12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полякова Екатерина Сергеевна40
Россия, Рязанская обл., Рязань
1

Возрастные особенности иммунной системы в грудном возрасте

Содержание


Введение........................................................................................................3

Иммунная система человека: определение, состав, роль....................4

Определение иммунной системы.......................................................4

Состав иммунной системы..................................................................4

Роль иммунной системы......................................................................6

Особенности иммунной системы в грудной период развития............7

Заключение..................................................................................................13

Список литературы.....................................................................................14





















Введение


Одну из наиболее совершенных систем защиты в мире — иммунную – имеет организм человека. Иммунная система включает несколько уровней защиты, большое количество отдельных компонентов, которые взаимодействуют с тканями, клетками и другими органами тела человека. Иммунной системе также свойственна способность к самообучению.

Каждый день иммунная система человека отражает нападение сотни патогенных микроорганизмов. Она держит под своим контролем сотни условно-патогенных вирусов, обитающих на поверхности и внутри человеческого тела. Иммунная система всю нашу жизнь отслеживает потенциальные угрозы в окружающей среде, она учится эффективно препятствовать им и уничтожать еще до того, как они причиняют нам вред.

Актуальность изучения данной темы обусловлена огромным значением, которое имеет иммунная система для организма человека. Без нее тело было бы крайне уязвимо перед вредоносными вирусами, а значит заболеваниями, которые они приносят. Решающее значение для развития иммунной системы имеет ее правильное развитие с самых первых минут появления новорожденного на свет, поскольку иммунная система закладывается еще в утробе матери, развивается вместе с плодом и продолжает свое развитие после рождения человека, увеличивая степень и крепость защиты человеческого организма. Именно поэтому такое важное значение уделено грудному периоду развития человека.








1. Иммунная система человека: определение, состав, роль


1.1. Определение иммунной системы


Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ (антигенов – АГ), не­сущих на себе признаки чужеродной информации [8].

 Понятие «иммунитет» было выведено отечественным ученым И. И. Мечниковым и микробиологом, французом Л. Пастером. Изначально под иммунитетом понимали невосприимчивость человеческого организма к различным инфекционным болезням. Однако, с середины прошлого века, в англичанин, исследователь П. Медавр, доказал, что иммунитет выполняет функцию защиты организма не только от микробов, но также от любых иных генетически чужеродных клеток (чужие ткани, использующиеся для трансплантации, паразиты, и даже собственные опухолевые клетки). В современном представлении, главная функция иммунитета заключается в надзоре за внутренним постоянством различных структур нашего организма.

Иммунная система – это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных болезней и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ [8].


1.2. Состав иммунной системы


Рассмотрим органы, входящие в иммунную систему человека. Это миндалины, лимфатические железы (узлы), вилочковая железа (тимус), селезёнка, костный мозг, и пейеровы бляшки - лимфоидные образования кишечника. Их объединяет сложная система циркуляции. Система состоит из протоков, соединяющих лимфатические узлы.

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Лимфатический узел представляет собой образование из мягких тканей, имеющее овальную форму, размером 0,2 – 1,0 см и содержащее большое количество лимфоцитов.

Миндалины  – это маленькие скопления лимфоидной ткани, которые расположены по обеим сторонам от глотки.

Селезёнка это орган, очень похожий внешне на лимфатический большой узел. Функции у него разнообразные: это и хранилище для ее клеток, и фильтр для крови, а также место для продукции лимфоцитов. Именно в селезёнке разрушаются неполноценные и старые клетки крови. Орган иммунной системы расположен под левым подреберьем около желудка, в животе.

Вилочковая железа (тимус) расположена за грудиной. В тимусе лимфоидные клетки «учатся» и размножаются. Тимус активен у детей и людей молодого возраста. Этот орган становится пассивнее и меньше по размеру в старшем возрасте.

Костный мозг представляет собой мягкую губчатую ткань, расположенную внутри плоских и трубчатых костей. Главная задача которую выполняет костный мозг – продуцирует клетки крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты.

Пейеровы бляшки это сосредоточения лимфоидной ткани в стенках кишечника, конкретнее – в аппендиксе (червеобразном отростке). Однако главную роль играет система циркуляции, состоящая из протоков, которые соединяют лимфатические узлы и транспортируют лимфу [6].

Лимфатическая жидкость являет собой бесцветную жидкость, протекающую по лимфатическим сосудам. Она содержит множество белых кровяных телец – лимфоцитов – участвующих в защите организма от болезней.

