12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зоя Неустроева104
Россия, Костромская обл., Кострома
2

«Воспитание дружбы и товарищества через содержание русской народной сказки «Репка»


Аннотация

Методическая разработка представляет собой описание и сценарий воспитательного мероприятия для проведения в классах, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Мероприятие направлено на развитие представлений о дружбе, добре, взаимопомощи через содержание русской народной сказки «Репка». Сценарий предполагает участие родителей. При реализации мероприятия используются современные образовательные технологии, разговор с умной колонкой «Маруся»., применение коммуникаторов и пиктограмм для обратной связи. Методической разработкой могут воспользоваться педагоги, которые работают в классах «Особый ребенок». Содержание и планируемые результаты соответствуют ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



1.Пояснительная записка Тематическое направление Духовно- нравственное воспитание

Тема воспитательного мероприятия: «Воспитание дружбы и товарищества через содержание сказки «Репка»

Актуальность (обоснование выбора)

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время актуальна. Сейчас можно наблюдать детскую жестокость, грубость среди школьников, все чаще дети предоставлены сами себе, находятся в плену телевизора и компьютера, получают искаженные представления о таких нравственных качествах, как дружба и взаимопомощь. В семьях редко берут книги в руки, чтобы почитать с ребенком и поговорить о прочитанном. Тема актуальна еще и тем, что дети с нарушением интеллекта часто живут в неблагополучных семьях, где отсутствует воспитание и формирование доброты, дружбы взаимопомощи, поэтому им трудно выполнять правила поведения в обществе, школе, они подвержены влиянию, поэтому часто

попадают в нестандартные ситуации, им труднее осваивать социальные

ситуации. Воспитательное мероприятие по данной теме при помощи героев сказки формирует представления о дружбе, коллективе, помогает социализации детей, учит дружить, в первую очередь с одноклассниками, способствует развитию коммуникативных навыков, это хорошая профилактика правонарушений. Данное мероприятие способствует формированию читательской грамотности, прививает любовь к книгам.

ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями нацеливает на воспитание нравственных качеств личности ребенка, поэтому проведение мероприятия по данной теме, позволит дать представления о таких нравственных качествах, как «дружба» «друг» «помощь», Актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Целевая аудитория


Воспитательное мероприятие ориентировано на обучающихся класса

«Особый ребенок» (интеллектуальные нарушения, ТМНР) и составлено с учетом возможностей детей, возраст 10-11 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Воспитание нравственных качеств детей с ОВЗ проходит через все виды деятельности и занимает особое место в системе работы классного руководителя. Данное мероприятие направлено на формирование представлений о дружбе, семье, взаимопомощи, помогает детям понять, каким должен быть настоящий друг. Это мероприятие входит в цикл бесед по нравственному воспитанию и является частью плана воспитательной работы.

Цель: Создание условий для формирования представлений о семье дружбе и взаимопомощи через содержание сказки «Репка».

Задачи:

-Формировать у детей представления о «дружбе», «взаимопомощи»,

«семье».

-Прививать любовь к русским народным сказкам, к чтению.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе (команде). Воспитывать чувство дружбы, товарищества.

Планируемые результаты


Формирование начальных представлений о нравственных качествах

Положительная динамика показателей уровня воспитанности и развития обучающихся.

Овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказке.

Развитие коммуникативных умений: умение работать в группе, участвовать в разговоре вербально и невербально , слушать и слышать собеседника

Развитие читательской грамотности


Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Самым доступным источником информации для детей с ОВЗ являются сказки, это одна из современных форм работы с детьми по привитию любви к народному творчеству и формированию качеств личности. Формирование понятие «дружба» через знакомую сказку «Репка» помогает детям глубже понять смысл слов «дружба», «друг», «взаимопомощь» Русская народная сказка, как правило, вызывает отклик, эмоции у детской аудитории, особенно у детей с нарушением интеллекта, что усиливает воспитательное влияние. Данные форма интересна детям с интеллектуальными нарушениями, потому что сказка понятна и известна ребятам. Мероприятие проводится с элементами игры, включена самостоятельная деятельность детей, инсценировка сказки, включение работы с умной колонкой «Маруся» помогает повысить мотивацию и заинтересованность детей.

