Внеклассное мероприятие « День птиц».
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Праздник проводится в школьном саду. Учащиеся 1-4 классов и их родители со скворечниками, воздушными шариками и транспарантами « Привет, пернатые друзья!», «Больше птиц в садах – меньше червивых фруктов», «Птицы наши друзья! Мы – друзья птиц!» и др.
Ход праздника.
Ведущий.
Добрый день, уважаемые гости, учащиеся нашей школы!
У нас сегодня замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробиваются первые цветы, от зимнего сна просыпаются животные: пчёлы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И, конечно же мы встречаем верных спутников весны, её посланников – птиц. Это событие в жизни года не раз воспевали поэты.
Ещё леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор. ( А.Фет)
Дети читают стихи.
Ученик.
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Ученица.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелётных кочевья
В трубы весны затрубят. ( Н. Заболоцкий)
Ведущий. У нас сегодня гости. ( Входит ученик в костюме горихвостки).
Посмотрите, кто это?
Горихвостка.
У Горихвостки
Огонь- хвостик
Точно пламя он мерцает
Чем людей он удивляет
Люди думают- «дом горит»
А это птичка на крыше сидит.
Голосок подобен нежной флейте
Так же мелодичен и высок
Горихвостка рано на рассвете
«Зажигает хвостиком восток» (Н. Агошкова.)
Ведущий. Догадались? Правильно – это Горихвостка. Это самая обычная и всем известная птица. Союз охраны птиц России назвал Горихвостку –птицей 2015года. Это мелкая, мельче воробья птица с ярко-рыжим хвостом, которым она поддергивает. Рыжий, горящий хвост стал поводом для её русского названия. В апреле как только станут просыхать сады после весеннего таяния, как Горихвостка уже здесь, прилетела из далёких краёв на свои места гнездовья, где из года в год, отыскивая свой уголок без ошибок. И с раннего утра, птичка оглашает сад своею скромной характерной песней, в мае её песенка не прерывается даже ночью. Фи, ре-ре-ре-ре, цвить-цвить. В пении народ слышит осмысленные слова и фразы, как Горихвостка хвастается «Я в Питере была, я- Питер видела».
И поэтому, сегодня на нашем празднике именно горихвостка откроет волшебные ворота для всех птиц, летящих к нам из дальних стран.
( Горихвостка выходит к волшебным воротам и открывает их. Сразу после этого в центр поляны выходят два ученика в народных костюмах – участники сценки « Встречаем птиц» - и громко говорят « Летят, уже близко…)
Ведущий. Что за шум?
Ученики.
Птицы, птицы к нам с юга летят!
1 ученик.
С солнышком да птицами весна красна.
2 ученик.
Синички – сестрички,
Тётки-чечётки,
Щеглята – молодцы,
Воры – воробьи,
Вы по воле полетайте,
Вы на воле поживите,
К нам весну скорей зовите!
(Вбегает синичка.)
Синичка.
Видела, видела!
1 ученик. Кого?
Синичка.
Чёрный, носатый, кричит « Кра», на поле червяков из земли вытаскивает, а как его зовут - забыла.
Ведущий.
Ребята, напомните синичке имя этой птицы.
2 ученик.
Здравствуй, грач! Заждались мы тебя, а с тобой и весну-красну! Ты первый дорогу весне в наши края показываешь, тебя первого и чествовать будем! Принеси урожай в наш счастливый добрый край!
Грач.
Спасибо, уважили. Но меня догоняет ешё одна птица. Отгадайте, какая?
На сосне дворец,
Во дворце певец,
А зовут его ….(скворец)
Конечно, это скворец.
1 ученик.
Несётся клич со всех концов,
Несётся клич во все концы:
- Весна пришла! Даёшь скворцов!
Добро пожаловать, скворцы!
( Появляется скворец).
Скворец.
По синему небу, по синему небу
Из Африки к вам возвратился скворец.
Я целую зиму на родине не был.
Не пел под окошком знакомый певец.
Горихвостка.
Как я рада весне! Ох, как не сладко пришлось тем, кто зимовал здесь. Как я рада теплу и нашей встрече. Я знаю, что в старые времена на Руси, ожидая прилёта птиц, люди пекли сладкое печенье в виде птичьих фигурок. И сегодня я хочу всех угостить таким печеньем.
