12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда68
Украина, ДНР, Г.Харцызск
3

Вводный урок «Геометрические фигуры. Точка, прямая и отрезок»



Тема урока: « Геометрические фигуры. Точка, прямая и отрезок.»

Класс: 7

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

- ознакомить обучающихся с геометрией как наукой о свойствах геометрических фигур, с основными геометрическими фигурами;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, математическую речь, двигательную активность, познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:

- воспитывать сознательное отношение к учению, аккуратность, ответственность, эстетический вкус.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать умения приводить примеры геометрических фигур; обозначать точки, отрезки, прямые, углы; проводить прямую по заданному условию; находить на рисунке отрезки, прямые;

Развивающие:

- способствовать развитию мыслительных процессов;

- развивать навыки самостоятельной работы;

- развивать интерес к предмету;

Воспитательные:

- воспитывать познавательную активность учащихся;

- воспитывать творческую, всесторонне-развитую личность.

Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, модели геометрических фигур.

Презентация к уроку

План урока

Организационный момент (2 мин)

Вводная беседа (5 мин)

Организация работы с учебником (3 мин)

Актуализация знаний по теме, введение новых знаний, выполнение заданий (30 мин)

Физкультминутка (3 мин)

Подведение итогов урока (5 мин)

Домашнее задание ( 2 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Запись числа, темы. Объявление цели урока. (используется мультимедийная презентация)

  1. Вводная беседа (слайды 2 - 3 )

Наука геометрия - очень древняя наука, которая возникла для решения практических задач: измерения расстояний, нахождения площадей земельных участков, сооружения строений, вместимости сосудов и тд.

Слово «геометрия» греческое и означает «землемерие».

Из найденных документов можно сделать вывод, что геометрия зародилась в Египте более 4000 лет назад. Египтяне, живущие в долине реки Нил, были хорошими земледельцами. Благодаря периодическим разливам реки, земля покрывалась плодородным илом, что позволяло собирать хорошие урожаи. Но в тоже время вода размывала границы участков. Поэтому для их восстановления нужно было проводить измерения, строить на местности линии, углы, уметь вычислять площади.

В древнем Вавилоне такая же участь была у вавилонян, живущих между реками Тигр и Евфрат. Но им приходилось также восстанавливать дамбы, каналы, насыпи, чтобы сдерживать воду бурных рек в определенных границах. Для этого, конечно же, нужны математические знания.

Сведения из геометрии использовались в архитектуре . Знаменитые египетские пирамиды и сейчас считаются совершенными как по форме, так и по размерам, ориентации по сторонам света.

Документы говорят также о том, что 2000 лет до н.э. люди умели определять площади треугольника, прямоугольника, трапеции, достаточно точно определяли площадь круга.

Так постепенно знания и правила из практической деятельности стали основой для создания геометрии как науки.

Первыми греческими математиками, о творчестве которых мы знаем, являются Фалес Милетский, Пифагор и его ученики. Огромный вклад в создание науки геометрии внес Евклид. Он свел все известные на тот момент геометрические знания в стройную систему и изложил их в тринадцати книгах, которые назвал «Начала».

Понятно, что название «геометрия» уже устарело, и современная геометрия занимается не только измерением земли. Формулы элементарной геометрии используются для конструирования машин, строительных конструкций, конструирования самолетов, космических ракет и спутников, и тд.

  1. Организация работы с учебником

(слайды 4 - 5)

На уроках математики вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами. Давайте назовем их . Откройте учебник на стр.3, посмотрите на рис.2. А как вы думаете на рис.1 изображены фигуры? А на рис. 3?

Слово «фигура» встречается не только в геометрии. Если у человека размеры тела пропорциональны, то говорят, что у него красивая фигура. Авиаторы говорят о фигурах высшего пилотажа, шахматисты фигурами называют короля, ферзя и коня. Различают фигуры в танцах и фигурном катании.

В геометрии рассматриваются только геометрические фигуры и их свойства. (Демонстрируются модели плоских и пространственных фигур) Какая разница между этими фигурами? (Предполагемый ответ: некоторые фигуры выходят за границы плоскости) Так и школьный курс геометрии разделяется на планиметрию и стереометрию.

Что еще отличает геометрию как науку? На этот вопрос мы найдем ответ в учебнике на стр.4 (Читаем о «теоремах», «доказательстве теорем», «задачах» Знакомимся с условными обозначениями учебника).

  1. Актуализация знаний по теме. Введение новых понятий. Выполнение заданий.

Каждая геометрическая фигура состоит из точек.

Практическое задание №1(слайд 6)

Построить :

а)точку М;

б) с помощью линейки провести через эту точку прямую а;

в) через эту же точку провести вторую прямую в.

Говорят, что прямая а проходит через точку М. Обозначают так, .

Практическое задание №2 (слайд 7)

Построить:

две точки А и В;

с помощью линейки провести через них прямую с.

Вопрос

Проходит ли эта прямая с через точку М?

(Предполагемый ответ: нет.) Обозначают так , .

Формулируем

Первое свойство ( аксиому планиметрии) расположения точек на плоскости (слайд 8 )

Какая бы ни была прямая, существуют точки, которые принадлежат этой прямой, и точки, которые ей не принадлежат

Вопрос

Сколько прямых, проходящих через точки А и В можно провести?

(Предполагаемый ответ: одну. Если будет другой ответ, то предлагаем провести еще прямые на доске) Делаем вывод самостоятельно. Читаем второе свойство (аксиому планиметрии) расположения точек и прямых на плоскости на стр.5.

Через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну

Обращаем внимание, что это свойство состоит из двух утверждений:

1 – через две точки можно провести прямую;

2 – через две точки можно провести только одну прямую.

Физкультминутка (слайд 9)

Практическое задание №3 (слайд 10)

1. Проведите прямую р.

2. Обозначьте точку Р на прямой р.

3. Проведите прямую PS, отличную от прямой р.

Говорят, что прямые р и PS имеют одну общую точку – пересекаются.

Формулируем (с помощью учебника)

Третье свойство взаимного расположения прямых на плоскости.

Две прямые либо имеют только одну общую точку, либо не имеют общих точек

Задание №4 (слайд11 )

Рассмотреть рис. 10 учебника. Описать рисунок с помощью словосочетаний:

- лежат между;

- разделяет;

- лежат с разных сторон;

- не лежит между;

- лежат с одной стороны.

Задание №6(слайд )

Прочитайте п.1 учебника со слов «На рисунке…» и заполните пропуски в следующем тексте

Отрезком называется часть прямой, которая состоит из всех точек прямой, лежащих между двумя данными ее точками. Эти точки называются концами отрезка

5. Подведение итогов урока

Продолжите фразу:

1. Сегодня на уроке я узнал, что геометрия это …

2. Теперь я знаю, что геометрические фигуры это …

3. Мне понравилось, что слова … можно заменять значками …

4. Я вспомнил как обозначаются …

5. Я научился строить…, проводить …, определять…

6. Я могу сформулировать правила, выражающие основные свойства расположения точек и прямых на плоскости.

6. Домашнее задание

Прочитать стр. 3-4 и п.1 . Выучить формулировку свойств. Решить практические задания №1, 4, 5

Вот и прозвенел звонок, наш закончился урок!

Всем спасибо!

Литература :

    1. Геометрия. 7-9 классы: учеб.для общеобразоват.организаций/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др.].- 6-е изд.- М.: Просвещение, 2016.- 383 с.

      Глейзер Г.И. История математики в школе.- М.: Просвещение, 1982

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.