Лимфоциты в свою очередь представляют собой «солдат» иммунной системы, отвечающих за собственных больных клеток (инфицированных, опухолевых и т.д.) или чужеродных организмов. Как отмечает А.К. Коротяев, «самые важные виды лимфоцитов – В-лимфоциты и Т-лимфоциты. Они работают вместе с остальными иммунными клетками и не позволяют вторгнуться в организм инородным субстанциям (инфекционным агентам, чужеродным белкам и т.д.). На первом этапе развития иммунной системы человека организм «учит» Т- лимфоциты отличать посторонние белки от нормальных (своих) белков организма. Этот процесс обучения проходит в вилочковой железе (тимусе) в раннем детстве, так как в этом возрасте тимус наиболее активен. Когда ребенок достигает пубертатного периода, его тимус уменьшается в размере и теряет свою активность» [4].

Иммунная система развилась вместе с многоклеточными организмами, как помощник их выживанию. Она организует и объединяет ткани и органы, гарантирующие организму защиту от чужеродных клеток и веществ (на генном уровне), поступающих из окружающей среды. По механизмам функционирования и организации иммунитет схож с нервной системой.

Обе они представлены периферическими и центральными органами, реагирующими на различные сигналы, обе имеют специфическую память и огромное количество различных рецепторных структур.

К периферическим органам иммунной системы относят лимфатические узлы, селезёнку, миндалины, аппендикс, а центральным – красный костный мозг, тимус.

Ведущее место среди клеток иммунной системы занимают лейкоциты. С их помощью организм способен обеспечить разные формы иммунного ответа при контакте с чужеродными телами, например, образование специфических антител.


1.3. Роль иммунной системы


За долгие годы эволюции человека сформировалась иммунная система и она действует, как хорошо отлаженный механизм. Иммунная система помогает бороться с болезнями, а также с вредным влиянием окружающей среды. Иммунитет распознает, разрушает и выводит наружу чужеродные агенты, проникающие извне, и образующиеся в самом организме продукты распада (при инфекционно-воспалительных процессах), а также истребляет патологически изменившиеся клетки.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них бактерии, вирусы, ядовитые вещества животного или растительного происхождения, грибы, простейшие, аллергены. К «врагам» иммунная система относит и собственные клетки, превратившиеся в раковые, и потому ставшие опасными. «Главной целью иммунитета – по мнению А.А. Малаховой – является обеспечение защитой от вторжений и сохранение целостности внутренней среды организма, его биологической индивидуальности [3].


2. Особенности иммунной системы в грудной период развития


Грудной период представляет собой возрастной период, который начинается после периода новорождённого и заканчивается в 12 месяцев [4]. Для грудного периода характерны быстрые темпы  роста, интенсивный обмен веществ, увеличения  массы тела. Из названия периода следует, что в грудной период жизни очень тесен контакт ребенка с матерью. Мать кормит ребенка грудным молоком. Механизм грудного вскармливания достаточно сформирован. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены. Происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, интеллектуальное и моторное развитие ребенка. Но вместе с тем возникает и множество проблем, связанных с обеспечением оптимального развития и предупреждением заболеваний ребенка [3].

Грудное вскармливание  являет собой процесс всасывания ребенком материнского молока и осуществляется прикладыванием малыша к материнской груди. Г.В. Самыгига отмечает, что «по рекомендации ВОЗ - Всемирной организации здравоохранения – в возрасте от 0 до 6 месяцев, новорожденному не нужно ничего, кроме грудного молока[5]». Однако позже существует проблема рационального вскармливания, так как кормление ребенка старше 5 месяцев исключительно женским молоком не удовлетворяет его потребности. В рацион необходимо вводить корригирующие продукты или компоненты, и делать это своевременно.

Ребенок теряет пассивный иммунитет после 2 - 3 месяцев, который трансплацентарно передан ему от матери, при этом формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, в следствии чего оказывается довольно высокой заболеваемость среди детей грудного возраста.

Формирование и развитие иммунной системы у ребенка начинается внутриутробно, во время формирования сложных связей между организмами плода и матери. Собственные иммуноглобулины, их синтез, у плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности. Данный синтез представлен незначительным количеством иммуноглобулинов М, которое, ближе к родам, значительно увеличивается. На 12-той неделе у плода появляются Т-лимфоциты. После 5-х суток жизни число лимфоцитов у новорожденного резко возрастает. Иммунная система у новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Согласно утверждению Г.Н. Дранника, «важнейшее биологическое значение состоит в предупреждении риска слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, т.е. если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передает готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен» [2].

