12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
9

Введение в предмет «Основы этики»



Общие сведения об уроке.

Тема: Введение в предмет «Основы этики»

Класс: десятый.

Тип урока: получения новых знаний.

Пояснительная записка.

В нашей школе предмет «Основы этики» преподаётся с 2008 года. Введение его было обусловлено началом сотрудничества сельской школы, находящейся в 60 км от Екатеринбурга, с Уральским Государственным экономическим университетом. Преподаватели специальных предметов, которым являлся и «Основы этики», должны были приезжать на занятия в школу еженедельно. И так как это было сопряжено с некоторыми неудобствами для них, мне как учителю-словеснику было предложено по программе УрГЭУ вести данный предмет. Сначала он вёлся на протяжении одного года - в 10 классе – для студентов программы школа-колледж-вуз. А затем администрацией школы с согласованием с родителями предмет «Основы этики» стал основным для всех десятиклассников в нашей школе. Предмет интересен не только специальными знаниями, которые нельзя получить на обычных школьных уроках, но и тем, что позволяет воспитать нравственную личность как образец выпускника средней школы. Более того, именно занятия по «Основам этики» дают замечательную возможность старшеклассникам для высказывания личного мнения, отстаивания собственной точки зрения, проявления мировоззренческой позиции. Уроки проводятся на безоценочной основе, в количестве 34-х часов в год.

Цели:

обучающая: знакомство с предметом этики как школьным компонентом учебного плана;

развивающая: развитие этических вкусов обучающихся; расширение их кругозора; развитие умения работать в группе;

воспитывающая: воспитание нравственной личности, формирование ценностей и потребностей для руководства при принятии этических решений в жизни; воспитание взаимоподдержки при совместной работе.

Задачи: познакомиться с различными этическими теориями, изучить категории морали, принципами нравственного поведения.

Оборудование:

= мультимедийная презентация;

= листы для кластеров по группам;

= канцелярские принадлежности.

План урока.

1.Слово учителя.

2. Составление кластера.

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Вопрос о том, как правильно поступить, неизбежно встаёт перед каждым человеком. Уже в раннем детском возрасте мы постоянно испытываем воздействие мнений других людей, груз поведения со стороны взрослых и сверстников. Человек неизбежно испытывает дискомфорт тогда, когда эти оценки имеют негативный характер, и задумывается о своём поведении. Простое стремление получить одобрение со стороны своих родителей и близких со временем сменяется желанием получить признание многих людей, быть знаменитым, сделать что-то значимое для своей страны и для человечества в целом. Счастье нашей собственной жизни оказывается невозможным без того, чтобы получить признание со стороны других людей, испытать чувство благодарности, в конечном счёте понять, что жизнь прожита не зря. Планируя своё будущее, думая о том, какую профессию выбрать, каждый человек неизбежно сталкивается с вопросом о смысле жизни, размышляет о том, как прожили жизнь другие люди, оценивает собственные перспективы. Тогда перед ним и возникают сложные проблемы морального характера. Их разрешение уже требует определённой теоретической базы. Вот этому и будет посвящён новый предмет, который существует в нашей школе только для десятиклассников – оцените ценность этого! – и на уроках которого вы узнаете много нового для себя, главное – очень важного и необходимого.

Для экскурса в предметные понятия обратимся к небольшой презентации (показ слайдов с комментариями учителя).

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1450317088.pptx (презентация)


 

2. Составление кластера.

А сейчас попытаемся определиться с качествами личности человека, которые могут проявляться в наиболее часто используемых сферах жизнедеятельности человека: в личной жизни, в общественных отношениях, в профессиональной деятельности. Вам предлагается составить кластер по заданию для трёх групп: какие качества личности необходимы в данных сферах жизнедеятельности. Обсудите своё решение в группе, представьте кластер на плакате.

 


Здесь будет файл: /data/edu/files/a1450286330.doc (кластеры)


 

3. Подведение итогов.

- Итак, какие качества личности – а сегодня мы их называем уже по-новому: категории морали – проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека? (Взаимовыручка, терпение, уважение). Вы исследовали, что именно эти качества становятся самыми важными в жизни человека.

- Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся).

-Попытайтесь дать определение каждому из этих понятий. (Ответы учащихся).

- Какие новые знания вы сегодня приобрели? (Ответы учащихся).

- Заинтересовал ли вас новый предмет? Чем он пригодится в жизни? (Ответы учащихся).

4. Домашнее задание.

Найти в словарях и записать в тетрадь определения понятий, выявленных в процессе работы с разными кластерами (взаимовыручка, терпение, уважение).


 

Список использованной литературы.

Болотина Г.К.. Этика профессионального успеха. Методическое пособие. – Тюмень, 1998.

Гусейнов А.А., Иррлити Г.. Краткая история этики. – М., 1987.

Зеленкова И.Е.. Основы этики. Учебное пособие. – Минск, 1998.

Зубанова С.Г. .Этика. Конспект лекций \С.Г.Зубанова, Д.А.Аникин. - М., 2007.

Разин А.В.. Основы этики: учебник. - М., 2008.

Опубликовано


Комментарии (2)

Олег Мамаев, 16.12.15 в 20:22 1Ответить Пожаловаться
Интересно было бы взглянуть на рабочую программу по этому предмету.
Субботина Светлана Львовна, 17.12.15 в 04:50 0Ответить Пожаловаться
Она составлена преподавателем предмета в Уральском государственном экономическом университете. Разделы программы внесены в представленную в конспекте презентацию. Кроме разделов есть содержание программы и требования к подготовке учащихся. Программа в печатном варианте.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.