12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куценко Татьяна Дмитриевна145
Россия, Иркутская обл., Нижнеудинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

Внеурочное занятие по финансовой грамотности. Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»

Внеурочное занятие по финансовой грамотности.

Учитель начальных классов: Куценко Татьяна Дмитриевна.

Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»

Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи:

-Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач.

-Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.

 Планируемые результаты:

Личностные:

проявлять познавательный интерес к новому материалу;

бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные:

умело составлять и распределять бюджет семьи;

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

Метапредметные:

Регулятивные результаты:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.

Познавательные результаты:

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные результаты:

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ключевые слова: деньги, банковская карта, бюджет, семейный бюджет, расходы, доходы.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 Ход занятия



I.Оргмомент.

-Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.

II.Актуализация опорных знаний

-Ребята, сегодня на занятие я принесла вам вот такой предмет.

(Демонстрирую копилку.)

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Ребята, а какие деньги можно положить в копилку?

- Ребята, смотрите, у нас в копилке что-то лежит. Давайте достанем и посмотрим.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А как называются деньги, которые лежат у нас в копилке?

- Такие деньги называются «наличными».

- В копилке лежит ещё один предмет. ( Учитель вытаскивает карту банковскую)

Как вы думаете, что это?

Для чего она нужна?

Верно. Деньги могут храниться на пластиковой карте.

- Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или безналичные (пластиковые карты)?

- А в чем неудобство пластиковой карты?



III.Подведение к теме занятия.

- Ребята, где сейчас ваши родители?

- Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?

- А для чего вашей семье нужны деньги?

-Чтобы узнать, зачем же они нам нужны, мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем?

- Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, спрашивая: «Зачем нам нужны деньги?». Вы возвращаете мне мяч и даете ответ.

- Начинаю. Зачем нам нужны деньги?

( Ответы детей)

- Чтобы покупать игрушки;

- Чтобы покупать продукты;

- Чтобы платить за квартиру;

- Чтобы сходить в игровой центр;

-Чтобы заплатить за проезд на транспорте;

-Чтобы покупать подарки.

И т.д.

-Молодцы!

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами ребус, отгадайте зашифрованное слово.

( е т д ж б ю )

Цель нашего занятия: узнать, что такое бюджет, из чего он состоит.



IV.Изучение нового

1)Давайте посмотрим видео-урок, где вы услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит.

(Просмотр фрагмента из видео-урока по теме «Семейный бюджет».)

2) Ознакомление с термином «Бюджет»

- У каждой семьи есть свой семейный бюджет. 

(На доску повесить карточку: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ)

- Как вы думаете, что это такое? 

(Дети отвечают)

- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?

- Как называют заработанные ими деньги?

- Да, зарплату люди получают за свой труд.

- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже не работают?

- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?

- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться какой-либо профессии и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.

- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?

(На доску учитель вешает карточку: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ).



V.Практическая работа над новым материалом.

1) Изучение термина «доход»

- Давайте поделимся на две семьи. Вы будете семьёй Ивановых. А ваша группа будет семьёй Петровых.

( Учитель выдает каждому маску-ободок на голову с лицом бабушки, дедушки, мамы, папы, сына, дочки)

- Обеим семьям сейчас предстоит рассчитать сумму дохода вашей семьи за месяц.

( Учитель выдает таблицу каждой семье. Вместе они находят общий доход)

Доход семьи Ивановых

Вид дохода.



Зарплата папы

35 тыс.


Зарплата мамы

30 тыс.


Пенсия бабушки

16 тыс.


Пенсия дедушки.

14 тыс.


Стипендия сына

5 тыс.


Общий доход:

?




Доход семьи Петровых.

Вид дохода.



Зарплата папы

40 тыс.


Зарплата мамы

20 тыс.


Пенсия бабушки

13 тыс.


Детское пособие на дочь

3 тыс.


Общий доход:

?




- Кто готов назвать общий доход семьи? Поднимаете руки вверх.

2) Вычисления среднего дохода на одного человека семьи.

- Зная общий доход, можно высчитать, сколько денег приходится на одного человека в семье.

- Решите сейчас между собой, кто пойдет к доске делать вычисления.



 У семьи Ивановых общий доход 100 000 руб. в семье 5 человек.

Значит, 100 000 : 5 =

- Вова, решаешь.



У семьи Петровых общий доход 78 000 руб. в семье 4 человека.

Значит, 76 тыс : 4 =



Итог задания:

- Чему сейчас учились?

( Учились вычислять общий доход и находить и находить в среднем доход на одного человека семьи)



VI. Работа по рабочей тетради.

1) Задание № 3

- Каждая семья зарабатывает деньги для того чтобы их на что-то тратить.

Расходы бывают обязательные и необязательные.

На стр.38 выполните, пожалуйста, задание № 3

Задание: Что не относится к обязательным расходам?

(Проверка выполненной работы.)



VII. Физкультминутка. «Фиксики. Помогатор»

  

2) Работа по рабочей тетради. Задание № 4.

- А в следующем задании вы узнаете, сможет ли семья Красновых купить себе телевизор?

- Читайте внимательно задачу № 4.

- Можно вычисления делать на листочке группой, в паре или индивидуально.

( Дети делают вычисления)

- Кто готов дать верный ответ?

- Получиться купить им телевизор?


 

VIII.Обобщение.

( Включается звук пришедшей смс )

- Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»

Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.


Талантливому скрипачу на покупку скрипки.


Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.


Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования.




- Обсудите в своей « семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся людей и прокомментируйте свой выбор.

( Дети обсуждают ситуации.)

- Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили



IX. Рефлексия

Нам осталось подвести итог урока.

- Чем сегодня занимались?

( Дети отвечают: работали по тетради, смотрели видео урок….)



- Продолжите фразы:

Я понял, что……

Я научился….

У меня получилось….

- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за дружные семейные отношения, за быстрые вычисления. До следующего занятия.

t1672231538aa.jpg

t1672231538ab.jpg



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Панов Егор Игоревич, 28.12.22 в 15:50 2Ответить Пожаловаться
Интересное и познавательное занятие! Спасибо!
Гармс Людмила Павловна, 28.12.22 в 20:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку и идею использования маски-ободка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.