Педагогические технологии, методы приемы, используемые для достижения планируемых результатов

При проведении мероприятия были использованы следующие технологии:

Здоровьесберегающие технологии (на протяжении всего мероприятия): смена видов деятельности, ИКТ технологии: работа с колонкой «Маруся», прослушивание аудиозаписи сказки, песен о дружбе, использование озвучки при инсценировании сказки

Игровая технология


Включение проблемных заданий


Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Кадровые: классный руководитель, родители.

Методические: Конспект воспитательного мероприятия, в котором определены цель, задачи, форма проведения и применяемые технологии. Материально-технические: костюмы для инсценировки, сделанные родителями, ноутбук с выходом в интернет, коммуникаторы, колонка

«Маруся», аудиозапись песни «Дружба крепкая» «Улыбка», воздушные шары.

Информационные: задания для детей, напечатанные слова «дружба, семья, труд, друг», пиктограммы: «да», «нет», «спасибо», «привет», «пока», «семья»

«дружба», фигурки героев, игра-пазл «сердце», фото детей класса.


Основная часть


Описание подготовки воспитательного мероприятия


Одним из важных воспитательных моментов данного мероприятия является этап подготовки.

Цель этапа: заинтересовать и включить родителей в совместный процесс

t1684237882aa.gif подготовки, в процессе общения происходит сближение членов семьи. Родителям было дано задание вместе с детьми прочитать сказку «Репка», посмотреть мультфильм, познакомиться с героями и выбрать одного для инсценировки в классе, с родителями был проведен инструктаж (чтобы не было одинаковых ролей), сделать маски, костюмы героев.


2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия


Этапы проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируем ый результат

Мотивационный

-Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами собрались на

необычное мероприятие. Приложение 1

-А начнем мы его с прослушивания песни (включаю аудиозапись песни «Дружба крепкая» 1 куплет и припев ) Приложение 2

-Это песня о дружбе,

значит мы будем говорить о дружбе.

Здороваются вербально и невербально, жестами.

Слушают учителя








Слушают песню определяют тему

Положительный

настрой на общение

Определение темы мероприятия, постановка задач

-Сегодня мы с вами поговорим об очень важных человеческих качествах: дружбе и

Безречевые дети работают с коммуникатором. и с помощью

Развитие коммуникативн ых навыков




















Этап актуализации знаний.

взаимопомощи.

-Ведь именно эти качества помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

(учитель открывает тему на доске и все вместе читают слово

«Дружба» (Приложение 3)

-Работать мы будем не одни, к нам пришли наши друзья. Но они спрятались в коробочках, откройте и посмотрите кто там. (открывают коробочки, в которых лежат тактильные фигурки героев сказки «Репка»).

(Приложение 4)

-Потрогайте их, рассмотрите

-Ребята, а кто знает, из

какой они сказки?

учителя выводят тему.

















Открывают коробочки и достают героев, рассматривают, называют(показыв ают картинку, используют коммуникатор) выходят к доске и прикрепляют на магнитную доску, называют сказку




















Актуализация знаний детей, развитие умения слушать учителя


Привитие любви к сказкам

t1684237882ab.gif

















Основная часть

Молодцы !

-Это русская народная сказка «Репка». Ее придумал русский народ.

-Дома, вы с родителями читали эту сказку, смотрели мультфильм. (показываю книгу)

-Давайте, еще раз послушаем сказку, а вы можете рассматривать иллюстрации в книге. (включаю запись сказки). Приложение 5

- А теперь мы расположим героев сказки по порядку.

Ребята что посадил дед? (показываю настоящую репу)

Кто помогал ему вытаскивать репку?

Кого позвала бабка? и т.д до мышки

-Почему они смогли ее

вытащить?

















Дети рассматривают книги по

желанию, слушают аудиозапись сказки









Отвечают вербально и невербально (пиктограммы,



Формирование умения слушать других

































Воспитание

t1684237882ac.gif



- А если бы они не пришли, что могло случиться?

-Правильно, урожай мог погибнуть, а это труд, который надо беречь -вместе они смогли вытянуть репку, потому что помогали друг другу.

-Можно ли их назвать друзьями?

что же такое дружба?

(выслушиваю ответы детей)

-Ребята, у нас есть наш друг, который в трудную минуту нам помогает, узнали? Это колонка «Маруся», которая знает все. (Приложение 6)

-Давайте спросим у нее, что такое дружба (задаю вопрос

«Марусе»: Что такое

дружба?

