12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведь Наталья Геннадьевна96
Мама двух замечательных сыновей, которые каждый мой день наполняют приятными заботами и хлопотами. Считаю, что в детях нужно развивать любознательность, творчество и коммуникацию.
Россия, Красноярский край, п.Абан
Материал размещён в группе «Психологическая помощь в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Абанский детский сад № 4

« Я расту»

Индивидуальная образовательная программа

коррекционно-развивающих занятий.

 

Подготовила

педагог-психолог

Медведь Н.Г.

 

п. Абан

2016 год

 

Пояснительная записка.

Возраст от 1,5 до 3 лет является этапом активного развития личности малыша. В этот период он активно познает мир, развивается. Сенсорное развитие играет важную роль. Через восприятие ребенок познает, что окружает его вокруг, с кем можно общаться и дружить. Восприятие обеспечивает предметную деятельность, происходит познание и усвоение значимости предметов и явлений, манипулирования, действия. После вопроса «Что это?» встает перед малышом потребность узнать «Что можно делать с этим?». Развивается любознательность и познавательная активность. Он активно принимает участие в игре, знакомиться с новыми игрушками, предметами, учится их правильно применять. Он знакомиться с формой, цветом, материалом, из чего сделан предмет. Благодаря познанию, активности, взаимодействию со сверстниками и с взрослыми ребенок развивает свою речь, познавательную сферу, развивает двигательные навыки, обогащает эмоциональный мир разными эмоциями, чувствами. Приятные ощущения, положительные эмоции развивают личность и способствуют успешной адаптации ребенка к окружающей среде. Следовательно, развивают в нем фантазии, побуждают к творчеству. При недостаточном предметном манипулировании и познании окружающего мира процесс развития замедляется, эмоциональный мир ребенка скуден. А при неблагополучных условиях, малыш впитывает отрицательные, негативные ощущения, фиксирует на этом внимание, Все это способствует развитию страхов, неуверенности, боязни активности и познания, фобий. В какой среде будет проживать, и находиться большой промежуток времени зависит от взрослых, от воспитателей и родителей.

Дети все разные и по разным причинам не все дети развиваются в соответствие с возрастной нормой. Результаты наблюдений и обследования, выявили группу детей, у которых уровень общих интеллектуальных, организационных умений очень низкий. Это дети, которые не включаются в совместную деятельность с педагогом, с психологом, не решают познавательные задачи, не способные организовать самостоятельную игру, а в условиях обучения действуют неадекватно. Иван входит в эту группу, у малыша нарушены ориентировочно – исследовательские действия, очень низкий уровень коммуникации и сотрудничества, испытывает трудности в организации собственной игры с предметами, постоянно испытывает напряжении, тревогу. С предметами не манипулирует. Очень частая смена настроения, так как имеет нарушения в эмоционально-волевой сферы.. Он переживает мало эмоций, его эмоциональный мир не разнообразен.

Программа «Я расту» направлена на формирование ориентировочно – исследовательских действий, через развитие его эмоционального мира и межличностных отношений (коммуникативных навыков, навыков сотрудничества).

Цель: создать условия для развития исследовательских действий ребенка раннего возраста с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями.

Задачи:

Обогатить эмоциональный мир ребенка положительными эмоциями, через сотрудничество (эмоции радости, грусти, удовольствия)

Научить группировать по цвету (желтый, красный, зеленый, синий),по форме (квадрат, круг, треугольник) и по размеру (большой, маленький)

Научить различать предметы по качеству и называть их;

Познакомить ребенка со звуками в окружающей обстановке (животных домашних, транспорта, инструментов)

научить выполнять простейшие действия по просьбе

Адресат: Иван Н, 3 года

Реализует: психолог

Дата реализации: 2016-2017 год.


 

Учебно-тематический план

занятия

Содержание

Кол-во занятий в неделю

Дата

 

Большой и маленький

2

 

 

Цвет и форма

2

 

 

Кто это? Что это?

