12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Скорая220
люблю свою работу
Россия, Мурманская обл., Североморск

Программа работы для детей старшего подросткового возраста по профилактике трудностей в общении.

План:

1.Пояснительная записка.

2.Диагностический блок.

3.Установочный блок.

4.Профилактический блок.

5.Оценочный блок.

6.Заключение.

7. Приложение.

8. Список использованной литературы.

1.Пояснительная записка.

Для развития человека важен каждый возраст, но все же подростковый занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

Начало подросткового периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Межличностные отношения в подростковом возрасте имеют огромное значение при формировании личности ребенка. В этот период в жизни юношей и девушек появляются новые цели, различные препятствия, необходимость самостоятельно решать проблемы. В это время многое зависит от того кто находится рядом с подростком.

Т.В.Драгунова, И.С.Кон, А.Б.Добрович и др. сходятся в признании огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни молодого человека, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.

Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я – концепции школьника.

Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни человека, или периодам возрастных кризисов. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии.

Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я – концепции. Влияние на эти особенности оказывает среда, в которой находиться подросток, а так как большую часть времени он проводит в школе, то ведущими становятся взаимоотношения в классе и общая атмосфера учебного заведения. Довольно часто психологический климат в коллективе оказывается неблагоприятным, нарушены взаимоотношения, нередки конфликты, как следствие этого нарушается общение со сверстниками, подросток замыкается в себе, становится изгоем, что может привести к появлению дивиантного поведения.

Факторами, вызывающими нарушения в общении могут служить внешние причины, а так же внутренние особенности личности.

Содержательной характеристикой внешних условий являются:

Отсутствие психологической безопасности в школе

Отсутствие психологической совместимости членов коллектива

Стиль и особенности воспитания в семье

Консервативная позиция в поведении

Различие социального статуса подростков

Психологическая некомпетентность части учителей

Повышенная конфорность к ценностям и нормам группы и т.д.

К внутренним особенностям личности можно отнести:

Особенности подросткового периода (несформированность Я – концепции, стремление к автономии).

Особенности ценностных ориентаций

Завышенный уровень притязаний

Неадекватная самооценка

Повышенный уровень тревожности и т.д.

Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов подростков со сверстниками, улучшение понимания себя, своих потребностей, эмоций, состояний; отработка навыков группового взаимодействия, выработка адекватной оценки по отношению к окружающим.

Задачи программы:

1) развитие внутренней активности;

2) формирование социального доверия;

3) обучение умению самостоятельно решать проблемы;

4) формирование адекватной самооценки подростков;

5) развитие социальных эмоций;

6) развитие коммуникативных навыков.

Предмет профилактической работы: коммуникативная и эмоциональная сфера, в том числе повышение сплоченности в группе, развитие навыков общения.

Направление: программа проводиться в поведенческом направлении.

Метод: СПТ тренинг общения.

2.Диагностический блок.

Время проведения: октябрь.

Цели: выявление причин, влияющих на трудности в общении.

Задачи: подбор диагностических методик, наметить направление профилактической работы, составление программы тренинга.

Название шкалы

Автор

Исследуемые функции

Фактор, влияющий на результат

Характерологический опросник

Г.Айзенк

Характерологические особенности личности

Экстравертированность, интровертированность подростка, особенности его нервной системы.

Шкала социально – ситуативной тревоги

А.Кондаш

Выявление области действительности, объектов, являющихся основными источниками тревоги

Реальное неблагополучие подростка в наиболее значимых областях деятельности и общения, определенные личностные конфликты, нарушения в развитии самооценки

Анкета толерантности

В.С. Могун

Терпимость, бесконфликтное поведение

Пластичнось – регидность мышления, состояние агрессии, повышенный уровень тревожности.

Социометрическая методика «Выбор»

 

Межличностные отношения в коллективе, социометрический статус школьника

Наличие разных социальных статусов в коллективе, межличностные отношения в классе.

Опросник организаторских и коммуникативных склонностей

 

Уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Личностные особенности детей: трудности в установлении контактов, закомплексованность.

Опросник межличностных отношений

Г.Шутц

Уровень межличностных контактов.

Общая направленность личности, позиция индивида в группе.

Опросник УСК

 

Особенности личности влияющие на возникновение ситуации затрудненного общения

Интернальность, экстернальность подростка, личностные качества.

Характерологический опростник

К.Леонгард

Выявление акцентуаций характера.

Определенные направления характера.

