12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусева Оксана Юрьевна15

Методическая разработка внеклассного занятия


Введение

В начале лета в России празднуется праздник Троицы. На Троицын день украшают храмы и дома молодыми веточками березы, на которых распустились нежно-зеленые листочки. Верующие несут цветы и первоцветы (букетики из молодых березовых веточек) и освещают их. Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Именно в Пятидесятницу Святой Дух сходит на землю и восстанавливает ее силу, утраченную под гнетом греха Адама и Евы. Земля преображается, расцветает, светится Божественным Сиянием. И веточки березы всегда являются символом Троицы.

Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд (слайд 2).

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венки плетут.

Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде; народные гуляния у реки, в поле (слайд 3)

На Троицу было принято окрашивать яйца в зелёный цвет березовым листом. Под берёзкой расстилали салфетки, раскладывали пироги. Потом берёзку срубали. Одна или две девушки – певуньи и плясуньи – поднимали берёзку и несли в селение. За ними, взявшись за руки, шли другие девушки и пели известную песню «Во поле берёза стояла» (слайд 4)

Праздник Троица является одним из важных христианских праздников. Традиционно в этот день жители посещают Крестовоздвиженский храм нашего села Клекотки. Окна своих домов, ворота украшают ветвями берёзы, что является олицетворением символа жизни (слайд 5)

Аннотация

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных традиций России, адресовано детям 10 лет. Данный сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Данное мероприятие учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентировано на развитие творческих и актерских способностей.

Цель данного мероприятия: воспитание любви учащихся к родному краю, к его природе; формирование чувства ответственности за судьбу своей малой Родины.

Особенности занятия:

Внеклассное мероприятие на тему «Праздник Святой Троицы» проводится с обучающимися 4 класса. Занимает особое место в курсе ОРКСЭ, т.к. расширяет знания обучающихся о христианских праздниках, традициях русского народа и формирует нравственные ценности.

Форма проведения

Представленная методическая разработка рассказывает о традициях этого праздника, играх, обрядах.

Методы: беседа, устный рассказ, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве; объяснительно – иллюстративная технология; игровая технология; здоровьесберегающая технология.

МПС: литература, история, искусство, русский язык.

Основные понятия: троица, святой дух, пятидесятница, ангелы

Тема: «Праздник Святой Троицы»

Тип занятия – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Цель:
Познакомить детей с народным праздником Троица;

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен; 

Развивающие:

Развивать интерес к народным традициям праздника Троицы, обычаям;
Развивать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе; 
 Приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Планируемые результаты:

В результате изучения темы обучающиеся на основе УУД смогут:

Давать определение «троица», «пятидесятница», «обряды», «святой дух» и т.д.;

Ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в коллективе;

Основная часть

Ведущий 1

 Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные!

Собрались мы с вами разговоры вести, вести плести, петь, играть, хороводы водить и шутки шутить!

А в какой день, да в какой месяц мы с вами встретились?

А время года какое? (ответы детей)

А летние месяцы назвать сможете? Какой первый…, а второй…, а третий?

Ведущий 2

   «Не с одного неба, из – под земли тепло идет» - говорили на Руси об июне. Июль – называли вершиной лета, а август – щедрым месяцем или запасом лета.

Ученик

Вот пришло к нам лето красно с зорьками ясными,
Со светлыми росами, с ливнями и грозами,
С медовыми цветами, с высокими хлебами,
С душистыми травами, с зелеными дубравами

Ведущий1

     Первый месяц долгожданного лета был богат работой и праздниками. Запасы заканчивались: «Июнь в закрома дунь», «Поищи, нет ли где жито по углам забыто» - так говорили об июне. Зеленые святки отмечали еще в языческие времена. Святки отмечали как конец зимы и начало летних празднеств. С принятием христианства святки не исчезли. Они совпали с празднованием Троицы.

