12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бензова Екатерина Олеговна43
Россия, Орловская обл., Мценск

Дата:24.11.15

Класс:4

Урок: Русский язык

Тема: Винительный и родительный падежи.

Цель: Познакомить с винительным и родительными падежами, выявить их различия;

Задачи:

Образовательные:

-Научить сопоставлять родительный и винительный падежи;

-Познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога;

- Развивающие:

-Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность;

-Создавать условия психологической комфортности для каждого ребёнка;

Воспитательные:

-Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу;

- УУД

Личностные: Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения;

- Познавательные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме;

-Коммуникативные: Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение проблемы, вести диалог с учителем;

Оборудование для учителя: план-конспект

Оборудование для учащихся: тетради.


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.


 

Учитель приветствует ребят:

Ну – ка  проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Всё ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь отметку пять.

Приветствуют.

Регулятивные

Осознавать учебную задачу;

2.Актуализация знаний. Мотивирование

- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого.

Теперь переходим к работе со словарными словами.

Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.

Агроном, рабочий, учитель, хлебороб, дежурный, инженер, космонавт

Что общего между этими словами?

Найдите в словаре новое слова, которые по смыслу подходят к этой группе.

- Кто такой шофёр?


 

ШОФЁР, шофёра, муж (франц)- Водитель автомобиля.

- Ребята, слово «шофёр» пришло из французского языка. Оно означает «истопник». До появления автомобилей так на железных дорогах называли кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживает уже машину с мотором, его по-прежнему называют шофёром.

Слово шофёр употребляется в народе. Правильно называть водитель.

- Напишите эти слова, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.


 

- Что общего в словарных словах?

- Что называется именем существительным?

- Какие слова относятся ко 2 склонению?

- Как изменяются имена существительные?

- Что значит изменить по падежам?

Внимательно слушают, выполняют словарную работу.

Один ученик около доски остальные в

Обозначают профессии людей

Шофёр

Человек ,который водит машины

Проговаривают ,записывают.

все слова существительные, 2 склонения.

Имя существительное- это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что?

Мужского рода и среднего.

Существительные изменяются по падежам

просклонять

Личностные:

- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Познавательные:

- Осознавать познавательную задачу;

-Правильно записывать слова с орфограммой;

- соотносить информацию с имеющимися знаниями, опытом;

-Познакомится со словом шофер;

Регулятивные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- Осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

Коммуникативные:

-Вступать в диалог с учителем ,обосновывать свою позицию;

Создание проблемной ситуации.

-Просклоняйте имена существительные: ученица, ученик, дочь.

Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения?

-Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1-го и 3-го склонения?

- Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1 склонения?

Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли будет узнать падеж?

Склоняют самостоятельно в тетрадях

Совпадают формы родительного и винительного падежей, падежный вопрос кого?)

Нет.

Такое совпадение наблюдается у одушевленных существительных 2-го склонени

нет

Личностные: Положительное отношение к изучению русского языка;

Познавательные:

-Решать создавшуюся проблему, искать пути решения;

Регулятивные:

-Сохранять учебную задачу и регулировать свою деятельность;

Коммуникативные:

-Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; 

Формулирование цели исследования и темы урока

-Какую проблему будем решать?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж?

- Какие предлоги относятся к родительному, винительному падежу?

- Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном и винительном падежах?

- Каким членом предложения является?

Сравнить родительный и винительный падежи;

Научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого

Винительный и родительный падежи.

Р.п- кого? Чего?

В.п- кого ? что?

Винительный про, через

Родительный без, для, до, из, от, у

Заполняют таблицу.

 

Родительный падеж

Винительный падеж

Вопросы

Кого? Чего?

( Откуда? Где? )

Кого? Что?

(Куда? Где?)

Предлоги

от, до, из, без, у, с, около, для, после, вокруг, возле

в, во, на, про, через, за

Члены предложения

второстепенный

второстепенный

Окончания

1-ое

ы, и 2-ое

а, я

1-ое у, ю 2-ое

а, я, о, е,


 

Регулятивные:

- Формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;

Познавательные:

-Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

-Сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода;

 

Коммуникативные:

Стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;


 

Выдвижение гипотезы

-Как различить окончание сущ 2 скл.

Винительного и Родительного падежа?

Если не догадываются про 2 гипотезу, то предлагается задание

Прочитайте и сравните пары предложений.

Родительный падеж

2 скл.

Дом медведя – берлога.

1 скл.

Дом пчелы – улей.

Винительный падеж

2 скл.

Туристы фотографировали медведя.

1 скл.

Туристы фотографировали пчелу.

Что заметили?

Теперь легко можно определить падеж? Почему?

Так какая же вторая гипотеза?

Выдвигают гипотезы:

1. По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом.

2.Способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения.

Смотрят ,читают

Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения

Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.

2.Способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации; 

Регулятивные: 

-Высказывать предположения на основе наблюдений;

Коммуникативные:

-Взаимодействовать с учителем;

Проверка гипотезы

Давайте проверим первую гипотезу.

Разделите на группы». (на доске имена сущ.)

Первый вариант выписывает имена сущ. в р.п.

Второй вариант выписывает имена сущ. в в. п.

у соседа,

от дельфина,

от малыша,

через ручей,

для ученика,

за лагерь

- Каким же образов вы отличили имена существительные в р.п от в.п?

-Нашла ли свое первая гипотеза подтверждение

-Давайте проверим вторую гипотезу.

Способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения.

Определите падежи, родительный и винительный

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите. 
Берегите Землю!
Берегите...

- У существительных какого склонения проще всего отличить родительный падеж от винительного? Почему?

- Для распознавания

Р.п. и В..п.

заменим сущ. 2скл. на сущ. 1скл..

Берегите (кого?) жаворонка (птицу)

Проверяют 1 гипотезу.

Выписывают имена сущ.

1 вариант: у соседа(предлог У)

От малыша, для ученика, от дельфина.

2 вариант: через ручей, за лагерь,.

По предлогу можно различить родительный и винительный падеж

Да.

Выполняют задние.

У сущ. 3 и 1 скл.

Личностные:

Осознание себя как  индивидуальности способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные:

- Искать пути решения проблемы;

Коммуникативные:

Формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Формировать умение работать в малых группа;(по вариантам)

Упражнения

Итог урока.

Рефлексия

Домашнее задание.

Прочитайте. Впишите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение существительных.

         Василий откидывает воротник шинел…, снимает фуражку. Я высовываюсь из бричк… . С одной стороны дорог… блестит мокрой зеленью озимое поле. С другой стороны не шелохнётся осиновая роща. Из середины рощ… ясно долетают звуки кукушк….


 

Определи склонение и падеж им. существительных .

Следы зайца

Выстрелил в зайца

Спросил про соседа

Шкура волка

Выстрелил в волка

Заступился за друга

-Над какой темой работали?

-Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.?

-Просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.?

-кому легко?

Вставьте нужные окончания, определите падеж в словах с пропущенными окончаниями в данных пословицах. Занесите в соответствующие графы таблицы номера пословиц.

1. Без труда не вытянешь и рыбк. из пруда.

2. Дым. без огня не бывает.

3. Едешь на день, хлеб. бери на неделю.

4. Живём, хлеб. жуем.

5. Шил. в мешке не утаишь.

6. От добра добр. не ищут.

Выполняют, проверяют

Выполняют упражнение.

Личностные:

Желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные:

-Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;-Взаимоконтроль;

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные: Формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.