( Участники сценки выносят большой поднос с печеньем.)
Ешьте на здоровье да про пташек лесных не забывайте!
( Все хлопают. В это время незаметно подкрадывается Баба Яга и её помощники – Водомут, Птицегуб, Крепкосвист, крадут Горихвостку и печенье и убегают. В это время волшебные ворота закрываются. Обнаружив пропажу, ведущий и все участники сценки в замешательстве.)
Ведущий. Случилось ужасное! Похищены Горихвостка и печенье, закрылись волшебные ворота, и птиц нам теперь не дождаться.
Все. Что же делать? Как быть?
( Появляются похитители.)
Баба Яга.
Хи-хи-хи! Ну что, голубчики, попраздновали?
Все. Верните нам птицу года. Верните Горихвостку! Верните праздничное печенье!
Птицегуб. (кривляясь) А что вы так нервничаете? Тоже мне любители природы! Всё равно птицы гибнут. Я слышал, что многие из них вымирают или вовсе исчезли с лица земли. Обойдётесь и без Горихвостки!
Водомут. А ещё заводы, фабрики и автомобили загрязняют воздух, люди вырубают рощи и леса. Так что птицам всё равно нечем дышать и негде жить. А им, видите ли, одной Горихвостки стало жалко!
Крепкосвист. Да и я люблю пострелять в птиц из рогатки. Мальчики и девочки, которых сегодня здесь так много, уж наверняка знакомы с этим удовольствием! А сами тут изображают из себя любителей птиц, хотя, как и я , и названий этих птиц не знают.
Ведущий. Нет, всё это неправда! Ребята, которые сегодня здесь, очень любят природу и, чтобы это доказать, готовы на любые испытания.
Баба Яга. Не верю! Девчонки и мальчишки, как и мы, умеют только разрушать, ломать и издеваться над животными!
Ведущий. А если мы докажем, что любим, знаем птиц и умеем их охранять, то вы вернёте нам Горихвостку и печенье?
Баба Яга. ( задумывается) Так ладно посостязаемся! Но у вас ничего не выйдет! У меня есть средство проверить, на что вы способны. ( Потирает руки) Оно вам точно не по зубам.
Грач. Согласны, если мы выдержим испытания, то вы не только вернёте всё, что похитили, но и не будете больше хулиганить и вместе с нами, будете любить и охранять природу.
Баба Яга. Согласны. Ха-ха-ха! Но вам не победить. Итак, первое испытание! Готовы? Разных птиц на свете очень много. И вы всех их знаете?
Все. Знаем.
Баба Яга. Сейчас проверю. Ну-ка, что это за птица?
( Показывает большие рисунки птиц. По очереди выходят ученики в коронах, с изображающих этих птиц.)
1 ученик.
В чаще лесной, у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная- зарянка
Песню запела заре.
2 ученик.
По ухабистой дороге,
Громыхая, едут дроги.
А на дрогах сена воз
Мужичок куда- то вёз.
Желтогрудая овсянка,
Что на веточке сидит,
Тонко – тоненько звенит:
« Зинь-зинь-зиии да зинь- зинь-зиии,
Сено с воза не тряси,
Аккуратнее вези».
3 ученик.
Спинка серо-голубая,
Рыженький бочок.
Пташка шустрая такая,
Будто челночок!
То вверх бежит по ели,
А то вниз головой.
Заглянет во все щели,
Ух, поползень, какой!
4 ученик.
Свирири, свирири – что за чудеса?
Серебристо – нежно льются птичьи голоса,
В красненьком беретике с рыжим хохолком,
В оперении праздничном с зимним ветерком
С севера далёкого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птички напевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой пели свиристели.
Баба Яга. Надо же, знают! Продолжаем! Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите, что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем игру. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи…
( Дети хлопают)
Что неправильно?
Дети. Мухи!
Баба Яга. А мухи – кто?
Дети. Насекомые.
Баба Яга. Правильно. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, галки, макароны... Дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, куницы... ( Если дети не замечают ошибок, то ведущий должен им помогать.)
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки….
( дети хлопают)
Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совки- сплюшки, лебеди, скворцы…( Удивлённо) Все вы молодцы!
Водомут. А вот загадки про птиц вы ни за что не отгадаете!
