12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аникина Елена Викторовна89 Учитель русского языка и литературы Россия, Чувашская респ., Чебоксары Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа секции «Волейбол» в школе для 4-5 классов
Аникина Е. В. Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 55»
г. Чебоксары.
Внеурочная деятельность.
Рабочая программа секции «Волейбол».
Пояснительная записка.
Волейбол - один из самых популярных видов спорта среди обучающихся школы № 55. Соревнования по волейболу включены в план спортивно - массовых и оздоровительных мероприятий школы, команда школы участвует в первенстве Калининского района по волейболу. Занятия по волейболу - эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол - вид спорта, требующий от ученика атлетической подготовки и совершенного овладения технико-тактическими навыками игры. Проводя занятия секции «Волейбол» в школе, прежде всего, необходимо позаботиться о предотвращении травм: провести хорошую разминку, особенно уделяя внимание кистям рук и голеностопу, а также научиться навыкам работы с волейбольным мячом: для этого будущим игрокам можно в парах или по кругу передавать мяч.
Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы секции.
Рабочая учебная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005г.).
Цель занятий:
Повышение уровня физического развития подростков.
Подготовка спортивного резерва.
Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование сборной команды школы для участия в соревнованиях по волейболу.
Обучение основам техники и тактики игры в волейбол;
Задачи:
образовательные:
1 - формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по волейболу;
2 - совершенствование технико-тактических действий игры в волейбол;
оздоровительные:
- Повышение общей физической подготовленности;
- совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;
- развитие основных физических качеств;
- укрепление здоровья;
- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций. воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма. Формы и режим занятий. Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный)
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 часа | 2 раза в неделю | 4 часа | 170 часов |
Краткое содержание изучаемого курса.
1. Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2. История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
3. Влияние физических упражнений на организм человека
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма.
4. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка.
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения,
- подачи,
- передачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
6. Тактическая подготовка
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием нападающего удара
прием подачи,
передачи,
- подача мяча,
- нападающие удары,
- блокирование.
Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.
7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты
9. Специальная физическая подготовка.
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры
Тематическое планирование.
Общее количество часов -170
Занятия | По плану | Факти-чески | Тема занятия | Кол-во часов неделю. | Элементы содержания |
1-2 | Введение. История возникновения волейбола. Правила игры. Игровое поле и инвентарь. | 4 | Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. Правила игры. Игровое поле и инвентарь. | ||
3-4 | Техническая подготовка. | 4 | Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) | ||
5-6 | Тактические действие. | 4 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. | ||
7-8 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) | ||
9-10 | Техническая подготовка. | 4 | Пас предплечьями в движении. | ||
11-12 | Контрольные игры и испытания. | 4 | Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут. | ||
13-14 | Техническая подготовка. | 4 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) | ||
15-16 | Общая физическая подготовка. | 4 | Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. | ||
17-18 | Техническая подготовка. | 4 | Пас предплечьями в движении. | ||
19-20 | Техническая подготовка. | 4 | Пас предплечьями на точность. | ||
20-21 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. | ||
22-23 | Техническая подготовка. | 4 | Боковая подача. | ||
24-25 | Общая физическая подготовка. | 4 | Подвижные игры и эстафета. | ||
26-27 | Тактическая подготовка. | 4 | Подача и пас предплечьями. | ||
28-29 | Тактические действие. | 4 | Подача и пас предплечьями. | ||
30-31 | Общая физическая подготовка. | 4 | Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. | ||
32-33 | Тактические действие. | 4 | Прием подачи в правой и левой задних зонах. | ||