Ведущий 2

День Святой Троицы один из главных христианских праздников, в честь памяти сошествия Святой Духа на апостолов. Прославляли Святую Троицу целый день. Праздник проходил повсеместно: в лесу, в доме, в церкви, на улице. На природе проводили народные гуляния. Люди перед праздником делали уборку в доме, готовили угощения (яичницу, пироги, курники) варили похлёбки, пиво. И все эти угощения брали с собой в лес (слайд 6).

А церковный календарь обращен ввысь, к святым заступникам.  2 – го июня отмечается Вознесение Господне. Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи. Произошло это так: Христос был со своими учениками на горе и вдруг он стал подниматься на небо. Ученики долго смотрели на него, пока его не загородило облако. Христос вернулся к Богу–Отцу и воссел рядом с ним. Иисус Христос говорил своим ученикам – апостолам: «Когда я вознесусь на небо, в ваше сердце войдет Дух Святой…будете вы всесильными, сумеете говорить на всех языках мира, исцелять людей от болезней, уберегать от несчастий. Обещаю в будущем вернуться на землю в видимом образе, и буду будить всех живых и мертвых. И настанет для людей жизнь вечная по заслугам: для добрых, честных, трудолюбивых – счастливая; для злых, жадных, воров, убийц – мучительная, горькая». Сказав это, Иисус Христос поднял руки, к нему спустились ангелы, и он вознесся к облакам. А ученики – апостолы стали ждать чуда - сошествия на них Святого Духа. И вот с неба вдруг послышался шум, похожий на шум сильного ветра, над головами апостолов появились огненные языки. Это был знак, что Святой Дух сходит на них. С этого дня Миру открылась великая тайна, что Бог один, в трех лицах: БОГ ОТЕЦ,  БОГСЫН и БОГ ДУХ СВЯТОЙ. Все три лица имеют одинаковое божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог (слайд 7). И день этот стали называть СВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ.

Ученик

Пятидесятый после Пасхи день.

Уж солнышко по-летнему сияет.

 Церковных куполов ложится тень

 На луг, где капельки росы блистают.

 Как мир прекрасен- только посмотри!

 И душу все приводит в изумленье.

 Прекрасен день с зари и до зари,

 Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!

 И сердце очищается любовью ко всему,

И так легко прощается, когда идешь к нему.

Ведущий 2

Это праздник совпадает с началом лета. 

Ученик

Вот весну торопит лето,
В зелень яркую одето.
Истекает срок весенний
В день Господня Вознесенья.

Ученик
Был Спаситель сорок дней
Вместе с Церковью Своей.
Час настал: вознесся Он
Над горою Елеон. 

Ведущий1

На Троицын день было принято украшать храмы и дома молодыми веточками деревьев, на которых распустились светло-зеленые листочки. Самым главным символом считалось дерево, которое вы узнаете, разгадав загадку.

В белом сарафане встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы.

Зелена, а не луг. Бела, а не снег.

Кудрява, а не человек. (береза)

Ведущий 2.

Верующие с утра несли цветы и первоцветы (букетики из молодых березовых веточек) в храм и освещали их. Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Земля преображается, расцветает и светится Божественным Сиянием. Семик, приходящийся на четверг, Родительская суббота и воскресенье, на которое падает праздник Троицы знаменуют прощание с весной и встречу лета, прославляет расцветающую землю. Главный персонаж Семиковой недели — березка.

Выходят девочки к берёзке. Дети украшают берёзку и поют: 
Праздник начинается, 
Берёзка наряжается, 
Праздник начинается, 
Берёзка завивается!

Наряд ее мягкий чудесен, 
Нет деревца сердцу милей,- 
И сколько задумчивых песен 
Поётся в народе о ней.

