12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слугина Ольга Владимировна908
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Внеклассное занятие по биологии

9 класс

Тема: «Кровь. Кровообращение».

Цель занятия: развивать знания учащихся о системе кровообращения, её значении; о строении сердца; работе и функциях сердца как органа кровеносной системы. Показать вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. Прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

Задачи:

образовательная: закрепить знания учащихся о сердце и кровеносных сосудах, формировать знания учащихся о вредном влиянии табака и алкоголя на сердце и кровеносные сосуды;

коррекционно-развивающая: корригировать и развивать речемыслительную деятельность учащихся; развивать зрительное и слуховое восприятие; коррекция устойчивости внимания, эмоционально-волевой сферы.

воспитывающая: воспитание бережного отношения к сердечно-сосудистой системе; самостоятельности; умения работать в команде.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по телекомпании Останкино. Посетим студии, где снимаются популярные развлекательно-познавательные передачи и конечно же примем участие в этих передачах. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним: какой большой раздел мы изучаем?

Ответы детей: Кровь. Кровообращение.

Учитель: Ну, а сейчас в путь по Останкино!

Правила игры: игра проводится на личное первенство, за каждый правильный ответ – жетон; в конце виртуальной экскурсии – подсчет жетонов, выявление победителей.

Первая студия, которую мы с вами посетим – это студия, где снимается КВН - клуб веселых и находчивых. То, что вы все весёлые мы знаем, а вот насколько вы находчивые, мы сейчас определим. Сможете ли вы найти ответы на поставленные вопросы?

Первое задание – тест-опрос.

Из предложенных вариантов теста выбрать правильный ответ.

Как называется движение крови в организме человека?

дыхание

пищеварение

кровообращение

Что составляет кровеносную систему?

сердце, сосуды

пищевод, желудок

- С какой стороны грудной клетки расположено сердце?

с правой (есть люди, у которых сердце расположено с правой

стороны, но это редкость)

с левой

Сколько камер в сердце человека?

2

3

4(кто помнит название камер сердца?)

- Сколько весит сердце?

400гр

300гр

370гр

Сколько кругов кровообращения?

Какие?

- Каково значение сердца в организме человека? Подумайте.

Стихотворение Э. Межелайтиса “Сердце” поможет нам ответить на поставленный вопрос.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Уменьшается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

Мы с вами послушали стихотворение и теперь ответим на поставленный вопрос.

Учащиеся: Сердце – основной орган кровеносной системы, удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Оно обеспечивает ток крови по сосудам.

Учитель: но сердце - это не только внутренний орган, сердце заставляет человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Сердце – это благодарность и милосердие, нежность и твердость. Каким бы сильным и умным не был человек без сердца он ничто. Сердце является повелителем, как для силы, так и для разума. Хорошее сердце одобрит, плохое не примет.

Учитель: Значит, какой общий вывод мы можем сделать?

Ученик: Сердце - это жизнь!

Учитель: Путешествуем дальше и следующая передача, которую мы с вами посетим это - “Что? Где? Когда?”.

Присылается очень много вопросов в адрес передачи, но мы выбрали только те, которые подходят нам по теме.

И первый вопрос: “Каков состав крови человека?”

Задание: Выбрать из перечня ответов – правильный ответ:(Учащиеся выбирают ответ)

1) плазма, лейкоциты;

2) лейкоциты, органоиды;

3) плазма, лейкоциты, эритроциты;

4) лейкоциты, минеральные вещества, плазма.

Учитель: Правильный ответ под цифрой 3. Ну а теперь вспомним: “Какое значение имеют клетки крови человека”?

(В класс вносят черный ящик, в ящике находятся карточки, на которых написано значение клеток крови. Учащимся нужно определить, о каких клетках крови идет речь. К ящику подходят по одному, берут карточку из ящика, определяют клетку крови по значению).

Карточка №1:

Полупрозрачная, желтоватая часть крови, разносит по организму питательные вещества, а отработанные и вредные вещества доставляет к органам выделения, состоит на 90% из воды. (ПЛАЗМА)

Карточка №2: Эти красные кровяные тельца содержат гемоглобин. Транспортируют кислород и углекислый газ. (ЭРИТРОЦИТЫ)

Карточка №3: Эти белые кровяные тельца защищают организм от болезнетворных микробов, бактерий. (ЛЕЙКОЦИТЫ)

Учитель: мы с вами вспомнили состав крови, значение клеток крови, а теперь вспомним “По каким сосудам движется кровь в теле человека”?

Учащиеся: Артерии, вены, капилляры.

Артерии - это сосуды, по которым кровь течет от сердца.

Вены - сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

Капилляры – самые маленькие и тончайшие сосуды, которые обеспечивают обмен газами и другими веществами между органами и кровью.

Учитель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Продолжаем наше путешествие - посетим студию, где снимается передача “Очевидное - невероятное” (это передача о невероятных фактах из жизни людей, животных, о необычных открытиях, событиях) И вот что нам рассказали: “Люди могут и должны жить дольше. Как недавно сообщалось в печати, в Иране проживал Сеид-Али. Ему было 105 лет, а он ещё работал без очков. Известны и другие поразительные примеры. Француз Пьер Дефурнель женился в третий раз в 120 лет. Он имел трех сыновей, рожденных в разных – в XVII, XVIII, XIX – веках. Джон и Сара Ровель из деревушки Страдова (Венгрии) скончались в 1925 году, когда ему было 172 года, а ей – 164. Их сыну в то время исполнилось 116 лет. 95-летняя турчанка Фатима в 1964 году родила двойню от 107-летнего мужа”.

