12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Марина Александровна1019
Победитель муниципального этапа конкурса "Учитель-года-2014" (г. Мценск), Лауреат (III место) областного этапа конкурса "Учитель года-2015" (Орловская обл.) Люблю читать, пишу стихи, вяжу крючком, люблю готовить.
Россия, Орловская обл., Мценск
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
10

Внеурочное занятие «И все с тобой заговорит...»



Александрова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»

Класс: 4-5

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…»

По курсу Д.З. Арсентьева «Родной язык — живоносный источник добра и любви».

Цель: формирование уважительного отношения к родному языку.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты:

- принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: круглый стол.

Оформление кабинета: дополнительное оформление не требуется.

Оборудование: компьютер, проектор; карточки с изображением цветов, рабочие листы.

Зрительный ряд: изображение растений и цветов.

Литературный ряд: стихи.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Мотивация и целеполагание.

    Изучение нового материала

    Закрепление учебного материала

    Подведение итогов.

    Домашнее задание.

    Рефлексия. Продукт занятия.

1. Организационный момент.

(Слайд 3)

Ребята!

Что я сейчас сделала? Произнесла слово «ребята». Слово! Библия тоже начинается со слова. В ней мы читаем, что «в начале было Слово». Это божественное слово, заключающее в себе истину. Слова дарят надежду, ободряют, поддерживают, но могут ранить, навредить, обидеть. Здесь заканчивается текст третьего слайда.

В слове заключена огромная сила, поэтому очень важно понимать слова, говорить подумав. (Слайд 4). Народ издревле осознал силу слова. Выдающийся советский писатель Михаил Александрович Шолохов говорил, что «величайшее богатство народа – его язык». В русском фольклоре много пословиц и поговорок, которые содержат мудрость наших предков. Кто из вас знает пословицы о значении слов в нашей жизни? (пословицы: сказанное слово – пущенная стрела; слово не воробей, вылетит – не поймаешь, доброе слово и кошке приятно; пчела жалит жалом, а человек – словом). Здесь заканчивается текст четвертого слайда.

2. Мотивация и целеполагание

Итак, начиная наше занятие, я говорю вам «Здравствуйте!». Сказав это, я пожелала вам здоровья, ведь по этикету принято приветствовать добрых друзей добрыми словами. А как еще можно обратиться друг к другу?

(Слайд 5). Конечно, по имени! У каждого из нас есть имена! Имена – это? Давайте вспомним, что мы узнали об именах на уроках русского языка? Это уникальное название. То, что выделяет предмет. Молодцы.

У всего на Земле есть имена. И каждое из них – неслучайное. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего занятия.

Нет ничего случайного

В названии любом:

В нём — музыки звучание

И смысл глубокий — в нём.

Это слова поэта Георгия Васильевича Кондакова. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав их, вы определили, что мы будем делать сегодня на занятии? Находить смыслы в различных названиях. Здесь заканчивается текст пятого слайда.

Приступим.

3. Изучение нового материала

(Слайд 6). Перед вами лежат листы с нашими заданиями. Давайте прочитаем первое стихотворение. (Ученик читает).

-Из чего состоит язык трав? Из звуков, которые они издают.

-Почему травы слышат героя? Он их слушает, общается с ними, уделяет внимание. Здесь заканчивается текст шестого слайда.

В стихотворении нам встретились названия трав и цветов. Перед вами на столе изображения этих растений. Кто знает, как выглядит молочай? (Слайд 7). Отлично, прочитайте на обратной стороне рабочего листа объяснение слова «молочай» (Растение получило это название из-за своего горького сока, внешне напоминающего молоко). Здесь заканчивается текст седьмого слайда. Теперь найдем бордовую гвоздику. (Слайд 8). Отлично. Алена, прочитай нам значение (Гвоздика получила свое название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями). Здесь заканчивается текст восьмого слайда. И, конечно, Иван-чай (Слайд 9). (Иван-чай — древнерусское название кипрея, дошедшее до наших дней. Предание гласит, что когда-то жил паренёк Иван. Он любил щеголять в красной рубахе и большую часть времени проводил среди цветов. Местные жители, видевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали: «Да это Иван, чай, ходит. » И до то того к этому привыкли, что не заметили отсутствия Ивана, а на неожиданно появившиеся у околицы села алые цветы, стали говорить: «Да это Иван-чай»). Здесь заканчивается текст девятого слайда.

