

7.     За мною в лес идешь ты летнею порой,

Там много нас встречается.

Но буквы переставь, и сразу пред тобой

Судно под парусом на море закачается. (Гриб – бриг)

 

8.     Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша)

 

9.     С одним порядком букв его

Увидеть можно в поле.

Большое спелое зерно

К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте

Летит он хищной птицей,

И с ним в проворстве, быстроте

Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол)

 

10.  Со мною каша лучше станет,

Оближет пальчики едок.

Но буквы поменяй местами,

Я превращусь в древесный сок. (Масло - смола)

 

Наш первый этап викторины по русскому языку завершён. Пока члены жюри подводят его итоги немного отдохнём и послушаем приятную музыку и одновременно проверим эрудицию присутствующих здест болельщиков. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете.  Мне будут помогать 3  моих помощника: ________________________________________      
________________________________________________________________________________________________________________________________

 Выкрики с места не принимаются. Итак ……

— В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет. (Обороноспособность)

— Образуйте форму множественного числа существительного «дно»? (Донья)

— Какое местоимение является названием книги В. Маяковского? («Я»)

— Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки? («Выйти замуж»)

— Какой знак препинания часто ставят ребром? (Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)

 Жюри оглашает результаты этого этапа.

2 этап викторины. «Лексика и фразеология»

Второй этап нашей викторины будет ещё более захватывающим и состоять он будет из нескольких частей.

1. Акростих - в котором некоторые буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Мои помощники сейчас раздадут каждой команде листы с заданиями. Развернуть их можно только после того, как зазвучит музыка. Ваша задача – подобрать к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале. Учитываются все правильно подобранные антонимы и полученные из них анаграммы. На выполнение задания – 5 минут.

широкий – … (узкий)

твёрдый – … (мягкий)

старый – … (новый)

скучный – … (интересный)

дробный – … (целый)

неряшливый – … (аккуратный)

 

кредит – … (дебет)

безделье – … (работа)

сорить – … (убирать)

мужской – … (женский)

богач – … (бедняк)

естественность – … (аномалия)

 

личный – … (казённый)

недостаток – … (обилие)

грубо – … (ласково)

многословный – … (лаконичный)

порядок – … (ералаш)

целостный – … (делимый)

щедрость – … (жадность)

 

слитно – … (раздельно)

потеря – … (обнаружение)

вместе – … (самостоятельно)

темно – … (светло)

изнутри – … (извне)

возвышение – … (яма)

 

огорчить – … (обрадовать)

осторожность – … (безрассудочность)

восстановление – … (развал)

эгоист – … (альтруист)

закат – … (заря)

отставать – … (опережать)

убыток – … (выгода)

религиозность – … (атеизм)

дневать – … (ночевать)

испортить – … (исправить)

уже – … (ещё)

 

Сдавайте, пожалуйста ваши ответы. Пока жюри проверяет работы немного пошутим. Я задаю всем присутствующим здесь вопрос, а вы отвечаете:

— Какой знак препинания часто болеет? (Вопрос. «Это для нас больной вопрос»)... 

     Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (нос, Ц, хвост)

     Сколько раз нужно взять букву «А», чтобы получилась птица? (20, 40, 11)

     Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (100, 200, 300)

     Что стоит посередине земли? (Буква «М».)

 Жюри проверило ваши работы и продолжаем нашу викторину.

 2. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Вторая часть этапа – конкурс капитанов. Прошу их выйти ко мне. Вам на экране поочерёдно будут показаны картинки. Ваша задача – отгадать, какой фразеологический оборот в ней зашифрован и вписать ответ в бланк. Мои помощники будут следить за тем, чтобы не было подсказок от команд. На выполнение каждого задания – 15 секунд.

 

Спасибо большое, капитаны, можете пройти  к своим командам. И пока члени жюри подводят итоги., мы с вами опять повеселимся!!!

 ‒     Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)

     В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)

-     Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)

-     Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)

-     Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом.)

 Ну а мы продолжаем!!!

Жюри, огласите, пожалуйста результаты конкурса.

 Мы снова продолжаем нашу викторину.

3. Эпонимы – лицо, от имени которого образованы имена нарицательные или другие имена собственные. Ваша задача по предложенной истории определить, что это за слово и вписать его в бланк ответа. На обсуждение и заполнение бланка мы даём вам по 1 минуте на каждый эпоним.

 А) В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним. С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего (Чарльз Канингэм Бойкотт).

Б) В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Назовите фамилию доктора (Христиан Иванович Лодер).

В) Белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь этого английского бумажного фабриканта, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки (Джеймс Ватман).

Г) Известно, что граф был заядлым картежником. По легенде, он просиживал за игровым столом круглые сутки. Чтобы не отрываться от любимого занятия даже на перекус, граф придумал хитрость. Он приказал слугам подавать ему прямо во время игры кусок холодной говядины, помещенный между двумя ломтиками жареного хлеба. Такой бутерброд можно было есть без ножей и вилок и при этом не пачкаться. Позже такой бутерброд стал неотъемлемой частью культуры питания Англии. Его стали готовить и есть повсеместно (Джон Монтегю Сэндвич).

