12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Емельянова Лайла Алимовна35
Учитель истории и обществознания
Россия, Ставропольский край, Георгиевск
0

Статья «Внедрение инклюзивного образования в систему основного общего образования через внеклассные мероприятия и урочную деятельность»

Особенности реализации принципов инклюзивного образования в системе основного общего образования через внеклассные мероприятия и урочную деятельность

Равные возможности, равные права

Конвенция о правах инвалидов (Юнисеф)

Мы все равны! Как часто мы говорим это ученикам. Как часто мы слышим эту фразу по телевизору. Но насколько мы равны?

Попробуем разобраться с данным вопросом. Конвенция о правах ребенка и Конвенция о правах человека определяют данное равенство, прежде всего, в праве на жизнь, на свободу, на труд, на образование. Но это равенство прав. А равенство возможностей? Реально ли оно? Люди с ограниченными возможностями сталкиваются с такими проблемами, как:

- отсутствие субтитров в телепередачах;

- отсутствие пандусов;

- отсутствие возможности попасть в инвалидной коляске в общественный транспорт;

- отсутствие нужной информации, рассказанной понятным и простым языком. Кроме того, прозрачные двери — сложное препятствие для слабовидящих, светофоры без звуковых сигналов — прямая угроза для жизни человека с плохим зрением.

Создание не только равных прав, но и возможность их реализации – одна из важнейших задач современной системы образования. И эти задачи призвано решить инклюзивное образование, - совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

человек ценен не только своими способностями и достижениями;

каждый человек чувствует и думает;

каждый человек имеет право быть услышанным и имеет право на общение;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Что помогает людям с ОВЗ реализовывать свои возможности?

Интернет даёт возможность для неограниченного общения всем нам. Ты никогда не задумывался о том, что твой партнёр по игре в Интернете или друг по переписке может быть человеком с ОВЗ?

Шрифт Брайля Специальная система, позволяющая читать незрячим и слабовидящим. Каждой букве этого шрифта соответствует набор выпуклых точек, что позволяет читать на ощупь, руками.

Виброзвонок, который сейчас есть в каждом телефоне, был придуман для слабослышащих.

Аудиокниги были придуманы в помощь слабовидящим. А сейчас их используют многие!

Жестовый язык. Общаться на жестовом языке — выход для тех, кто не слышит или испытывает сложности с речью. Такие люди получают доступ к информации, возможность учиться и находить работу с помощью переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков).

Примером успешной адаптации людей с ОВЗ может стать австралиец Ник Вуйчич, который родился без рук и ног. В детстве Ник был одинок, страдал от депрессий. Он часто задумывался, какова цель его жизни, и есть ли какая-то цель вообще. Ник не сдался. В седьмом классе Ника выбрали старостой. После школы Ник продолжил учебу и получил два высших образования. В 2005 году Ник получил очень престижную в Австралии премию — «Молодой австралиец года» — как человек, чей пример вдохновляет окружающих и помогает им поверить в свои силы.

Людвиг ван Бетховен, великий немецкий композитор, дирижёр и пианист. С возрастом Бетховен практически полностью потерял слух. Почти все его самые известные произведения созданы тогда, когда он уже не слышал. Девятая симфония была впервые исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Овация длилась так долго, что полиция потребовала её прекратить. Подобные приветствия допускались только по отношению к императору.

Каким образом можно ввести ребенка с ОВЗ в класс с учащимися без ОВЗ? Прежде всего, адаптация должна проходить через личностные контакты, определяемые совместными проектами, внеклассными мероприятиями. При этом, важно провести отбор материала, адаптированного к возрастным, психологическим особенностям всего классного коллектива. Ученик с ОВЗ получает равные задания. Например, во время подготовки и проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества, ученица 7 В класса В. с ОВЗ сама решила участвовать в сценке чтецов, а также предложила авторскую презентацию. Весь класс оказывает помощь в передвижении В., ребята по очереди носят ее рюкзак. Но сама В. не принимает никаких «жалостных» ноток в свой адрес, проявляя активность во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

В нашей школе принцип инклюзивного образования реализован и для детей, не имеющих возможность посещать учебное заведение. И это не только онлайн-обучение с помощью Интернета, посещение учителями, проведение уроков дома. Это, еще и реальное общение одноклассников с учеником, который в силу своего физического состояния не может сам прийти на внеклассное мероприятие. Так, проект «Умейте делать добро» был реализован в 2015-2016 учебном году рядом мероприятий: посещение одноклассниками восьмиклассника С. - ученика 6 Г класса. Ребята провели с ним конкурс: «Мое любимое кино», «Масленица». С. стал членом жюри на конкурсе «Книга памяти», проведенном в режиме онлайн (по скайпу).

«Встаньте и отстаивайте свои права, и другие встанут рядом с вами. Все дети МОГУТ учиться в школе, МОГУТ играть в игры, МОГУТ принимать участие в любых мероприятиях. Речь идет не о том, что я не могу, а о том, что я МОГУ», - сказал Виктор Сантьяго Пинеда, основатель благотворительного фонда, поддерживающего людей с инвалидностью. Это и есть современный взгляд на людей с ОВЗ, на из вовлеченность в жизнь и деятельность общества – активную и социально-ориентированную.

 

4

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.