12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барсукова Елена Николаевна35
Россия, Иркутская обл., Иркутск
1

Экологическая грамотность учащихся в школе



ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Барсукова Е.Н. Стенина Н.В.

Муниципальное образовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления экологических проблем.

Цели: используя программу Power Point, создать игру «Умники и умницы» для стимулирования экологической грамотности, интереса, мотивации к охране окружающей среды, бережного отношения к энергоресурсам.

Задачи:

Статья I.познакомить с понятиями по теме «Энергия и среда обитания»; Статья II.привлечь и заинтересовать ребят проблемами охраны энергоресурсов на Земле через создание игры «Умники и умницы» по мотивам телевизионной игры «Своя игра» совместно с учащимися; Статья III.познакомить с источниками литературы, интернета по этому направлению, проанализировать их содержание; Статья IV.сформулировать выводы и оформить работу.

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире жизнь цивилизованного человека требует огромных затрат энергии, что приводит к истощению энергоресурсов планеты.

Одним из путей решения данной проблемы является привлечение подрастающего поколения к бережному отношению энергоресурсов и стимулированию их сознания к созданию альтернативных источников энергии. Для этого необходимо создать условия для понимания, изучения и усвоения учащимися экологических проблем, с которыми они сталкиваются в жизни.

Гипотеза содержит в себе использование массового участия детей в играх экологической направленности, что будет являться наилучшей агитацией к эффективному энергосбережению и приведёт к осознанию глобальной проблемы истощения энергоресуров на Земле и созданию альтернативных природосберегающих источников.

Экологическая грамотность состоит в способности к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельно-

стью человека.

Она включает в себя следующие компоненты:

понимание природы как среды обитания человека, его дома;

естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы и человека;

способности к природоохраняющей деятельности;

умение и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды.

Чтобы население было экологически грамотным необходимо:

знание принципов экологии;

системное мышление;

практическое следование экологическим ценностям.

Для достижения положительных результатов требуется:

вооружить каждого системой научных знаний, умений и навыков экологического характера;

сформировать потребность в этих знаниях;

научить использовать приобретенные знания в жизни;

дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных экономичных и рациональных способах их использования;

донести информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах;

объяснить необходимость личного участия каждого в экологической жизни общества.

Принципы формирования экологической грамотности несут в себе:

направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;

направленность на выработку бережного отношения к окружающей среде;

постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована.

Для того чтобы добиться прочных знаний, устойчивого интереса, разнообразить формы проведения уроков, мы часто используем игровые технологии, в том числе и в экологическом образовании. Игра обучает, развивает, воспитывает. Игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для творчества и самовыражения.

Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.

В личной практике нами используются несколько типов игр: интеллектуально-творческие игры; деловые игры; комплексные игры.

Приведем несколько примеров дидактических заданий, классифицировав их по Петрусинскому В.В.: задания по игровой среде; задания по предметной области; задания по характеру педагогического процесса; задания по области деятельности.

Трудно переоценить использование игровой технологии, поскольку в результате процесса происходит усвоение самого разнообразного материала. Кроме того игры развивают психику ребенка, его творческий и нравственный потенциал, интерес к предмету.

Особенностью игровой деятельности является активность, занимательность, коллективность, моделирование, решение проблем, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Игра «Умники и умницы» помогает достижению в нашей деятельности повышения уровня экологической грамотности учащихся в процессе обучения. Интеллектуальная игра предназначена для учащихся старших и средних классов.

Критерии оценки и правила игры:

Первой отвечает команда, выигравшая в конкурсе «Кто первый?»

В течение 30 секунд команда даёт ответ.

В случае неверного ответа – комментарий ведущего.

Зрители не должны подсказывать, давать советы.

Нельзя выкрикивать с мест, переговариваться.

Набравшие сумму 800 – оценка отлично, остальные – хорошо (необходимо дать хотя бы два правильных ответа).

За каждое замечание – минус 10 баллов с команды.

(Сценарий игры в приложении).

В результате участия в игре учащиеся получили следующие навыки:

умение осуществлять учебное сотрудничество в группах;

логическое изложение ответов на поставленные вопросы;

творческий подход каждой команды к коллективной игре;

продукт полезен и востребован.


Список литературы:

http://президент.рф/news/ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года

Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». - М., 2001. - № 2.

Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

Головских Д.С.Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования.

А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.