2

 

 

Кто что делает

2

 

 

В деревне и на даче

2

 

 

Чей это хвостик

2

 

 

Это чей голос

2

 

 

Кто где живет

2

 

 

Мой первый словарик

2

 

 

Пластилиновый снежок

2

 

 

Прогулки по городу

2

 

 

Моя семья

2

 

 

Мой дом

2

 

 

Какие бывают профессии

2

 

 

Я в детском саду

2

 

 

Содержание курса

На втором году у ребенка развиваются предметные действия. Он различает форму, цвет, величину предметов, учится находить и сравнивать предметы по определенным признакам и выполнять с ними определенные действия. Эти новообразования помогают ребенку лучше адаптироваться к условиям и проявлять познавательный интерес.

Курс «Я расту» содержит комплекс занятий, развивающий сенсорную сферу ребенка, эмоциональный мир и личностные качества.

Курс программы включает темы: «Цвет и форма», «Величина», «Кто это и что это?», «Прогулки по городу», «Я в детском саду», «Мой дом. Моя семья». В содержание курса включены упражнения и игры, которые способствуют формированию и развитию ориентировочно-исследовательских действий, социально-коммуникативные навыки и умения. В последствие малыш знает основные цвета и может группировать их (красный, желтый, синий, зеленый), знать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат), различать предметы на ощупь (твердый, мягкий). Понимает обращенную речь и просьбу взрослого. Умеет проявить сотрудничество. По просьбе взрослого может принести нужный предмет или совершить определенное действие. Владеет силовыми нажимами рук, координация движения более пластичная. Развивается его эмоциональный мир. Используется разнообразный материал: краски, пластилин, пуговицы, тесто, песок. Работа строиться с использованием следующих методов: арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия и игровая терапия.

Курс «я расту» предназначен для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. 15 занятий по 15 минут 2 раза в неделю.

Предполагаемый результат проведенного курса:

Ребенок группирует основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

Различает некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат).

Использует сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

Выполняет простые действия по инструкции взрослого, проявляет навык сотрудничества, проявляет эмоции удовольствия.

Выполняет подражательные звуки


 

Для мониторинга развития ребенка используется карта Стребелевой Е.А. (приложение1)

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

Стребелева Е.А.» Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития».

Стребелева Е.А «Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы»

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие малышей раннего возраста», «Лепка с детьми раннего возраста», «Рисование с детьми раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.

 

Литература.

«Умная тетрадка» для занятий с малышами от 1 года до 2 лет («Животные», «Логика», «Творчество»)

Школа семи гномов (серии книжек от 2 до 3 лет)

О.Новиковская «Альбом по развитию речи» для самых маленьких.

Приложение 1


 

Бланк фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет по методике Е.А. Стребелевой

Ф.И.О. Дата обследования

Дата рождения Возраст

Задания

Выполнение задания (баллы)


 

1

2

3

4

Лови шарик

Не сотрудничает даже после обучения. Поведение неадекватно

Пытается катить, ловить шарик, но это не всегда удается практически

Сотрудничает, но поймать шарик не всегда удается. После обучения результат положительный

Сразу начал сотрудничать, успешно ловит и катит шарик

Спрячь шарик

Не понял задание, не стремится к цели. После обучения задание не понял

Не понял задание. После обучения стремится к цели, но нет соотносящих действий, к результату безразличен

Задание принимает, выполняет после обучения, заинтересован в результате

Задание принимает, самостоятельно выполняет, используя соотносящиеся действия. Заинтересован в результате

Разборка и складывание 2-составной матрешки

После обучения самостоятельно действует неадекватно

Выполняет задание в условиях подражания, самостоятельно не выполняет

Принял и понял задание, но выполняет с помощью. После обучения выполняет самостоятельно

Принял и понял задание, выполняет самостоятельно, использует соотносящие действия

Разборка и складывание пирамидки

Действует неадекватно даже после обучения

Принял задание. При сборке не учитывает размеры колец, даже после обучения

Принимает и понимает задание, выполняет задание после обучения. Определена ведущая рука. Согласованность действий рук не выражена

Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец. Определена ведущая рука. Действия рук четко согласованы

Парные картинки

После обучения действует неадекватно

Понимает задание. Сличает парные картинки в процессе обучения. Самостоятельно задание не выполняет

Понимает условия задания, но допускает одну ошибку. После обучения выполняет самостоятельно