Значит, мы может предположить, что истинный возраст человека определяет не метрика, а состояние его кровеносных сосудов. Так это или не так мы выясним. Можно одряхлеть и скиснуть в тридцать лет и быть вполне работоспособным в сто. Сосудов в организме очень много: ими можно опоясать земной шар 2,5 раза. Эти реки жизни пронизывают все наше тело. Через тончайшие их стенки постоянно идет обмен веществ: в одну сторону – необходимые для тканей кислород, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, в другую – вредные для клетки отходы питания и дыхания. Если сосуды расширены, человеку “износа” нет, если сосуды сужены – шансов на долголетие мало.

Учитель: Какой вывод можно сделать из рассказа? (Ответы детей)

Учитель: У сердца и кровеносных сосудов есть враги, которые резко сужают сосуды и тем сокращают сроки жизни.

И следующая передача, которая поможет нам разобраться с врагами сердца и кровеносных сосудов, это – “Здоровье”.

Учитель: Как вы думаете, что же это за враги?

Враг первый - алкоголь.

Алкоголь из пищеварительной системы поступает в кровь. С кровью разносится по всему организму и нарушает работу всех органов.

В крови алкоголь снижает количество гемоглобина, разрушает эритроциты. В результате органы хуже снабжаются кислородом.

У людей, постоянно употребляющих алкоголь, изменяются процессы в клетках сердца. Клетки начинают накапливать жир, содержание белка в них уменьшается. Постепенно мышечные волокна сердца отмирают, происходит ожирение сердечной мышцы. Сердце расширяется, становится дряблым и слабым. Сердцебиение учащается, появляется одышка. Стенки сосудов становятся хрупкими и ломкими. Они разрушаются. Особенно часто это происходит в головном мозге и сердце. Все это может привести к инсульту.

Учитель: Существует притча: “Когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать её, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой”. Вот и человеку, который употребляет спиртные напитки тоже необходимо “Поднять голову повыше”, чтобы он смог увидеть перспективу, воспользоваться всеми радостями многогранной жизни, а не суживать свои интересы алкоголем.

Алкоголь таит в себе много опасностей, и от этого зелья людей надо ограждать, отвлекать! Чем? (Ответы детей)

Второй враг - табак.

В состав табачного дыма входит очень много опасных для организма человека ядов:

1. Синильная кислота

2. Никотин

3. Угарный газ

4. Радиоактивный полоний

5. Ртуть, мышьяк

6. Канцерогенные смолы

Действие вредных веществ:

1. Угарный газ. Связывается с гемоглобином в эритроцитах угарный газ, он занимает место кислорода. В результате кровь переносит меньше кислорода, органы не могут активно работать. Человек быстро устает. Чувствуется постоянный упадок сил.

2. Никотин. Вызывает сужение кровеносных сосудов, повышает кровяное давление. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Работоспособность сердечной мышцы снижается. Следовательно, курящий человек не может заниматься спортом.

Снижает упругость сосудов, их стенки хуже растягиваются. Сосуды могут разрываться. Опасны разрывы сосудов в головном мозге. Это приводит к инсульту.

Из-за сужения кровеносных сосудов, их стенки практически смыкаются. Это нарушает кровоснабжение мышц. Мышцы ног не получают достаточно кислорода. Из-за недостатка кислорода мышцы могут омертветь, возникает гангрена. А далее и ампутация ног.

3. Синильная кислота. Если принять всего одну каплю синильной кислоты. То смерть наступает через 15 секунд. Кислота связывает гемоглобин, который находясь в красных кровяных тельцах, является переносчиком кислорода. Не получая кислород организм гибнет.

4. Ртуть, мышьяк. Яды.

Учитель: А, сейчас немного отвлечёмся и отправимся вместе с “Клубом кинопутешествий” в Россию 17 века. Там в 1613-1645 годах правил первый русский царь из династии Романовых. Он проводил огромную работу по борьбе с курением. Курильщиков наказывали 60 ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос и уши.

Наше путешествие подходит к концу. И последняя студия, которую мы с вами посетим это студия, где снимается передача “Умники и умницы”. Нам предлагают сделать вывод и ответить на вопрос: “Какой вред наносит табак и алкоголь сердцу и кровеносным сосудам” в виде игры:

Учитель: Я читаю утверждение, а вы думаете, правильное оно или нет.

Утверждения: В, сигаретном дыму кроме никотина есть другие вредные вещества.

Под воздействием алкоголя и никотина органы хорошо снабжаются кислородом.

Курение и алкоголь делает стенки кровеносных сосудов хрупкими и ломкими, это приводит к инсульту.

Курящие и пьющие люди приносят вред только себе.

Никотин и алкоголь не нарушают кровоснабжение организма.

Оценивание. Подсчет жетонов, выявление победителей виртуальной экскурсии.

Опубликовано


Комментарии (1)

Морозова Гульназ, 11.02.22 в 15:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за публикацию! Очень актуальная тема!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.