Здоровый ребенок при рождении имеет различные иммунокомпетентные клетки и сформировавшиеся центральные органы иммунитета, но иммунные системы его организма функционируют недостаточно активно в первые месяцы жизни.

В крови новорожденных содержание компонентов системы комплемента С1, С2, С3, С4 примерно в 2 раза ниже, чем у взрослых, а также ослаблены процессы активации системы комплемента, особенно по альтернативному пути. Все это определяет низкую опсоническую активность крови у них. Продукция интерферонов и интерлейкинов также ниже, чем у взрослых, поэтому противовирусный иммунитет у новорожденных ослаблен. Новорожденные и дети первых месяцев жизни восприимчивы к вирусу энцефаломиокардита и респираторно-синцитиальному вирусу. Незавершенным также является фагоцитоз у новорожденных, миграция и хемотаксис фагоцитов проявляются слабее, снижена продукция фактора, являющегося тормозом для миграции макрофагов. «У новорожденных детей реакция бласттрансформации проявляется слабо, низка активность Т-цитотоксических лимфоцитов и NK-клеток. Кожные пробы при постановке ГЧЗ отрицательны», - указывает Н.В. Шеховцева [6].

Одноко между 2-м и 6-м месяцами жизни ребенка собственный синтез IgG также протекает слабо. «Первичный иммунный ответ проявляется синтезом антител класса IgM. К концу первого года жизни содержание IgG составляет примерно 50 – 60 %, а IgA – лишь около 30 % содержания этих антител соответственно у взрослых. Секреторные иммуноглобулины класса IgA появляются в секретах после 3-го мес. жизни. В течение первых четырех лет их концентрация в некоторых секретах в 4 – 5 раз ниже, чем у взрослых, поэтому местный иммунитет в это время понижен. Из-за недостатка секреторных IgA в кишечнике дети часто страдают пищевой аллергией», - продолжает автор [6].

У ребенка раннего возраста лимфоидные органы отвечают на патогены выраженной гиперплазией, сохраняющейся долгое время после инфекции. В лимфатических узлах возбудители могут сохраняться долгое время, а лимфаденопатия наблюдается при любом воспалительном процессе.

При росте ребенка можно определить «критические» периоды для процесса формировании иммунной системы. На период грудного развития приходится три таких периода.

Первый критический период – В период новорожденности до 28 дней жизни наблюдается первый критический период. Он характеризуется подавленной иммунной системой ребенка. Имму­нитет обеспечивается материнскими антителами и имеет пассивный характер. Собственная иммунная система находится в состоянии супрессии, а система фагоцитоза не развита совсем. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Для ребенка характерной является склонность к септическим состояниям и генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов. Очень высока чувствительность к вирусным инфекциям, против них ребенок материнскими антителами не за­щи­щен. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов [1].

Защиту дают материнские антитела (защитные факторы), находящиеся в крови у малыша, а также ряд активных веществ, которые поступают к нему с грудным молоком. Младенец очень восприимчив к воздействию собственных условно-патогенных микробов и вирусным инфекциям. В случае заболевания, причиной которого являются бактерии, возможно распространение инфекции по всему организму.

В 3-6 месяцев жизни наступает второй критический период, обусловленный разрушением в организме ребенка материнских антител. «Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG [8]» - отмечает А.А. Ярилин. Повторные ОРВИ, кожные заболевания и кишечные инфекции и дисбактериоз объясняются недостаточностью системы местного иммунитета. Дети очень чувствительны к ротавирусу, респираторному синцитиальному вирусу, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям), вирусам пара­гриппа. Коклюш и корь проекают атипично, не оставляя иммунитета. Впервые проявляются наследственные болез­ни, в которые входят и первичные иммунодефициты. Маскируя у детей атопические проявления, резко нарастает частота пищевой аллергии [7]. И хотя иммунная система ребенка еще не способна «запоминать» болезнетворные возбудители с первого раза, собственная иммунная система ребенка уже начинает работать. Для этого требуется вакцинация, проведенная повторно, при проведении профилактических прививок. В этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. В это же время отмечается высокая заболеваемость органов дыхания, кишечными инфекциями. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и т.д.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте может появляться пищевая аллергия [7].

