12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Неля Владиславовна3505
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Урок биологии»
12

Вводный урок. Тема: Общая характеристика грибов



Информационная карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Тема: Общая характеристика грибов

Учитель: Поломошнова Н.В.

Тип урока: вводный

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения, создать условия для решения проблемной ситуации

Проблема: к какому царству живых организмов отнести Грибы

Метод освоения материала: решение проблемной ситуации

Организация работы: совместное исследование ситуации и подведение итогов

Формы работы: фронтальная, групповая

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

особенности строения грибов,

способы питания грибов,

роль грибов в природе и жизни человека,

значение терминов: микология, мицелий, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.

способы размножения.

Учащиеся должны уметь:

выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства

различать грибы: сапротрофы, паразиты.

объяснять явления симбиоза.

сравнивать с представителями разных царств живой природы

Предметные результаты:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий.

овладевать методами биологической науки и умениями описывать биологические объекты и процессы

Личностные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию;

формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

План урока

Организационный момент, создание комфортной заинтересованной рабочей обстановки.

Вступительное слово учителя, мотивация учебной деятельности.

Изучение нового материала.

Закрепление новых знаний.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Создание комфортной рабочей обстановки.

Учитель предлагает обучающимся произнести про себя: «У меня все будет хорошо, и я пойму тему урока».

 

2. Мотивация учебной деятельности и целеполагание.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой группой живых организмов. Кто же это? Давайте отгадаем загадки

Загадки: (Слайд №1)

  • Пока дети — каждый в берете, повзрослели — шляпы надели.

    Под кустами, под листами мы попрятались в траву, нас в лесу ищите сами - мы не крикнем вам: «Ау!»

Обучающиеся дают ответ: это Грибы.

Учитель: Правильно! Тема нашего урока «Общая характеристика грибов». (Слайд №2)Вот и давайте обсудим эти организмы, может что то о них вы уже знаете, а что то узнаете сегодня на уроке.

 

3. Изучение нового материала.

Учитель: Но есть одна проблема! Ботаники и Зоологи затеяли спор (Слайд №3): к какому же царству – Растений или Животных отнести грибы, ведь у них есть сходные признаки. К спору подключились еще одни ученые, которые назвались Микологами (Слайд №4). Как быть? Кто прав? Куда отнести грибы? Давайте, поделившись на группы, найдем правильный ответ.

Обучающиеся делятся на 3 команды: «Ботаники», «Зоологи», «Микологи». Каждая из команд после 7-10минутного обсуждения должна представить такие признаки, которые позволят отнести грибы, соответственно, в царство Растений, царство Животных, или выделить в отдельной царство.

Выступление представителей от каждой команды (презентация выявленных признаков)

команда «Ботаники»

Общее между растениями и грибами (Слайд №5):

Неподвижность (отсутствие активного движения)

Рост в течение всей жизни

Наличие клеточной оболочки

Минеральное питание (из почвы достают воду с растворенными минеральными веществами)

команда «Зоологи»

Общее между грибами и животными (Слайд №6):

Питание готовыми органическими веществами (отсутствие пластид)

Наличие хитина

команда «Микологи»

Наличие грибницы (мицелия), состоящей из нитей (гифов) – такого признака нет больше ни у кого из живых организмов (Слайд №7).
Общая характеристика грибов
PPTX / 1.41 Мб

Учитель: И какой же мы подведем итог: Грибы - это?

Вывод обучающихся: Грибы – это представители отдельного Царства (Слайд №8).

Физкультминутка (Слайд №9)

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Учитель: Когда мы говорим о грибах, то наверняка большинство из вас представляет те, которые собирали в лесу – это шляпочные грибы. Но это далеко не все виды из существующих грибов. Сейчас известно более 100 тысяч видов грибов, и все они разные. Отличаются по строению и внешнему виду. Есть одноклеточные и многоклеточные грибы, шляпочные и плесневые, паразиты и сапротрофы. И на последующих уроках мы с ними познакомимся.

Учитель: Грибы, как и любые живые, размножаются. (Слайд №10)

Обучающиеся: составляют в тетради схему по размножению грибов.

Учитель: Очень важно значение грибов в природе и жизни людей. (Слайд №11)

Обучающиеся: составляют в тетради схему по значению грибов.

 

4. Закрепление новых знаний.

Учитель: А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Реставратор». Перед вами текст по общей характеристике грибов (Слайд №12), в котором допущены ошибки, вы их должны обнаружить и «реставрировать».

Грибы — особое царство растений. Грибы, как и растения, неподвижны, растут в течение всей жизни, всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают их, как животные. Наличие у клетки гриба твердой оболочки, как у растений и бактерий. Отсутствие в клетках грибов хлоропластов, в связи с чем в них происходит фотосинтез. Грибы - гетеротрофы (создают органические вещества). Все грибы многоклеточные, тело их состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибокорень, а у некоторых грибов, например у шляпочных, и плодовые тела, в которых гифы плотно прилегают друг к другу.

Ответ (Слайд №13):

Грибы — особое царство организмов. Грибы, как и растения, неподвижны, растут в течение всей жизни, всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают их, как животные. Наличие у клетки гриба твердой оболочки, как у растений и бактерий. Отсутствие в клетках грибов хлоропластов, в связи с чем в них не происходит фотосинтез. Грибы - гетеротрофы (питаются готовыми органические вещества). Есть грибы одноклеточные и многоклеточные, тело их состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу, а у некоторых грибов, например у шляпочных, и плодовые тела, в которых гифы плотно прилегают друг к другу.

 

5.Рефлексия

Учитель:

1) Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?

2) Что нового и интересного вы узнали?

3) Чему научились?

 

6. Домашнее задание (Слайд №14)

1. Изучить параграф 13

2. Задания на выбор: составить ребусы про грибы, подготовить сообщения по интересным фактах о грибах, найти пословицы, поговорки о грибах, нарисовать съедобные и ядовитые грибы с пояснениями.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.