Скажите, по какому принципу цветы молочай, иван-чай, гвоздика получили свое название? Правильно, по каким-то сходным качествам.

Но мы забыли с вами про четвертое растение. Вязига. (Слайд 10). Посмотрите, у вас на столах нет изображения этого растения. Давайте его представим. А чтобы это сделать, попробуем подобрать похожие слова. Переверните, пожалуйста, рабочие листы и вокруг слова «вязига» напишите слова-ассоциации, подходящие к нему по смыслу, раскрывающие его значение. Здесь заканчивается текст десятого слайда.

(Слайд 11). Вяжет, связка, вязь, веревка, вместе, завязь. Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда.

Отлично, мы увидели и услышали в слове вязига его главный смысл – «связывать». Словом вязига в разных местах нашей страны называют различные травы. Многие названия предметов и явлений, которые нас окружают, придумывал, подбирал народ. В церковнославянском языке слово «язык» было синонимом слову «народ». Эта связь неразрывна. Посмотрите на наш кластер, который мы записали, и скажите, какое основное свойство этих трав, чем они друг на друга похожи? Они тоже вьются, цепляются, связываются, заплетаются. Важно понимать эту связь, чувствовать ее и беречь.

Чтобы понять смысл окружающих нас вещей, нужно… А как вы думаете, что для этого нужно? Нам подскажет стихотворение Чижевского. Но сначала стихотворение нужно восстановить, правильно расположив четверостишия. Посовещайтесь в парах и пронумеруйте строфы от 1 до 4. (Задание в рабочем листе). Итак, как же должно звучать это стихотворение?

Скажите теперь, что нужно сделать, чтобы понять смысл имени окружающих нас вещей?

Представить, почувствовать, стать частью окружающего мира, проникнуть в суть вещей.

4. Закрепление учебного материала

Замечательно. Именно этим я предлагаю вам заняться прямо сейчас. Я предлагаю вам творческое задание. Выберите карточку, на которой написано название растения. Попробуйте объяснить название этого цветка, проиллюстрировав его. (Задание в рабочем листе).

Земляника – никнет (опускается) к земле. Подсолнух – под солнцем. Рябина – рябая, рыжая. Малина – маленькая. Черника – черная. Подорожник – по дороге. Колокольчик – колокол. Одуванчик – сдувать. Пустырник – на пустыре растет. Кашка – на кашу похожа.

Отлично, давайте прикрепим наши рисунки к доске, чтобы у нас получилась целая поляна знакомых нам растений.

Спасибо.

5. Подведение итогов.

Ребята, скажите, а всегда ли мы внимательны к слову, бережем его, заботимся о нем? Нет. А что вредит русскому языку? Ошибки, плохие слова, обилие иностранных слов. (Слайд 12). Можем ли мы защитить наш язык? Да, нужно сохранять его богатство, помнить о важности правил, беречь наш родной язык, постигать его тайны.

Скажите, что нам удалось сегодня сделать на занятии? Найти смыслы в названиях растений, узнать одну из многочисленных тайн языка, учиться его сохранять. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда.

6. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам придумать свой цветок, дать ему название и нарисовать.

7. Рефлексия. Продукт занятия.

Наша поляна по-весеннему расцвела благодаря вашим стараниям и усилиям. (Слайд 13). Каждому из вас я дарю на память цветок и прошу раскрасить его карандашом такого цвета, который соответствует вашему настроению. Раскрасили? Молодцы! Давайте покажем друг другу, какие цветы вы уносите с собой. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда.

Спасибо за занятие.

/data/files/s1473079214.pptx (Презентация "И все с тобой заговорят...")

/data/files/t1473079249.docx (Рабочий лист к занятию "И все с тобой заговорят...")

/data/files/f1473079278.docx (Раздаточный материал "Растения")/data/files/b1473079300.docx (Ромашка для проведения рефлексии)

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (2)

Альзонова Людмила Даниловна, 12.06.16 в 01:28 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа ! Равивающая, творческая.Соответствует ФГОС.Спасибо.Так держать!
Александрова Марина Александровна, 12.06.16 в 08:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Людмила Даниловна.
Это занятие я показывала в рамках городского семинара завучей по воспитательной работе. Проводила с учениками 4 класса. Действительно, полчаса пролетели очень быстро и в творческом порыве детишек.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.