В 2-3 года жизни ребенка проявляется третий критический период, одноко и его можно рассмотреть, так как нередко мамы кормят малышей грудью до 2 и более лет. В этом возрасте у малыша расширяются связи с окружающим миром (свобода передвижения, социализация). А.К. Коротяев утверждает, что «сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям» [4]. В этот период проявляются впервые первичные иммунодефициты, иммунокомплексные и аутоиммунные болезни, такие как васкулиты, гломерулонефрит и др. Дети склонны к повторным микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, вирусным и также заболеваниям ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.
Постепенно иммунная система учится «запоминать» возбудителей, чтобы в следующий раз при столкновении с ними реагировать быстро и четко, не давая болезни развиться или удерживая ее в рамках легкого течения. Однако ряд иммунных механизмов остаются незрелыми. Поэтому дети все еще чувствительны к вирусным и микробным инфекциям и склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания [3].

«По данным Всемирной Организации Здравоохранения дети раннего возраста (до 3 лет) переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко в виде насморка, покашливания, невысокой температуры°»[5]- отмечает Г.Н. Самыгина. Выработать собственный иммунитет это единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний. Родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Частые ОРВИ ни в коей мере Нельзя рассматривать частые ОРВИ, как несостоятельность иммунной системы и вести речь об иммунодефиците. Длительные, часто повторяющиеся инфекции, напротив характерны для иммунодефицита, особенно те, возбудителями которых являются бактерии и грибки. Дети болеют особенно часто, когда впервые посещают детский сад, из-за возможного контакта с заболевшими детьми, так что риск увеличивается.

Данный период как правило длится 6-12 месяцев. Можно применять разные общеукрепляющие методики для повышения защитных сил организма. Это прежде всего принятие поливитаминов, закаливание, максимальное ограничение в периоды вспышек сезонных вирусных заболеваний контактов с другими детьми. К примеру, не стоит водить ребенка на елки и прочие массовые мероприятия во время эпидемии гриппа. Достаточно эффективными средствами народной медицины, благотворно влияющие на иммунную систему являются лук и чеснок. Эти растения выделяют, так называемые, фитонциды - вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении.



















Заключение

Таким образом, еще до рождения ребенка начинает формироваться его иммунная система. Масштабы влияния иммунной системы на здоровье и ее место запрограммированы генетически. Функции и структура иммунной системы формируются в период от рождения до окончания периода полового созревания.

В грудном возрасте развитие иммунной системы проходит через ряд критических этапов. Их необходимо учитывать, оценивая состояния здоровья ребенка, а также при назначении лечения при заболеваниях и разработке профилактических программ. Необходимо ежедневно с пищей получать иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы, а также необходимо проводить мероприятия по восстановлению нормальной микрофлоры кишечника и ее сохранению.

В заключении хочется добавить, что многие хронические и острые заболевания влияют на иммунитет резко негативно, а это значительно снижает резистентность ребенка к повреждающим факторам и инфекции. С целью повышения эффективности лечения, снижения риска неблагоприятного исхода болезни, предупреждения тяжелых осложнений, в ряде случаев назначаются препараты, которые повышают функциональную активность тканей иммунной системы и органов (иммунотропные препараты).







Список литературы


1. Андроникова Ю.А. Возрастные особенности иммунной системы детей. Основы активной иммунизации / Ю.А. Андроникова // Вопросы современной педиатрии. – №4. – 2012. – С. 58-61.

2. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология: учебник / Г.Н. Дранник. – М.: Академический проект, 2010. – 464 с.

3. Малахова А.А. Особенности иммунитета в детском возрасте / А.А.Малахова //Инфекции и иммунитет. - №7. – 2014. – С. 62-64.

4. Медицинская миклобиология, иммунология и вирусология: учебник / Под ред. Коротяева А.К. – СПб:, Спецлит, 2011. – 534 с.

5. Самыгина Г.В. Новорожденные и дети первого года жизни / Г.В. Самыгина. – М.: Учебная литература, 2015. – 148 с.

6. Шеховцева Н.В. Основы иммунологии: учебное пособие / Н.В. Шеховцева. – Ярославль, ЯрГУ, 2009. – 120 с.

7. Щеплягина Л.А., Круглова И.В. Возрастные особенности иммунитета у детей / Л.А. Щеплягина, И.В. Круглова// Российский медицинский журнал. – № 23. – 2009. – С 1564-1566.

8. Ярилин А.А. Основы иммунологии: учебник / А.А.Ярилин. – М.: Гардарика, 2009. – 354 с.




15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.