Самостоятельно и уверенно сличает парные картинки, заинтересован в результате

Цветные кубики

Не различает цвета даже после обучения

Сличает два цвета. Не выделяет цвет по слову даже после обучения

Сличает и выделяет цвет по слову, проявляет интерес к результату

Сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в результате

Разрезные картинки

Действует неадекватно даже после обучения

Выполняет задание при помощи взрослого. Самостоятельно сложить картинку не может

Понимает задание. Складывает картинку самостоятельно после обучения

Понимает задание. Самостоятельно складывает разрезную картинку

Конструирование из палочек

Действует неадекватно даже после обучения

После обучения пытается стоить фигурку, не ориентируясь на образец

Понимает задание. Строит по подражанию

Правильно выполняет задание по образцу

Достань тележку

Не понимает задание, не стремится выполнить его

Пытается достать цель рукой, отказывается от задания после неудачной попытки

Пытается достать тележку за один конец, после 2-3-х попыток достигает результата

Сразу находит правильное решение, заинтересован в результате

Нарисуй

Не использует карандаш для черкания, ведет себя неадекватно

Есть стремление что-то изобразить (черкание), к изображению безразличен, не выделена ведущая рука

Понимает инструкцию, изображает дорожку прерывистыми линиями, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук

Выполняет задание соответственно инструкции, заинтересован в результате, четко определена ведущая рука, действия рук согласованы

ИТОГО

       

Общая сумма баллов_____Группа познавательного развития________________

Особенности поведения ребенка, эмоциональные реакции: _______________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________________________

Обследование проведено педагогом-психологом: -­-______________________________

Приложение 2


 

Занятие 2. Цвет и форма. Упражнения «Цветная вода» «Дай, мне».

Цель. Познакомить ребенка с основными цветами, научить ребенка выбирать и показывать предмет соответствующего цвета с образцом

Материалы. Краски, стаканчики, кисточки тонкая и толстая, вода, картонные флажки разного цвета и квадраты разной формы (маленькие и большие)

Ход упражнения.

На столе поставьте стаканчики и наполните их водой. В каждый стаканчик добавьте немного красок основных цветов и размешайте. В процессе закрашивания воды красками, комментируйте свои действия, тем самым привлекая внимание ребенка. Таким образом вы знакомите ребенка со основными цветами. После вашего показа, предоставьте ребенку возможность проделать самому этот эксперимент, начиная сначала с одного стаканчика. В итоге вспомните, что вы делали с ребенком.

В следующем задании малышу психолог дает флажки красного, зеленого, желтого и синего цвета. Психолог берет себе такой же набор. Затем взрослый поднимает флажок определенного цвета, и ребенок повторяет за ним. Такие же действия проделывает и с квадратами разных цветов и формой. Обязательно проговаривание фигуры, формы и цвета, которые показывают.

Занятие 4. «Кто что делает»

Цель: Развивать речь и мышление ребенка

Материалы: картинки (рисунки1,2) с изображением животных, которые выполняют разные действия (противоположности).

Ход упражнения.

Перед ребенком педагог раскладывает две карточки противоположности, например «веселый - грустный» После взрослый просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, где веселый зайчик»- находит и показывает взрослому нужную карточку. Так проделывают со всеми карточками и закрепляют все антонимы и названия животных. Для усложнения материала можно выложить не две картинки, а 4 или 6.


Рисунок 1 к занятию «Кто что делает»


 

Рисунок 2 к занятию «Кто что делает» Картинки взяты с пособия «Школа семи гномов – развитие и обучение детей от 1 до 2 лет »

Занятие 12. «Моя семья».

Цель: научить ребенка произносить слова с разной интонацией, закрепить информацию о членах семьи, развивать мелкую моторику и строение тела человека.

Материал: картинка с изображением членов семьи (рисунок1), карандаш простой, лист бумаги

Ход упражнения

Малышу показываю картинку, где нарисованы члены семьи. Психолог просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, где баба, мама, девочка, тетя». После чего зачитывает предложения с разной интонацией: «Кто там? Там мама, иди мама сюда, мы тут! и т. д» Каждое прочтение заканчивается повтором ребенка. После работы с картинкой можно предложить малышу нарисовать на листе бумаги человечка. Обязательно проговорить и показать тела человека.

 


Рисунок 1 к занятию 12 «Моя семья» Картинка взята из «Альбома по развитию речи для самых маленьких» О.Новиковская

Опубликовано в группе «Психологическая помощь в ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.