34-25 | Тактические действие. | 4 | Нацеленная подача | ||
36-37 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. | ||
38-39 | Тактика защиты. | 4 | Умение взаимодействии с другими игроками. | ||
40-41 | Техническая подготовка. | 4 | Передача сверху. | ||
42-43 | Техническая подготовка. | 4 | Передача сверху. | ||
44-45 | Техническая подготовка. | 4 | Пас-отскок мяча-пас. | ||
46-47 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. | ||
48-49 | Техническая подготовка. | 4 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. | ||
50-51 | Техническая подготовка. | 4 | Передача –перемещение- передача. | ||
52-53 | Общая физическая подготовка. | 4 | Подвижные игры с использованием волейбольных мячей. | ||
54-55 | Тактическая подготовка. | 4 | Передача безадресного мяча. | ||
56-57 | Тактическая подготовка. | 4 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. | ||
58-59 | Техника нападения. | 4 | Круг за кругом. | ||
60-61 | Техника нападения. | 4 | Высокая прострельная передача. | ||
62-63 | Техника защиты. | 4 | Пас из неудобного положения. | ||
64-65 | Техника защиты. | 4 | Пас из неудобного положения. | ||
66-67 | Техника нападения. | 4 | Высокая прострельная передача. | ||
68-69 | Техника нападения. | 4 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. | ||
70-71 | Техника нападения. | 4 | Подача, пас предплечьями и второй пас. | ||
72-72 | Техника защиты. | 4 | Игра “Кому принимать подачу?” | ||
73-74 | Техническая подготовка. | 4 | Нижняя подача. | ||
75-76 | Техническая подготовка. | 4 | Нижняя подача. | ||
77-78 | Общая физическая подготовка. | 4 | Игра “Круг за кругом”. | ||
79-80 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Пас предплечьями на точность. | ||
80-81 | Техническая подготовка . | 4 | Пас предплечьями на точность. | ||
82-83 | Тактическая подготовка. | 4 | Пас из неудобного положения. | ||
84-85 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Упражнения с набивными и теннисными мячами. | ||
86-87 | Техническая подготовка. | 4 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) | ||
88-89 | Техническая подготовка. | 4 | Передача –перемещение- передача. | ||
90-91 | Тактическая подготовка. | 4 | Верхняя подача. | ||
92-93 | Техника нападения. | 4 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. | ||
94-95 | Техника Защиты. | 4 | Пас из неудобного положения. | ||
96-97 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Техника атакующего удара. | ||
98-99 | Общая физическая подготовка. | 4 | Упражнения для мышц ног и таза. | ||
100-101 | Тактика защиты. | 4 | Пас из неудобного положения. | ||
102-103 | Тактика защиты. | 4 | Пас из неудобного положения. | ||
104-105 | Общая физическая подготовка. | 4 | Игра пионербол. | ||
106-107 | Общая физическая подготовка. | 4 | Игра “Подай и попади” | ||
108-109 | Общая физическая подготовка. | 4 | Общеразвивающие упражнения. | ||
110-111 | Специальная физическая подготовка. | 4 | Игра “Сумей передать и подать” | ||
112-113 | Тактика защиты. | 4 | Игра”Кому принимать подачу” | ||
114-115 | Тактика нападения | 4 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. | ||
116-117 | Техническая подготовка. | 4 | Пас в движении. | ||
118-119 | Тактика нападения | 4 | Подача с лицевой линии. | ||
120-121 | Тактика защиты. | 4 | Игра “Берем игру на себя” | ||
122-123 | Техническая подготовка. | 4 | Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.) | ||
124-125 | Техническая подготовка. | 4 | Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.) | ||
126-127 | Общая физическая подготовка. | 4 | Подвижные игры и эстафета. | ||
128-129 | Техническая подготовка. | 4 | Пас в движении. | ||
130-131 | Общая физическая подготовка. | 4 | Игра пионербол. | ||
132-133 | Тактическая подготовка. | 4 | Передача-перемещение-передача. | ||
134-135 | Тактическая подготовка. | 4 | Передача-перемещение-передача. | ||
136-137 | Тактика защиты. | 4 | Игра “Берем игру на себя” | ||
138-139 | Тактика защиты. | 4 | Игра”Кому принимать подачу” | ||
140 | Контрольные игры и испытания.. | 2 | Оценка игровых достижений |
Требования к учащимся.
Учащиеся должны знать:
1. Правила, организация и проведение соревнований по волейболу.
Учащиеся должны уметь:
Проводить разминку тренировочного занятия.
Применять в игре изученные технико-тактические действия в нападении и защите.
Использованная литература:
- Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2008г.
- Государственная программа Министерства образования и науки РФ по Физической культуре для профильного обучения. Москва. Просвещение. 2010г.
- О. Чехов «Основы волейбола» Москва. «Физическая культура и спорт» 2008г.
- В. И.Лях «Физическая культура. 10-11 классы». Москва. Просвещение.2007г.