12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Эльвира1835
Я работаю учителем физической культуры в Синекинчерской основной общеобразовательной школе. Образование высшее.
Россия, Чувашская респ., Сине-Кинчеры
21

Выступление на тему «Роль акробатических упражнений в физическом развитии учащихся»

Выступление на тему

 «Роль акробатических упражнений в физическом развитии учащихся»

Акробатическое искусство владения телом постигали еще актеры первых бродячих цирков –   и поражали своим мастерством Древний Рим. «Живой архитектурой» называли акробатику в Италии. В древней Руси скоморохи веселили народ акробатическими упражнениями. В конце 19 века из цирковых представлений в особое русло начала выделяться спортивная акробатика. Появились первые акробатические кружки, стали проводиться соревнования любителей. Впоследствии акробатика утвердилась как самостоятельный вид спорта. Она включает в себя: прыжки разных видов и сложности (от тренировочных перекатов и кувырков до эффектных сальто -  свободных вращений тела, выполняемых с места, с разбега, с пола или с трамплина); упражнения на сохранения равновесия -  балансирование (стойки на руках или на голове партнера, пирамиды с участием нескольких акробатов) и бросковые упражнения с подбрасыванием и ловлей партнеров. В школьную программу акробатика включена как элемент спортивной гимнастики. Учащиеся выполняют самые простые акробатические упражнения. К ним относятся равновесия, стойки, шпагаты, упоры, перекаты и кувырки. Эти упражнения доступны и помогают развить силу, гибкость, стать более ловкими. Они же помогают развить вестибюлярный аппарат (ориентировку в пространстве). Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым или необычным. Именно новизна и необычность являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию ранообразных координационных способностей. 

Учебный материал по акробатике учащиеся в нашей школе изучают во второй четверти. Уроки акробатики строю так: 10 минут вводная часть, 15-17 минут разучивание новых и закрепление основных, ранее изученных акробатических упражнений. Оставшееся время посвящаю развитию быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, прыгучести, силы и развитию других физических качеств. Учащиеся средних и старших классов работают по индивидуальному плану, чему способствует разработанная в школе система организации такой самостоятельной работы. Может возникнуть вопрос: а как же остальной гимнастический материал? В третьей четверти мы разучиваем и совершенствуем упражнения на бревне, лазание по канату и т.п. Физкультурный зал в школе хотя и небольшой, всего 98 м, но хорошо оснащён необходимым гимнастическим оборудованием. Это позволяет всем учащимся одновременно работать на протяжении каждого урока. Мы несколько расширяем содержащийся в учебной программе материал по акробатике. Элементы акробатики условно поделили для каждого на четыре группы трудности. Понятие «группа трудности» ввели для того, чтобы учащиеся знали: чем выше группа трудности упражнений, тем, следственно, выше оценивается труд учащихся. В каждую группу включены разные акробатические упражнения перекаты, кувырки, стойки, мост, элементы силовой акробатики. К четвёртой группе отнесли дополнительные упражнения, такие, которые не входят в основной раздел программы для данного класса. Их включение продиктовано стремлением создать учащимся возможность заниматься в опережающем плане. Работа построена так, что часть дополнительных упражнений в последующем классе будет входить в третью группу трудности, упражнения же из третьей группы перейдут во вторую и т.д. Некоторые упражнения первой группы трудности, к примеру, выполняемые для поддерживания мышечного тонуса, развития подвижности, укрепления отдельных групп мышц (наклон назад до касания головой мата из стойки на коленях ноги врозь, а также под углом с различным положением рук на время) учащиеся проделывают на протяжении всех лет обучения в 5-9 классах. Эти упражнения и ряд других учащиеся регулярно выполняют и в домашних условиях. В них в первую очередь нуждаются те, кто в предыдущие годы не совсем чётно их выполнял. Однако требования к выполнению упражнений с каждым годом повышаются.  Для контроля  за освоением акробатических упражнений я завела общую тетрадь, где записаны по классам фамилии учащихся и зафиксированы упражнения в таком порядке, каком задаю. А тот факт, что на протяжении десяти уроков я отмечаю против фамилии каждого ученика упражнения, которые он выполняет без ошибок, лишь помогает мне в работе.  Учащимся 5 класса объясняю, а ребятам из последующих классов напоминаю, что, если они выполнят все упражнения первой группы трудности, то тем самым обеспечат себе оценку «3» по освоению акробатики. Если же успешно продемонстрируют свои умения при выполнении упражнений второй группы трудности, их труд будет оценен на «4», а третьей группы трудности — на «5». Правда, оценку за перечисленные упражнения первой — третьей группы трудности выставляю только одну — на итоговом уроке. На практике бывает так, что ученик, например, не может правильно выполнить 1-21 упражнения из второй группы трудности, но зато выполняет 3-4 упражнения из третьей группы трудности. В этом случае выставляю такую оценку, которая соответствует его подготовленности. А вот за каждое два правильно выполненных элемента четвертой группы трудности (дополнительные упражнения) ученик получает дополнительную оценку «5». И нечего бояться, что, например, шестиклассники, выполнив все шесть дополнительных упражнений, получат лишние «5». Это только будет способствовать их увлеченности физической культурой и спортом, да и для других станет хорошим стимулом. Что учащимся нравится в такой работе? Сильных привлекает то, что, если уже на первых 2-3 уроках они могут выполнить все элементы по программе своего класса на оценку 5», на последующих уроках им дается право заниматься самостоятельно по более сложной программе, осваивая дополнительные упражнения, получая консультации учителя и помогая товарищам, становясь, таким образом, его помощником. Идя на урок, ребята не гадают: «А что нам на этом уроке придумает учитель? Учащиеся знают, что они освоили, что они умеют и над чем им следует трудиться теперь. Постарались учесть и то обстоятельство, что на уроках акробатики школьники, как правило, недополучают эмоциональной разрядки. Чтобы разнообразить уроки, включаем во многие упражнения, направленные на развитие двигательных качеств, элементы подвижных и спортивных игр, эстафеты, используем музыкальное сопровождение. Развитие у школьников самостоятельности приносит свои положительные плоды. Уже в 7-ом классе занимающиеся читают упражнения с листа, прочитанное показывают в работе.

Занятия акробатикой нужно поощрять. Они имеют большое значение в физическом развитии учащихся. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.