Внеклассное мероприятие «День птиц»

10
0
Материал опубликован 27 January 2016 в группе

Внеклассное мероприятие « День птиц».

Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Праздник проводится в школьном саду. Учащиеся 1-4 классов и их родители со скворечниками, воздушными шариками и транспарантами « Привет, пернатые друзья!», «Больше птиц в садах – меньше червивых фруктов», «Птицы наши друзья! Мы – друзья птиц!» и др.

Ход праздника.

Ведущий.

Добрый день, уважаемые гости, учащиеся нашей школы!

У нас сегодня замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробиваются первые цветы, от зимнего сна просыпаются животные: пчёлы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И, конечно же мы встречаем верных спутников весны, её посланников – птиц. Это событие в жизни года не раз воспевали поэты.

Ещё леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор. ( А.Фет)

Дети читают стихи.

Ученик.

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

Ученица.

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелётных кочевья

В трубы весны затрубят. ( Н. Заболоцкий)

Ведущий. У нас сегодня гости. ( Входит ученик в костюме горихвостки).

Посмотрите, кто это?

Горихвостка.

У Горихвостки

Огонь- хвостик

Точно пламя он мерцает

Чем людей он удивляет

Люди думают- «дом горит»

А это птичка на крыше сидит.

Голосок подобен нежной флейте

Так же мелодичен и высок

Горихвостка рано на рассвете

«Зажигает хвостиком восток» (Н. Агошкова.)

Ведущий. Догадались? Правильно – это Горихвостка. Это самая обычная и всем известная птица. Союз охраны птиц России назвал Горихвостку –птицей 2015года. Это мелкая, мельче воробья птица с ярко-рыжим хвостом, которым она поддергивает. Рыжий, горящий хвост стал поводом для её русского названия. В апреле как только станут просыхать сады после весеннего таяния, как Горихвостка уже здесь, прилетела из далёких краёв на свои места гнездовья, где из года в год, отыскивая свой уголок без ошибок. И с раннего утра, птичка оглашает сад своею скромной характерной песней, в мае её песенка не прерывается даже ночью. Фи, ре-ре-ре-ре, цвить-цвить. В пении народ слышит осмысленные слова и фразы, как Горихвостка хвастается «Я в Питере была, я- Питер видела».

И поэтому, сегодня на нашем празднике именно горихвостка откроет волшебные ворота для всех птиц, летящих к нам из дальних стран.

( Горихвостка выходит к волшебным воротам и открывает их. Сразу после этого в центр поляны выходят два ученика в народных костюмах – участники сценки « Встречаем птиц» - и громко говорят « Летят, уже близко…)

Ведущий. Что за шум?

Ученики.

Птицы, птицы к нам с юга летят!

1 ученик.

С солнышком да птицами весна красна.

2 ученик.

Синички – сестрички,

Тётки-чечётки,

Щеглята – молодцы,

Воры – воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на воле поживите,

К нам весну скорей зовите!

(Вбегает синичка.)

Синичка.

Видела, видела!

1 ученик. Кого?

Синичка.

Чёрный, носатый, кричит « Кра», на поле червяков из земли вытаскивает, а как его зовут - забыла.

Ведущий.

Ребята, напомните синичке имя этой птицы.

2 ученик.

Здравствуй, грач! Заждались мы тебя, а с тобой и весну-красну! Ты первый дорогу весне в наши края показываешь, тебя первого и чествовать будем! Принеси урожай в наш счастливый добрый край!

Грач.

Спасибо, уважили. Но меня догоняет ешё одна птица. Отгадайте, какая?

На сосне дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ….(скворец)

Конечно, это скворец.

1 ученик.

Несётся клич со всех концов,

Несётся клич во все концы:

- Весна пришла! Даёшь скворцов!

Добро пожаловать, скворцы!

( Появляется скворец).

Скворец.

По синему небу, по синему небу

Из Африки к вам возвратился скворец.

Я целую зиму на родине не был.

Не пел под окошком знакомый певец.

Горихвостка.

Как я рада весне! Ох, как не сладко пришлось тем, кто зимовал здесь. Как я рада теплу и нашей встрече. Я знаю, что в старые времена на Руси, ожидая прилёта птиц, люди пекли сладкое печенье в виде птичьих фигурок. И сегодня я хочу всех угостить таким печеньем.

( Участники сценки выносят большой поднос с печеньем.)