Д) Свое название знаменитое блюдо получило в честь своего создателя, шеф-повара, французского или бельгийского происхождения, державшего в Москве в начале 1860-х годов ресторан «Эрмитаж». Его рецепт был тайной, которую он так и не разгласил до самой смерти. По данным Гиляровского, повар держал рецепт в тайне, хотя основные ингредиенты были известны. И как ни старались гурманы того времени воспроизвести его в точности, ничего подобного у них не получалось. Это стало поводом для различного рода легенд (Люсьен Оливье).

Е) В 1897 году был создан первый функционирующий двигатель внутреннего сгорания с топливным насосом и высоким КПД. Каково название этого двигателя) (Рудольф Дизель (1858-1913), немецкий инженер и изобретатель).

Ж) Хотя точное происхождение слова не доказано, исходя из упоминаний в литературе и музыкальных произведениях 19-го века, людей, нарушающих общественный порядок, стали называть эти словом в честь ирландского вора и вышибалы, который жил в Лондоне. (Патрик Хулиган (конец 19-го века), ирландский вышибала).

 Итак, второй этап нашей викторины завершён. Жюри подводит итоги а мы … опять играем с болельщиками.

 -     Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)

-     Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)

-     Что находится в начале книги? (Буква «К».)

-     Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

-     Какой город летает? (Орел.)

 Оглашение промежуточных итогов

 3 этап викторины. Морфемика и словообразование

Раунд 1

Мы движемся дальше.Мои помощники раздадут вам конверты. В них вы найдёте своё очередное задание. А связано оно будет с морфемикой и словообразованием русского языка. На выполнение за дания отводится 10 минут.

 В каком ряду строение всех слов соответствует схеме:

1.   корень + суффикс + суффикс + окончание

а)     старинный, магазинный, каменный

б)    картинный, аршинный, машинный

в)     перинный, блинный, витаминный

г)     вершинный, равнинный, серединный

 2.   приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание?

а)   беззлобный, вознаграждение, искривление

б)  бесхозяйственность, бесхитростность, безвкусие

в)  выключатель, воткнутый, воздержание

г)   бесчеловечность, испачканный, проигрыш

 3.   приставка+корень+суффикс+окончание

а)   беззаветный воспользовался преувеличение

б)  бесстрастный прислушался бесследно

в)  расписание безмятежность безвкусица

г)   безвкусный переменный выделка

 4.   префикс + корень + нулевой суффикс + нулевая флексия?

а)     всхлип, взрыв, вспять

б)    вход, вскачь, встарь

в)     всплеск, взмах, вскрик

г)     взгляд, взнос, вскользь

 5.   корень + суффикс -а- + суффикс -лк- + окончание -а?

а)   куколка, побелка, вешалка

б)  закалка, сделка, мигалка

в)  скакалка, гадалка, качалка

г)   перестрелка, сенокосилка, свалка

 Время для работы истекло. Сдайте, пожалуйста, работы моим помощникам. Пока наше жюри занято, мы ….

 -     Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)

-     Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)

-     Каких камней не найдется в море? (Сухих.)

-     Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)

— Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие? (Первую «о»: полотно – плотно)

 Жюри, пожалуйста, вам слово.

 Следующий наш этап связан со словообразованием и называется «Кто лучше знает карту?». Это, пожалуй, самый сложный, но, одновременно, и самый, на мой взгляд, интересный этап нашей викторины. Вам розданы листы, на которых написаны названия городов. Ваша задача – правильно образовать от этих наименований слова, обозначающие жителей этих городов (только МН. ЧИСЛО) На выполнение этого задания даётся __ минуты. Итак, начали.

Азов – азовчане

Анадырь – анадырцы

Архангельск – архангелогородцы

Балашиха – балашихинцы

Братск – братчане

Великий Устюг – устюжане

Вологда – вологжане

Воркута – воркутинцы

Выборг – выборжане

Вязьма – вязьмичи

Гусь-Хрустальный – гусевчане

Дудинка – дудинчане

Евпатория – евпаторийцы

Ессентуки – ессентучане

Златоуст – златоустовцы

Керчь – керчане

Кисловодск – кисловодчане

Комсомольск-на-Амуре – комсомольчане

Кострома – костромичи

Курск – куряне

Кызыл – кызылчане

Липецк – липчане

Майкоп – майкопчане

Минеральные Воды – минераловодцы

Муром – муромляне

Набережные Челны – челнинцы

Находка – находкинцы

Нижневартовск – вартовчане

Нижний Тагил – тагильчане

Новокузнецк – новокузнечане

Норильск – норильчане

Омск – омичи

Орск – орчане

Пермь – пермяки

Стерлитамак – стерлитамаковцы

Тверь – тверяки

Торжок – новоторы

Феодосия – феодосийцы

Энгельс – энгельситы

 Наш очередной этап завершён. И пока члены жюри проверяют ваши работы и выставляют баллы, мы продолжим с болельщиками.

 — Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом? (Букву «е» на «и»: пенал – пинал)

— Какое местоимение может работать приставкой? (Местоимение ВЫ : выпечка, выбегать, выходить, выглядывать, вырез …)

— Вопрос каких падежей без устали задаёт курица? (Вопрос дательного и винительного падежей: КУДА?)

— Может ли ударение превратить существительное в глагол? (Да, может: зАпах – запАх, пЕкло – пеклО, пОсох – посОх …)

— Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине? (Чек – замочек, кусочек …)

 Жюри озвучивает результаты.

 4 этап викторины. Морфология и орфография

Очередной этап нашей игры посвящён морфологии и орфографии русского языка. Для выполнения следующего задания вам даётся всего 1 минута.

 Попробуйте за одну минуту найти и исправить все ошибки в словах:

полоса

хотьба

площадка

по турецки

детский

полночь

колючь

кашёлка

наперстница

абажур

галерея

полог

терраса

цитадель

невтерпёж

ни от куда

иней

во-вторых

порасль

рассчёт

ветреный

водиночку

трясина

потеренный

пловец

исподтишка

пол-деревни

росточек

наездник

предыстория

вскачь

рыбацкий

задумчевый

драмма

препятствие

клеять

завидывать

тишь

безметежный

полумрак

в течении года

опастный

Время закончилось, мои помощники соберут ваши работы и передадут их для проверки. Мы же продолжим с болельщиками.

 — Из какой части слова можно кашу сварить? (Из пРИСтавок, ведь в них есть крупа рис)... 

— Назовите «математические» части слова. (СуффИКС, корень. Математики их всегда ищут)

— Самая математическая часть речи – это … (Имя числительное)

— Как из двух приставок образовать глаголы повелительного наклонения? (При-при, за-при, ото-при)

— В каких словах есть тридцать приставок и ни одного корня? (ЗО-на, ЗО-в)

Итак жюри озвучивает нам промежуточные результаты.

 Очередное ваше задание состоит в следующем. Вам нужно к предложенным именам существительным подобрать имена прилагательные таким образом, чтобы проявился род этих существительных. Например: депо – новое депо (ср.р). Мои помощники раздают вам задания. На выполнение отводится   3 минуты. Время пошло.

 Подбери имена прилагательные к существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе, пюре, какаду, эмаль, шампунь, эскимо,  кенгуру, шинель, тушь. 

 Время на выполнение задания закончилось. Передаём работы и продолжаем отдыхать…

Какая приставка (вместе с ударением) может превратить мальчиков в девочек? (Приставка ПО: дружки – подружки)

 — Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)

— Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Серьезная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку, Петр 1 ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была «законной». Что это за буква? (Э.)

— Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. (Ё. в 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву ё.)

— Какие приставки могут быть именами существительными? (Перед, воз, низ, под, раз, бес)...

— Какая приставка, попав в ЛОСЯ, превращает его в рыбу? (Приставка СО: лось – лосось)

 Слово нашему жюри.

5 этап викторины. Синтаксис и пунктуация

 Ну и, наконец, наш последний этап посвящён синтаксису и морфологии русского языка. Следующее задание весьма необычно. Я читаю вам слова в предложении задом наперёд. Ваша задача правильно воспроизвести и записать это предложение. Читаю медленно, но один раз.

горосоН теадоб могор – Носорог бодает рогом.

еН етитуш с могоросон! – Не шутите с носорогом!

И аз йокрог, и доп йокрог, – И за горкой, и под горкой

доП йозёреб, и доп йоклё, – Под берёзой, и под ёлкой

имадовороХ и в дяр – Хороводами и в ряд

В хапялш ыцдолом тяотс. – В шляпах молодцы стоят.

 — Какая приставка, упав в ТРАВУ, сделает её совершенно непригодной в пищу животным? (Буква «О»: трава – отрава)

— Если приставки придут прогуляться в сосновый БОР, то во что они его превратят? (В забор, в убор, в пробор, в прибор, в сбор, в набор, в отбор, в собор, в перебор)

— В каком слове сорок гласных? (В слове «сорокА»)

— В каком слове больше всего букв «Я»? (Семья)

— Корова говорит «Му!», собака «Гав!», кошка «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»? (Петух)

 Последнее наше задание на знание постановки знаков препинания. Расставьте знаки препинания в предложенных предложения. Время работы _ 2 минуты.

 Когда переправились на пароме через Дон и жеребцы шагом стали подниматься в гору на придонский бугор Давыдов соскочил с дорожек и шел с той стороны где сидела Варя шагала стряхивая сапогами с низкорослого придорожного полынка обильную росу пока до восхода солнца еще бесцветную не блещущую так как блестит она поздним утром переливаясь в солнечных лучах всеми цветами радуги.

 Сдаём работы, и пока жюри проверяет задание и подводит итоги мы с вами посмотрим серии замечательного киножурнала «Ералаш», которые связаны с русским языком.

 Подведение итогов.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Устинова Валентина Ивановна, 12.02.19 в 02:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, это действительно очень интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.