Летом за пахарем ходит, а по зиму с криком уходит. ( грач)
Он серенький на вид. Но пеньем знаменит. ( соловей.)
Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. ( сова)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
На полях ночует, коноплю ворует. ( воробей)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце.
Сверху- синее суконце,
Снизу – белое полотенце. ( ласточка).
Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. ( кукушка)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. ( сорока).
Крепкосвист. Ой-ой-ой! Они всё знают! Что-то и мне захотелось узнать о птицах побольше и заботиться о них. Вот я, например. Знают, как вести себя, если окажешься у птичьего гнезда. Вот вы первоклашки, об это знаете?
( Выбирает из зрителей трёх первоклассников, ведёт их на сцену и им поучительно рассказывает)
Можно тихо подойти и посмотреть, как птичка вьёт гнездо! Правильно?
1 первоклассник. ( очень громко и чётко) А вот и неправильно! Если посмотришь, как птичка гнездо вьёт, она испугается и улетит с этого места навсегда, не достроив гнездо.
Крепкосвист. А вот это правильно. Я тихо подойду и только взгляну, как птичка высиживает птенцов! Правильно?
2 первоклассник. Неправильно! Взглянул, напугал, птичка улетит и не вернётся в гнездо, а птенцы не вылупятся.
Крепкосвист. Ладно, знаю. Можно лишь поглядеть, какого цвета в гнезде яйца. Правильно?
3 первоклассник. Неправильно! Поглядел, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда птичка улетит ненадолго подкрепиться, съест яйца.
Крепкосвист. Ну, это уж наверняка правильно. Можно лишь сосчитать в гнезде птенчиков!
1 первоклассник. Неправильно! Станешь считать, показывая пальцем, птенчики испугаются и выбросятся из гнезда раньше срока.
Крепкосвист. Я только подержу лесного цыплёночка- тетеревёночка и отпущу! Правильно?
2 первоклассник. Неправильно! Пока подержал, погладил цыплёнка, а мама- тетёрка других цыплят уже далеко увела. Потерялся твой тетеревёнок!
3 первоклассник.
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Обижать не стану я.
Птицегуб. Я тоже исправился. Вот посмотрите, какой домик для птиц я сделал (показывает очень некрасивый и неправильно сделанный домик). Только вот почему-то скворец не занял его.
Для него я так старался, но скворца я не дождался!
Ну, когда же наконец прилетит ко мне скворец?
Скворец. А правильно ли ты сделал скворечник? Щелей в нём нет?
Птицегуб. Я не смотрел.
Скворец. Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нём жить. Мы не любим сквозняков. А отверстие в него ты правильно сделал? Леток- это отверстие в птичьем домике.
Птицегуб. Правильно, конечно: даже мой кулак легко проходит.
Синица. И это ошибка. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в твоём домике – кошки и вороны туда легко проникнуть и перетаскают всех птенцов.
Птицегуб. Я всё понял, пойду и сделаю всё, как надо, дождусь, наконец своего скворца.
Баба Яга. Ну, вот и мои помощники стали любить птиц. Ну что ж, ваша взяла, сдаюсь! Возвращаю вам вашу Горихвостку, а печенье не отдам – оно вкусное!
Первоклассник.
Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Баба Яга. Ну, убедили! Если и такие крошки любят природу, то уж мне , старухе, по другому никак нельзя! Забирайте и печенье!
Ведущий. И снова мы все вместе.
Все.
Только вместе, только дружно
Помогать природе нужно!
Лишь тогда всем повезёт-
Радуйся, лесной народ!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Будем птицам помогать!
Горихвостка. Спасибо вам, ребята! Своими знаниями вы спасли не только меня. Я должна скорее открыть волшебные ворота, чтобы наконец-то пришла весна и прилетели птицы.
( Дети хлопают)
А теперь нужно сделать самое главное! Как в старину, давайте вместе позовем птичек и развесим птичьи домики.
Птички, птички, прилетите,
Красну-весну нам принесите,
На своём хвосте,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе- овечье,
Третье – человечье.
( Скворец и Синица всех угощают печеньем, а потом герои представления вместе со школьниками, родителями участвуют в развешивании скворечников.)
Литература.
Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу. Начальная школа. 2000.№4.
Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. Для детей 5-10 лет. Ярославль, 1998.