12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Егорова Тамара Михайловна41 Россия, Челябинская обл., Челябинск |
Внеклассное мероприятие «Борьба народа в Великой Отечественной войне через историю семьи»
Внеклассное мероприятие
«Борьба народа в Великой Отечественной войне
через историю семьи»
Автор: Егорова Тамара Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32 г. Челябинска»
Цель: показать, как советские люди старшего поколения умели любить Родину, защищать своё Отечество в годы Великой Отечественной войны 1041 -1945 г.
Задачи: 1. Расширить представления учащихся о подвиге родных и близких людей в трудные годы войны.
2. Помочь учащимся узнать о боевом пути воина из своей семьи.
3.Развивать умение самостоятельно находить информацию, фотографии, награды.
4. Мотивирование детей на желание рассказывать о родных.
«Были страшными будни, и кипела война.
Позабыть невозможно то, что было вчера…»
(из записной книжки Иванова М. Д.,
участника Великой Отечественной войны))
В учебной программе любого класса есть тема «Патриотизм», где соединены темы «Любовь к Отечеству», «Защита Родины», «Герои войны».
Изучать историю своей страны мы начинаем с первых дней в школе, отвечая на вопрос - С чего начинается Родина?
Родина - Отечество. Это мы сами. Наша жизнь сегодня и сейчас.
А наше прошлое?
Рассказ ветерана
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
(Владимир Степанов)
Велика наша любовь к земле, где ты родился и вырос. Любовь к родным и близким, к дорогим и милым родителям.
- Было ли так всегда? Да, было.
(Сейчас вы четвероклассники, но ещё до школы были знакомы с любимыми волшебными русскими сказками «Гуси – лебеди», «Марья - искусница», «Аленький цветочек» и другими произведениями)
Любовь – основа нашей жизни, а верность её стержень. Не принято оставлять родителей, детей, родных и близких в беде, всегда надо было заботиться о родителях, так, как они заботились о нас в самом начале нашей жизни. О детях заботились так, как научились у родителей. Тем более в годы войны. Когда не только своим, но и чужим людям бескорыстно помогали. Солдаты Красной армии всех людей защищали.
На фронте воины знакомились. Фронтовая дружба становилась крепче год от года. Без взаимного прощения и терпения не бывает согласия ни в одном коллективе, в семье.
Поэтому мы любим общие праздники и бережём традиции, совместный труд, отдых. В трудные военные годы наш народ берёг и защищал родную страну, дом и родных Солдаты перед боем писали домой последние письма и погибали с верой в правое дело. Лишь бы Россия жила. Они понимали ту ответственность перед собой, членами своей семьи, обществом, Богом.
Перед войной гонимыми и унижаемыми были священники, их семьи, православные люди. Но, именно, им помогла святая вера выстоять в тяжёлую годину рядом с теми, кто их объявил «врагами народа», разрушал их семьи, обрекал на страшное сосуществование детей. Они нашли в себе силы, поднялись и встали в один строй с обидчиками против грозного и коварного врага России гитлеровской Германии. Все были отмечены правительственными наградами. Честь им и хвала от благодарных потомков.
Примером жизни и мужества можно назвать обычных людей, наших соседей, родных, живущих рядом с нами на одной улице, в одном доме, квартире. Они отстояли свободу для нас, мирное небо над нашими головами.
Выступления детей о родственниках – воинах.
(Работа оказалась трудной для четвероклассников. Пришлось прочитать фрагменты из книги А. Лобашева «Верою побеждали»)
Смирнова Ольга Васильевна
Приехала я в Уральск, экзамены сдавать. Меня все пугают: ребята с семью классами поступают, а я только шесть закончила. Экзамены я сдала.
Закончила медицинское училище, стала фельдшером. И начала работать с Марией Михайловной Скачковой. Учила меня, на операции брала.
Только начали жить, а тут война. Мужа опять на фронт забрали. И я в армию записалась. Вместе с Марией Михайловной мы попали в передвижной госпиталь. На передовой раненых забирали, на себе таскали: ох и страшно было! А уж как жалко -то их, сердечных: «Сестра, дай укольчик!» Так нету же. А они, золотые, зубами скрипят. А нам подмигивают: «Девки, всё равно Родина нас не забудет!»
Едем в тыл, а тут как начали наш эшелон бомбить! Верите ли, 13 человек нас всего в живых-то осталось с целого эшелона! Да должно бы 12 остаться, если бы не тот самый полковник. Он пошёл после бомбёжки меня искать. А меня землёй засыпало. Как уж он нашёл – не знаю. Не помню. Но только откопал он меня и на себе дотащил до своих. Всё повторял; «Вот моя полковница! Жить будет!»
