12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королёва Марина Владимировна7

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»

(ГБПОУ ПК №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА)

_________________________________________________________________











Литературный реквием

«Детство, опаленное войной»,

подвигу детей в годы

Великой Отечественной войны посвящается.













Королёва Марина Владимировна – преподаватель истории

и обществознания











Москва, 2022г.


Пояснительная записка.

Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. А так же знать о людях, проявивших мужество в борьбе с врагом, о городах – героях, которые отстаивали советские солдаты; знать многотрудный, славный боевой путь советских войск к Великой Победе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям» - Сухомлинский В.А.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.

В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли, … пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной». Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Фактор войны оказал существенное, в большинстве случаев решающее влияние на всю жизнь общества, в том числе психологию, мироощущение и ментальность людей. Особенно трагически война отразилась в судьбах детей. Война лишила их родных и близких людей, дома, заботы родителей, сделала сиротами, оставив один на один с суровой действительности. Они гибли от бомбежек и голодной смерти, становились физическими инвалидами, через всю жизнь неся незаживающие моральные раны.

Сколько детей погибло за годы Великой Отечественной войны? По подсчётам разных исследователей от 500 до 700 тысяч, точно не знает никто. Как никто не знает, сколько их, маленьких героев в годы войны работали на заводах и в госпиталях. С оружием в руках помогали взрослым сражаться за родину. Сколько уходили в партизаны, гибли при бомбежках и обстрелах или от голода и болезней. Сколько их угнали в Германию и умертвили. Сколько, не дожив до Победы, были похоронены в блокадном Ленинграде. Всех их мы вспоминаем накануне великого Дня Победы.


Актуальность темы заключается в праздновании годовщины Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Перед нами стоит важнейшая задача – сохранить эту память на долгие годы. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире.

Цели и задачи:

обобщить знания по истории Великой отечественной войны 1941 – 1945гг.

формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности;

пробудить интерес учащихся к системе ценностных ориентаций, содействующих социализации личности, ее гражданскому становлению;

способствовать развитию навыков сбора информации (интервьюирование, анкетирование, опрос и т.д.); создания компьютерных презентаций; анализа и синтеза исторического материала; работы с историческими источниками, архивами.

Методы обучения:

- информационно-развивающий (знакомство и использование информационных технологий для проведения урока)

- проблемно-исследовательский (получение дополнительных знаний, умений и навыков в процессе подготовки и изложении материала).

Внутрипредметные и межпредметные связи: обществознание, русский язык и литература, информатика, программное обеспечение.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; демонстрационный экран;

фотографии военных лет; имитация памятника советским воинам, военная палатка-медсанбат, музыкальное сопровождение, кадры кинохроники, инвентарь и костюмы для инсценировок.































«Детство, опаленное войной» - литературный реквием

(слайд- 1-2; тема фильма «Вечный зов»)

1 вед. Более полувека отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа самую жестокую из всех войн в истории нашей Родины, войну, унесшую и искалечившую миллионы жизней.

1 чтец: Глянь на живых, Пока они живые...

Запомни шрамы их и седину. 

Их мужество в те годы грозовые 

Спасло от рабства вольную страну. 

2 чтец: Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали. 

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят, Они скорбят ночами 

О тех друзьях, что спят в земле сырой

(слайд 3 – кинофрагмент- начало ВОВ)

(слайд- 4-5; музыка из к/ф «Батальоны просят огня»)

2 вед. 22 июня 1941 и 9 мая 1945. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И немалую лепту для победы внесли дети.

3 чтец: Дети войны — и веет холодом,

Дети войны — и пахнет голодом,

Дети войны — и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

4 чтец: Неправда, что не помнят дети

Все тяготы военных лет…

Мы – Книга Памяти и Боли,

И детских маленьких побед…

(слайд- 6; музыка «Вызываю из бессмертия»)

1 вед. Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь. Война изменила их судьбы, разрушила светлые мечты, сделала короткими жизни, обагрила кровью и слезами детство.

1 чтец: Июнь… клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море,

И разливался звонкий смех ребят.

Не знающих, не ведающих горя.