Ешьте на здоровье да про пташек лесных не забывайте!

( Все хлопают. В это время незаметно подкрадывается Баба Яга и её помощники – Водомут, Птицегуб, Крепкосвист, крадут Горихвостку и печенье и убегают. В это время волшебные ворота закрываются. Обнаружив пропажу, ведущий и все участники сценки в замешательстве.)

Ведущий. Случилось ужасное! Похищены Горихвостка и печенье, закрылись волшебные ворота, и птиц нам теперь не дождаться.

Все. Что же делать? Как быть?

( Появляются похитители.)

Баба Яга.

Хи-хи-хи! Ну что, голубчики, попраздновали?

Все. Верните нам птицу года. Верните Горихвостку! Верните праздничное печенье!

Птицегуб. (кривляясь) А что вы так нервничаете? Тоже мне любители природы! Всё равно птицы гибнут. Я слышал, что многие из них вымирают или вовсе исчезли с лица земли. Обойдётесь и без Горихвостки!

Водомут. А ещё заводы, фабрики и автомобили загрязняют воздух, люди вырубают рощи и леса. Так что птицам всё равно нечем дышать и негде жить. А им, видите ли, одной Горихвостки стало жалко!

Крепкосвист. Да и я люблю пострелять в птиц из рогатки. Мальчики и девочки, которых сегодня здесь так много, уж наверняка знакомы с этим удовольствием! А сами тут изображают из себя любителей птиц, хотя, как и я , и названий этих птиц не знают.

Ведущий. Нет, всё это неправда! Ребята, которые сегодня здесь, очень любят природу и, чтобы это доказать, готовы на любые испытания.

Баба Яга. Не верю! Девчонки и мальчишки, как и мы, умеют только разрушать, ломать и издеваться над животными!

Ведущий. А если мы докажем, что любим, знаем птиц и умеем их охранять, то вы вернёте нам Горихвостку и печенье?

Баба Яга. ( задумывается) Так ладно посостязаемся! Но у вас ничего не выйдет! У меня есть средство проверить, на что вы способны. ( Потирает руки) Оно вам точно не по зубам.

Грач. Согласны, если мы выдержим испытания, то вы не только вернёте всё, что похитили, но и не будете больше хулиганить и вместе с нами, будете любить и охранять природу.

Баба Яга. Согласны. Ха-ха-ха! Но вам не победить. Итак, первое испытание! Готовы? Разных птиц на свете очень много. И вы всех их знаете?

Все. Знаем.

Баба Яга. Сейчас проверю. Ну-ка, что это за птица?

( Показывает большие рисунки птиц. По очереди выходят ученики в коронах, с изображающих этих птиц.)

1 ученик.

В чаще лесной, у полянки,

Рада вечерней поре,

Птичка лесная- зарянка

Песню запела заре.

2 ученик.

По ухабистой дороге,

Громыхая, едут дроги.

А на дрогах сена воз

Мужичок куда- то вёз.

Желтогрудая овсянка,

Что на веточке сидит,

Тонко – тоненько звенит:

« Зинь-зинь-зиии да зинь- зинь-зиии,

Сено с воза не тряси,

Аккуратнее вези».

3 ученик.

Спинка серо-голубая,

Рыженький бочок.

Пташка шустрая такая,

Будто челночок!

То вверх бежит по ели,

А то вниз головой.

Заглянет во все щели,

Ух, поползень, какой!

4 ученик.

Свирири, свирири – что за чудеса?

Серебристо – нежно льются птичьи голоса,

В красненьком беретике с рыжим хохолком,

В оперении праздничном с зимним ветерком

С севера далёкого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами на рябину сели.

Песенки волшебные в воздухе звенят,

Птички напевают, словно говорят,

Что пройдут морозы, отшумят метели.

О весне уж близкой пели свиристели.

Баба Яга. Надо же, знают! Продолжаем! Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите, что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем игру. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи…

( Дети хлопают)

Что неправильно?

Дети. Мухи!

Баба Яга. А мухи – кто?

Дети. Насекомые.

Баба Яга. Правильно. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, галки, макароны... Дети хлопают)

Прилетели птицы: голуби, куницы... ( Если дети не замечают ошибок, то ведущий должен им помогать.)

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки….

( дети хлопают)

Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совки- сплюшки, лебеди, скворцы…( Удивлённо) Все вы молодцы!