Берёза – зелёная медсестра (настои из березовых почек, березовый сок и веники.) На Троицу нельзя было делать берёзовые мётлы. Традиция завязывания узелков на берёзе – это загадывания желаний. Молодые пары гадали на венках. Если венок завял - добра не жди. А остался свежим - счастье прибудет. Мы стараемся сохранить традиции предков

Ведущий1

Девушки завивали берёзку, втайне от мужского населения. На концах отдельных ветвей дерева, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песни. Я предлагаю вам подойти к берёзе и заплести веточки в венок. Возьмите разноцветные атласные ленты и вплетите в веточки берёзы, приговаривая такие слова:

- Ой, да ты, березынька,

Ой, да ты веселынька,

Ой, да ты кудрявынька,

Ой, да ты зелененька!

Завивайся, березынька,

Завивайся, белая,

Чтоб я во всем год

Была молодешенька,

Да целый год веселешенька.

Концы лент аккуратно завяжите к началу плетения, образуя тем самым венок.

Ведущий 2

Почти в каждой церкви есть копия иконы великого русского живописца Андрея Рублева, написавшего «Троицу» в виде 3-х ангелов. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть горести и беды.  

Ведущий 1

Посмотрите, какие у них прекрасные задумчивые лица, на первый взгляд ангелы очень похожи. Но если посмотреть чуть внимательнее, то станет понятно: они разные, даже по возрасту. Самый старший и печальный – слева от нас, ангел помоложе и самый решительный – средний, а самый юный и задумчивый – справа.

Ведущий 2

Ребята, а кто такие ангелы?  (ответ детей).

Ангел – слово греческое, в переводе на русский, добрый вестник. 

Они беседуют за столом, где на белой, как слоновая кость, столешнице стоит одна – единственная чаша.

В Древней Руси чаша означала будущую жизнь человека. Испить чашу – так говорили в старину и говорят сегодня. И раньше, и сейчас это понимается так: «Пройти тяжелые испытания».

Ведущий 1

Посмотрите, как задумчиво беседуют ангелы. Они без слов понимают друг друга и склоняются один к другому, словно березы при тихом ветре.

Скажите, ребята, что вы видите над правым ангелом?  (Гора склоняется вместе с ним). Гора – символ святости.

Что изображено над средним? (Над средним – зеленый дуб). Зеленый дуб – древо жизни.

А над левым? (Белокаменные палаты, словно бы повторяют его фигуру.) Палаты – символ божественной благодати. Таким образом, на иконе нам представлен Божий мир.

Ведущий2

 В день Вознесения не работали, так как опасались, что синь неба упадёт на поля: «Не паши, не сей, а то родятся одни васильки». До начала сенокоса можно было отдохнуть. К этому времени, накануне Троицы, были приурочены различные празднества.  Во многих местах нашей родины совершали обряд «крещение кукушки» означавший закрепление дружбы. Выполняли его девушки. Праздничным утром разодетые участницы «крестин» отправлялись в лес.

   Там средь зеленого приволья они искали траву «кукушкины слезки». Вырвав с корнем парное количество стебельков, девушки обвивали их лентами, а затем обряжали в припасенные наряды. Когда-то так одевали настоящую кукушку, ну, а поскольку добыть вещую птицу нелегко, все чаще приходилось утешаться кукушкиными слезками, травой.

Ведущий 1.

Когда ряженье заканчивалось, девушки наклоняли ветки берёз, свивали их в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали свою «кукушку». Наступало время кумовства. Присутствующие разбивались на пары, становились над связанными ветками, приподнимали платок с «кукушкой», целовали её а затем друг дружку до трёх раз, каждый раз меняясь местами, обменивались платками или кольцами. При этом поддерживали общую хороводную песню:

Ученики (поют, водят хоровод)

Кумушка, голубушка 
Серая кукушечка; 
Давай с тобой, девица, 
Давай покумимся! 
Ты мне кумушка – 
Я тебе голубушка 

Кумушка, голубушка,

Горюшко размыкаем.

Будешь мне помощница

Ведущий2

Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными берёзками, ветками, цветами.