2 чтец: Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

3 чтец: Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война


(слайд- 7-8; мелодия песни «Синий платочек»)

2 вед. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Все, кто раньше стоял за станком, выращивал хлеб, теперь защищали свою Родину. И дети заменили своих отцов и старших братьев.

4 чтец: Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» — девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

1 чтец: В военных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?

Нам в 43-ем выдали медали.

И только в сорок пятом – паспорта.

(слайд- 9; кинофрагмент «Помощь тыла»)

(слайд- 10-11; музыка из к/ф «Грозное время» - финал)

1 вед. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады длинною в 900 дней и ночей. Дети в осаждённом городе… их было около 400 тысяч. И маленькие ленинградцы сражались с голодом, холодом и со смертью.

2 чтец: Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

3 чтец: Эта тонкая тетрадка

стоит многих толстых книг.

Пионерка - ленинградка,

потрясает твой дневник!

(слайд- 12-13; музыка Д.Шостаковича – 7 симфония)

4 чтец: Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нем звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик.

1 чтец: Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова:

(слайд - 14; кинофрагмент «Дневник Тани Савичевой»)

(слайд- 15-17; тема фильма «В июне 41»)

2 вед. Вступив на русскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства. В обращении к немецкому солдату говорилось: «У тебя нет сердца и нервов… Убивай всякого русского, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…»

1 вед. 22 марта 1943г. отряд карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей согнали в сарай и сожгли заживо. Среди погибших – дети…

2 чтец: Сотни тысяч заживо сожженных

К нам взывают сквозь года.

Загляни в глаза тех обреченных,

Что ушли из жизни навсегда.

(слайд- 18; кинофрагмент «Иди и смотри»)

(слайд- 19; музыка из к/ф «А зори здесь тихие» - финал)

2 вед. Продвигаясь на восток, немцы объявляли мобилизацию населения для работ в Германии. Целыми эшелонами увозили подростков. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию.

(слайд- 20; кинофрагмент «Судьба»)

(слайд- 21; музыка из к/ф «Список Шиндлера»)

1 вед. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле. Фашистами были созданы целые комбинаты смерти: Освенцим, Майданек, Маутхаузен, Бухенвальд, Саласпилс.

3 чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти. Родина?

(слайд- 22; песня «Бухенвальдский набат»)

(слайд- 23; музыка Lacrimosa requiem)

2 вед. Среди заключенных фашистских концлагерей были и дети. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. У всех малолетних узников одинаковые трагические воспоминания: колючая проволока, голод, страх, боль…

(слайд- 24; кинофрагмент «Помни имя свое»)

(слайд- 25-26; мелодия песни «Эх, дороги»)

1 вед. В те годы дети быстро взрослели. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии и старались ни в чем не уступать взрослым.

4 чтец: Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

1 чтец: Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.

(слайд- 27; кинофрагмент «Сын полка»)

(слайд- 28-30; музыка Поля Мориа «Был месяц май»)

2 чтец: Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

3 чтец: Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

2 вед. Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

4 чтец: Нина Сагайдак,14 лет — расстреляна фашистами.

Василий Коробко,16 лет — погиб в бою с фашистами.

Лара Михеенко, 12 лет — расстреляна фашистами.

Володя Дубинин,15 лет — погиб в бою с фашистами.

Миша Куприн,14 лет — повторил подвиг Ивана Сусанина.

1 вед. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги. И только высшего звания Героя Советского Союза были удостоены четверо (посмертно):

1 чтец: Марат Казей, 15 лет, погиб в бою с фашистами

Леонид Голиков, 14 лет, пал смертью храбрых в бою.

Зинаида Портнова, 15 лет, зверски замучена фашистами.

Валентин Котик, 14 лет, погиб бою с фашистами.

(слайд- 31; отрывок из к/ф «Без права на ошибку»)

(слайд- 32; музыка «Война для современности»)

2 вед. Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах. Вечная слава героям этой войны.

3 чтец: Неугасима память поколений 

И память тех, кого мы свято чтим, 

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим. 

(слайд- 33-34; минута молчания: Ю.Левитан – 1 концерт П.Чайковского)

(слайд- 35; мелодия песни «День победы»)

4 чтец: Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

(слайд- 36-37; песня «Солнечный круг»)

(все участники выходят на сцену)



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.