Пять месяцев пролежала в Москве в госпитале (плачет). Сколько будужить, столько буду помнить имя Господне и этогополковника, что Он мне прислал.
Дедушка Тагир
В последний путь провожали ветерана всем селом. Родные, близкие, были представители цахурской администрации и из Рутульского района.
Саидов Тагир Арифович прожил трудную жизнь. Ответственный и отзывчивый человек оставил о себе добрую память.
Тимофеев Николай Евлампьевич.
Ушаков Иван Петрович
Из воспоминаний …
«…ямы для умерших копать не успевали. Как-то вечером под конец рабочего дня я обессилил и упал. Ям готовых не было, и меня на носилках бросили в барак. Он был перегорожен на 2 стороны. В одной стороне была кухня, а в другой хранили замороженные овощи. Я очнулся, пополз и вижу топку, а в дверце огонь сверкает. Пополз дальше – нашарил картошку. Нашёл банку. Накидал картошки в банку и затолкал в печку. Так сварил и съел три банки картошки прямо с грязью. Лёг спиной к стене печи, отогрелся и ожил.
Утром слышу открывают замок, а я лежу и думаю, что сейчас меня бросят в могилу. Заходит немец, кричит:
-Иван капут, Иван никс капут!
А я ему отвечаю:
-Никс, никс…
Немец обернулся и ушёл, а я думаю, что мне будет…, возвратился немец с булкой хлеба, дал мне. Потрепал по спине и забрал меня с собой. Устроил в сапожную мастерскую. Делал я ботинки, какие и сам носил, на деревянной подошве. Вот так я выжил.
Была кухня – кормили.В Белоруссии расформировали. Отправили кого куда.
Т ак я попал на Урал, в город Копейск строить шахты. Сначала 44, потом 45,46,47,50.
Абитов Нагим
Моя прабабушка Абитова Зинаида (Зульхиза ) отправила 1941 г. Двух старших сыновей и внука 18 лет, на фронт. Мой прадед Абитов Нагим имел бронь. Он и прабабушка Абитова Алина работали на железной дороге на станции Челябинск 01. 1943г. Он правдами и неправдами увольняется, увозит мою прабабушку с сыном в деревню, а сам уходит на фронт. Его отправляют в стрелковую дивизию 1291 .. 110 ВДСД.
Начал из-под Москвы и дошел до Польши. Был награжден медалями за Отвагу, за победу над Германией, похвальными грамотами. Был ранен, но остался жив и вернулся домой. Братья погибли, а племянник вернулся контуженным.
Мой прадед помог вдовам своих братьев, воспитать детей, которые остались сиротами. Похоронил племянника 1961 г., который умер от военной раны. Вырастил четверых детей. Он не пил и не курил, честно работал …..Умер в 1978г. в возрасте 67 лет .
Холодные окопы, в которых он воевал, студеные воды рек, которые он форсировал со своими боевыми солдатами, незаживающая рана ноги, укоротили ему жизнь.
Но все родственники благодарны деду. Память о нём осталась в семье.
Остались и несколько предметов того лихого времени в нашем доме. Иногда по праздникам, когда родные собираются вместе, его дочь торжественно показывает эти реликвии.
Заключение
Мной изучены, проанализированы и обобщены данные материалы:
фотографии, сообщения, статьи из книг и интернета по заданной теме для использования примеров на уроках (краеведения, уроках окружающего мира, литературного чтения) в классе, так и для проведения внеклассных мероприятий в рамках предметных недель в начальной школе.
Выводы:
1.Возникла потребность выявить самые болезненные утраты (гибель и смерть родных в одной из самых тяжёлых освободительных войн на земле). В каждой семье собрать по крупицам потерянные звенья преемственности, восстановить связь времён. К работе подключились и неравнодушные родители, что способствовало качественному отбору материала.
2.Значение работы. Мы можем, в меру наших возможностей, воспроизвести лишь ту информацию, которую сохранили наши родные. Собрать и сберечь.
3.Сегодня актуальной стала проблема, как отвлечь детей от чрезмерного увлечения смартфонами, компьютерными играми, одним из таких целенаправленных действий должно стать интересное Научно – исследовательская, практическая деятельность по возрасту: познание своего рода. Знакомство с историей жизни своих дорогих родных в опасные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Литература:
1.А.Лобашев «Верою побеждали!..», Челябинск,2007
2.
3.Дневник, фотографии, сообщения из личных архивов семей учащихся Мехтиевых, Низамовых, Романенко, Бердыкаевых.
4.
5.
6.