Водомут. А вот загадки про птиц вы ни за что не отгадаете!

Летом за пахарем ходит, а по зиму с криком уходит. ( грач)

Он серенький на вид. Но пеньем знаменит. ( соловей.)

Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. ( сова)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

На полях ночует, коноплю ворует. ( воробей)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце.

Сверху- синее суконце,

Снизу – белое полотенце. ( ласточка).

Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду – чужим сбуду. ( кукушка)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. ( сорока).

Крепкосвист. Ой-ой-ой! Они всё знают! Что-то и мне захотелось узнать о птицах побольше и заботиться о них. Вот я, например. Знают, как вести себя, если окажешься у птичьего гнезда. Вот вы первоклашки, об это знаете?

( Выбирает из зрителей трёх первоклассников, ведёт их на сцену и им поучительно рассказывает)

Можно тихо подойти и посмотреть, как птичка вьёт гнездо! Правильно?

1 первоклассник. ( очень громко и чётко) А вот и неправильно! Если посмотришь, как птичка гнездо вьёт, она испугается и улетит с этого места навсегда, не достроив гнездо.

Крепкосвист. А вот это правильно. Я тихо подойду и только взгляну, как птичка высиживает птенцов! Правильно?

2 первоклассник. Неправильно! Взглянул, напугал, птичка улетит и не вернётся в гнездо, а птенцы не вылупятся.

Крепкосвист. Ладно, знаю. Можно лишь поглядеть, какого цвета в гнезде яйца. Правильно?

3 первоклассник. Неправильно! Поглядел, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда птичка улетит ненадолго подкрепиться, съест яйца.

Крепкосвист. Ну, это уж наверняка правильно. Можно лишь сосчитать в гнезде птенчиков!

1 первоклассник. Неправильно! Станешь считать, показывая пальцем, птенчики испугаются и выбросятся из гнезда раньше срока.

Крепкосвист. Я только подержу лесного цыплёночка- тетеревёночка и отпущу! Правильно?

2 первоклассник. Неправильно! Пока подержал, погладил цыплёнка, а мама- тетёрка других цыплят уже далеко увела. Потерялся твой тетеревёнок!

3 первоклассник.

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Обижать не стану я.

Птицегуб. Я тоже исправился. Вот посмотрите, какой домик для птиц я сделал (показывает очень некрасивый и неправильно сделанный домик). Только вот почему-то скворец не занял его.

Для него я так старался, но скворца я не дождался!

Ну, когда же наконец прилетит ко мне скворец?

Скворец. А правильно ли ты сделал скворечник? Щелей в нём нет?

Птицегуб. Я не смотрел.

Скворец. Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нём жить. Мы не любим сквозняков. А отверстие в него ты правильно сделал? Леток- это отверстие в птичьем домике.

Птицегуб. Правильно, конечно: даже мой кулак легко проходит.

Синица. И это ошибка. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в твоём домике – кошки и вороны туда легко проникнуть и перетаскают всех птенцов.

Птицегуб. Я всё понял, пойду и сделаю всё, как надо, дождусь, наконец своего скворца.

Баба Яга. Ну, вот и мои помощники стали любить птиц. Ну что ж, ваша взяла, сдаюсь! Возвращаю вам вашу Горихвостку, а печенье не отдам – оно вкусное!

Первоклассник.

Берегите эту землю, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Баба Яга. Ну, убедили! Если и такие крошки любят природу, то уж мне , старухе, по другому никак нельзя! Забирайте и печенье!

Ведущий. И снова мы все вместе.

Все.

Только вместе, только дружно

Помогать природе нужно!

Лишь тогда всем повезёт-

Радуйся, лесной народ!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем птицам помогать!

Горихвостка. Спасибо вам, ребята! Своими знаниями вы спасли не только меня. Я должна скорее открыть волшебные ворота, чтобы наконец-то пришла весна и прилетели птицы.

( Дети хлопают)

А теперь нужно сделать самое главное! Как в старину, давайте вместе позовем птичек и развесим птичьи домики.

Птички, птички, прилетите,

Красну-весну нам принесите,

На своём хвосте,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе- овечье,

Третье – человечье.

( Скворец и Синица всех угощают печеньем, а потом герои представления вместе со школьниками, родителями участвуют в развешивании скворечников.)

 

Литература.

Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу. Начальная школа. 2000.№4.

Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. Для детей 5-10 лет. Ярославль, 1998.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.