картинки)







Дети отвечают на вопросы,













дети отвечают, безречевые дети показывают картинки

уважения к труду людей


































Формирование представления о дружбе

t1684237882ad.gif



Обсуждение понятия

«дружба»

Давайте сделаем вывод Дружба – это когда люди вместе, помогают друг другу, как в сказке. Один дед не смог бы вытащить такую огромную репку. Так и в жизни, надо уметь дружить и помогать своим друзьям

А у вас есть друзья? Покажите на фотографии

-Здорово, когда есть друзья.

-Наше занятие мы начали с песни, в которой есть такие слова: «Друг всегда меня сможет выручить, если что - нибудь приключится вдруг»

Как вы понимаете эти слова?

-Кто в сказке «Репка»













Слушают ответы умной колонки

«Маруся»



дети рассказывают с помощью учителя о своих друзьях, безречевые дети показывают на фотографии и называют с помощью коммуникатора


t1684237882ad.gif





























Инсценировка сказки

оказался рядом с дедом в трудную минуту?- Можно назвать их друзьями?

-Да, они друзья, да еще и одна семья.

-Чтобы с тобой дружили, ты тоже должен уметь прийти на помощь, помочь человеку, как в песне

«Нужным быть кому- то в трудную минуту. - Наш класс тоже очень дружный, давайте докажем это. - Попробуем показать сказку своими силами.

(Л.А) ты сможешь одна показать сказку?

-Конечно, нет

-Что же делать?

-Позови своих друзей- одноклассников, они тебе помогут.


Сказка научила нас главному правилу





























Участвуют

в инсценировке сказки, каждый в своем костюме героя
















Коммуникативн ые навыки: умение работать в группе Воспитание нравственных качеств

«дружбы», взаимопомощи

t1684237882ac.gif







Этап применения знаний








Вопрос-ответ

















Подведение итогов

дружбы: если друг зовет на помощь, надо идти.

-Проверим правильно ли вы понимаете значение слова

«дружба»

Учитель задает вопрос, а дети поднимают карточки «да» или

«нет»

Друг всегда тебе поможет

Друг это тот, кто тебя обижает?

Другу можно рассказать обо всем?

Мама, папа - это твои друзья?

Если друг заболел, ты придешь ему на помощь? Приложение 7

Молодцы, справились с заданием.

Ребята, давайте вспомним, какая у нас была тема?












Дети поднимают пиктограммы «Да Нет»

или отвечают вербально












Развитие речи

t1684237882ae.gif



















Рефлексия

Что же такое дружба?

- Прошу выйти ко мне Н,И (предлагаю ему начать собирать большой пазл сердца, (он начинает, потом приглашает помочь следующего, итак, пока не выйдет весь класс) Приложение 8

Здорово, посмотрите какое сердце у нас получилось, мы собрали его все вместе.

-Это сердце «Дружбы» нашего класса.

-Друзья, встанем в круг и будем передавать его друг другу с улыбкой на лице. Ведь дружба начинается с улыбки. (Включаю запись песни «Улыбка» Приложение 9

Дети передают сердце по кругу, даря улыбку)

(учитель тоже в кругу, помогает детям)





Собирают пазл

«сердце» все вместе


Коммуникативн ые навыки: помощь другу, работа в группе

t1684237882af.gif



-Это сердце будет висеть в классном уголке, когда вам будет нужна помощь, подойдите к сердцу,

мы поймем, что нужна помощь, и все вместе справимся, как и положено друзьям!

-Какое у вас сейчас настроение? Если вам понравилось на занятии, возьмите зеленый шарик, если нет, то красный. С этими шариками вы пойдете домой.

Давайте попрощаемся, скажем спасибо нашим сказочным героям.

Спасибо вам за участие. Вы все были молодцы!

Приложение 10























Дети прощаются, говорят «спасибо» (вербально и невербально


t1684237882ag.gif


Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данное мероприятие несет большой воспитательный и обучающий потенциал, поэтому может быть основой для разработок занятий по духовно- нравственному направлению, сказки могут быть другие, направленные на воспитание нравственных ценностей, содержание разработки можно адаптировать для детей с разными интеллектуальными возможностями, вносить свои коррективы.

Приложение 1 Пиктограмма «привет»


2


Опубликовано в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.