Ученик

Великая природы красота,

Сегодня всех к моленью призывает,

Берёзки, как проста их чистота,

Листвой шумят и вроде как вздыхают:

 

"Зайди сегодня в храм и помолись, 

На Троицу молитва трижды свята,

Видим ангелы слова уносят ввысь,

В день с Воскресения пятидесятый (слайд 8)

Ученик

Как в поле нынче солнечны лучи,

Ведь у природы праздник, обновление,

Охапку свежескошенной травы,

В храм захвати на предвечернее моление.

Вними берёзкам, день и вправду свят,

С природой нынче все вокруг едино,

На языке любом молитву вознеся

Святому Духу и Отцу, и Сыну.

Ведущий 1.

 На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой. А народные гулянья начиналось после обеда. Молодёжные гулянья, игры, хороводы происходили в лесу, вокруг берёзки.

Хоровод

Во поле берёза стояла…
Во поле берёза стояла, 
Во поле кудрявая стояла. 
Люли, люли, стояла! 
Люли, люли, стояла!

Некому берёзу заломати, 
Некому кудряву заломати, 
Люли, люли, заломати! 
Люли, люли, заломати! 

Я пойду погуляю, 
Я пойду погуляю. 
Люли, люли, погуляю! 
Люли, люли, погуляю! 

Белую берёзу заломаю, 
Белую берёзу заломаю. 
Люли, люли, заломаю! 
Люли, люли, заломаю!

Ведущий 2

    На Троицу плели девушки венки. Круг символ солнца, и венки, сплетенные в кольцо, должны были передать земле жар светила, а молодой. растущей зелени – тепло девичьей души.


Ученица загадывает загадки во время плетения веночков 
Загадки 
1
. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

2.Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

3.Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

4.У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

5.Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней.)

6.Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Ведущий 1

 Вечером берёзку уносили в поле или к реке, снимали с неё украшения и там бросали. Сохранилось поверье: березка, брошенная в воду, предохранит от засухи, а брошенная в поле защитит от градобития и неурожая.

Много разных игр было на Руси. Но наиболее распространённая игра на Троицу «Ручеёк». Пары девушек поднимали руки вверх. Образуя арку. Под ней пробегала последняя пара, и становились вперёд, подняв руки. Так двигались девушки по дорогам к полям, как бы открывая ворота для будущего урожая, который потечёт в закрома нескончаемыми ручейками.

Проводится игра «Ручеёк»

Ведущий2

Существуют ещё традиции, связанные с этим великим праздником. В этот день умывали глаза водой из реки или колодца. Чтобы не болели; девушки спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли еще им быть в доме отца – сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать замужества; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; мальчишки и девчонки в деревне пели и кричали заклички; «зелёные» колядки. Существовало поверье – растения на Троицу наделяются особой магической силой. Народ собирал в ночь лекарственные травы. А ещё девушки загадывали желание и «кумовались». А вечером шли девушки к реке, пускали по воде венки и по ним ворожили на будущую судьбу.

Ученик.

Ах, Троица, ах, Троица,
Зелёная пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Ученик.


Лежит пучками полными
Во всех углах полынь
И голубыми волнами
Плывёт землёй теплынь.

И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идёшь к Нему.

Ведущий1

Поток солнечных лучей льётся в июне на землю, наполняет живительной силой растения. И как в венках, переплетались в народных обычаях зоркость наблюдений, заветы предков. христианских обрядов.

Ведущий2

 На этом наше мероприятие заканчивается. С праздником пресвятой Троицы!

До новых встреч.

Список литературы

1. Театрализованные мероприятия для начальной школы. М. С. Умнова. – М. : Глобус; Волгоград : Панорама.2008

2. Рябцев Ю.С.  “История русской культуры XI- XVIIвеков”  М. 1997 г.

3. Детская энциклопедия “История России ( от древних славян до Петра Великого ) т.5 М.

1995 г.

4. Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г.























14



Опубликовано


Комментарии (1)

Суслопарова Людмила Юрьевна, 10.04.23 в 14:57 0Ответить Пожаловаться
Чужая работа: https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_p_125236.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.