-Создавать условия психологической комфортности для каждого ребёнка;
Воспитательные:
-Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу;
- УУД
Личностные: Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения;
-Познавательные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме;
-Коммуникативные: Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение проблемы, вести диалог с учителем;
Оборудование для учителя: план-конспект
Оборудование для учащихся: тетради.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент.
Учитель приветствует ребят:
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Всё ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь отметку пять.
Приветствуют.
Регулятивные
Осознавать учебную задачу;
2.Актуализация знаний. Мотивирование
- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого.
Теперь переходим к работе со словарными словами.
Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.
Агроном, рабочий, учитель, хлебороб, дежурный, инженер, космонавт
– Что общего между этими словами?
Найдите в словаре новое слова, которые по смыслу подходят к этой группе.
- Кто такой шофёр?
ШОФЁР, шофёра, муж (франц)- Водитель автомобиля.
- Ребята, слово «шофёр» пришло из французского языка. Оно означает «истопник». До появления автомобилей так на железных дорогах называли кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживает уже машину с мотором, его по-прежнему называют шофёром.
Слово шофёр употребляется в народе. Правильно называть водитель.
- Напишите эти слова, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
- Что общего в словарных словах?
- Что называется именем существительным?
- Какие слова относятся ко 2 склонению?
- Как изменяются имена существительные?
- Что значит изменить по падежам?
Внимательно слушают, выполняют словарную работу.
Один ученик около доски остальные в
Обозначают профессии людей
Шофёр
Человек ,который водит машины
Проговаривают ,записывают.
все слова существительные, 2 склонения.
Имя существительное- это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что?
Мужского рода и среднего.
Существительные изменяются по падежам
просклонять
Личностные:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;
Познавательные:
- Осознавать познавательную задачу;
-Правильно записывать слова с орфограммой;
- соотносить информацию с имеющимися знаниями, опытом;
-Познакомится со словом шофер;
Регулятивные:
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- Осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
Коммуникативные:
-Вступать в диалог с учителем ,обосновывать свою позицию;
Создание проблемной ситуации.
-Просклоняйте имена существительные: ученица, ученик, дочь.
– Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения?
-Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1-го и 3-го склонения?
- Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1 склонения?
Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли будет узнать падеж?
Склоняют самостоятельно в тетрадях
Совпадают формы родительного и винительного падежей, падежный вопрос кого?)
Нет.
Такое совпадение наблюдается у одушевленных существительных 2-го склонени
нет
Личностные: Положительное отношение к изучению русского языка;
Познавательные:
-Решать создавшуюся проблему, искать пути решения;
Регулятивные:
-Сохранять учебную задачу и регулировать свою деятельность;
Коммуникативные:
-Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
-Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
Формулирование цели исследования и темы урока
-Какую проблему будем решать?
- Какова же тема сегодняшнего урока?
На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж?
- Какие предлоги относятся к родительному, винительному падежу?
- Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном и винительном падежах?
- Каким членом предложения является?
Сравнить родительный и винительный падежи;
Научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого
- Формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;
Познавательные:
-Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
-Сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода;
Коммуникативные:
Стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;
Выдвижение гипотезы
-Как различить окончание сущ 2 скл.
Винительного и Родительного падежа?
Если не догадываются про 2 гипотезу, то предлагается задание
Прочитайте и сравните пары предложений.
Родительный падеж
2 скл.
Дом медведя – берлога.
1 скл.
Дом пчелы – улей.
Винительный падеж
2 скл.
Туристы фотографировали медведя.
1 скл.
Туристы фотографировали пчелу.
Что заметили?
Теперь легко можно определить падеж? Почему?
Так какая же вторая гипотеза?
Выдвигают гипотезы:
1. По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом.
2.Способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения.
Смотрят ,читают
Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения
Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.
2.Способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные:
-Высказывать предположения на основе наблюдений;
Коммуникативные:
-Взаимодействовать с учителем;
Проверка гипотезы
Давайте проверим первую гипотезу.
Разделите на группы». (на доске имена сущ.)
Первый вариант выписывает имена сущ. в р.п.
Второй вариант выписывает имена сущ. в в. п.
у соседа,
от дельфина,
от малыша,
через ручей,
для ученика,
за лагерь
- Каким же образов вы отличили имена существительные в р.п от в.п?
-Нашла ли свое первая гипотеза подтверждение
-Давайте проверим вторую гипотезу.
Способ замены существительного 2-го склонения существительным 1-го склонения.
Определите падежи, родительный и винительный
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите...
- У существительных какого склонения проще всего отличить родительный падеж от винительного? Почему?
- Для распознавания
Р.п. и В..п.
заменим сущ. 2скл. на сущ. 1скл..
Берегите (кого?) жаворонка (птицу)
Проверяют 1 гипотезу.
Выписывают имена сущ.
1 вариант: у соседа(предлог У)
От малыша, для ученика, от дельфина.
2 вариант: через ручей, за лагерь,.
По предлогу можно различить родительный и винительный падеж
Да.
Выполняют задние.
У сущ. 3 и 1 скл.
Личностные:
Осознание себя как индивидуальности способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные:
- Искать пути решения проблемы;
Коммуникативные:
Формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
Формировать умение работать в малых группа;(по вариантам)
Упражнения
Итог урока.
Рефлексия
Домашнее задание.
Прочитайте. Впишите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение существительных.
Василий откидывает воротник шинел…, снимает фуражку. Я высовываюсь из бричк… . С одной стороны дорог… блестит мокрой зеленью озимое поле. С другой стороны не шелохнётся осиновая роща. Из середины рощ… ясно долетают звуки кукушк….
Определи склонение и падеж им. существительных .
Следы зайца
Выстрелил в зайца
Спросил про соседа
Шкура волка
Выстрелил в волка
Заступился за друга
-Над какой темой работали?
-Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.?
-Просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.?
-кому легко?
Вставьте нужные окончания, определите падеж в словах с пропущенными окончаниями в данных пословицах. Занесите в соответствующие графы таблицы номера пословиц.
1. Без труда не вытянешь и рыбк. из пруда.
2. Дым. без огня не бывает.
3. Едешь на день, хлеб. бери на неделю.
4. Живём, хлеб. жуем.
5. Шил. в мешке не утаишь.
6. От добра добр. не ищут.
Выполняют, проверяют
Выполняют упражнение.
Личностные:
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Регулятивные:
-Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;-Взаимоконтроль;
Познавательные:
Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;