Опросник социально-психологические характеристики субъекта общения

 

Степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения, степень синзитивности к позитивным и негативным чертам общения.

Экспрессивно-речевые, социально-перцептивные особенности партнеров, степень отношения партнеров друг к другу, умения и навыки организации взаимодействия.

Диагностика межличностных отношений

Т.Лири

Исследование представлений испытуемого о себе, своем идеальном "Я", отношении к самому себе, а также изучение взаимоотношений в малых группах, выявление зоны конфликтов испытуемого.

Преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Факторы влияющие на межличностные отношения: доминирование-подчинение и дружелюбие- агрессивность.

Оценка агрессивности в отношениях

А. Ассингер.

Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним.

Степень агрессии по отношению к окружающим.

Вспомогательные методы: беседа с классным руководителем и другими учителями, наблюдение за классом.

3.Установочный блок.

Время проведения: конец октября – ноябрь.

Цель:

создание установки на процесс работы в тренинге у учеников и классного руководителя;

задействовать мотивационные механизмы;

ослабить ощущение дискомфорта, снять психическое напряжение;

установление доверительных отношений между психологом и классом;

позитивный настрой на работу.

Методы: беседа с классным руководителем и учениками, формирование группы на основе проведенных методик.

4.Профилактический блок.

Время проведения: декабрь – март.

Цель:

постепенное повышение уровня адаптивности к различным ситуациям;

создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности группы;

снижение эмоционального напряжения в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

коррекция неадекватных реакций в процессе общения с помощью ролевых игр;

работа с отрицательными эмоциями.

Схема занятия:

Программа рассчитана на 12 занятий по 1,5 часа.

Группы состоят из 15 человек, юноши и девушки в возрасте 13 – 14 лет.

Каждое занятие строится по следующему плану: ритуал приветствия, разминка, теоретическая часть, состоящая из предлагаемого материала по теме занятий, основная часть - ролевая игра по теме занятия, анализ, рефлексия, ритуал прощания.

Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник сумел проявить себя, не боясь ошибиться. Школьники хотят проявить себя, узнать партнеров, познать собственную ценность с их помощью.

Одновременно осуществляется развитие различных психических характеристик: памяти, внимания, наблюдательности, слуха, координации движения, скорости принятия решения и т.п.

занятия, название и время.

Цель и методы

Радикалы для наблюдения

Предполагаемые критерии эффективности

1. «Знакомство» - 1,5 часа

Цель: Создание благоприятных доброжелательных отношений в группе. Выработка норм поведения в группе и вхождение в игровой стиль взаимодействия. Установление доверительных эмоциональных контактов, для сплочения группы.

Методы:

Знакомство «Снежный ком» - 15 мин.

Теоретическая часть «Правила нашей группы» - 25 мин.

Основная часть «Европейский городок» - 25 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо, до свидания» -25мин.

Коммуникативные навыки членов группы, отношение к занятию и общий настрой на работу, эмоциональные реакции в ходе упражнений, высказывания, спонтанность поведения.

Активность, настрой на работу в группе, положительный эмоциональный фон, естественность поведения.

2. «Мой мир» - 1,5 часа.

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Способствовать самораскрытию, которое ведет к изменению себя, понимание окружающих, умение сдерживаться

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Пересядьте те кто…» - 10 мин.

Теоретическая часть «Кто не против нас, тот с нами» (в ходе обсуждения проводиться игра «Встаньте в круг») – 30 мин.

Разминка «Зоопарк» - 10 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие» - 30 мин.

Откровенность, спонтанность, активность членов группы. Желание продолжать работу. Отношение членов коллектива друг к другу.

Атмосфера доверия, положительная мотивация, активизация внутренних процессов.

3. «Мои проблемы» - 1,5 часа.

Цель: Обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, преодоление трудностей, мешающих полноценному самовыражению и общению.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Светский прием» - 5 мин.

Теоретическая часть «Наши проблемы» - 25 мин.

Разминка «Записки» - 5 мин.

Игра «Свое пространство» -20 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо, до свидания» - 30 мин.

Основные трудности в общении, эмоциональные реакции на упражнения, умение выражать свои мысли.

Осознание основных трудностей и проблем, желание найти пути их решения, умение полноценно выражать свои мысли.

4. «Моя индивидуальность» - 1,5 часа.

Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Игра «Ассоциация», обсуждение игры – 20 мин.

Основная часть – аутотренинг «Здравствуй, Я, мой любимый» - 25 мин.

Разминка «Молекулы» - 5 мин.

Игра «Все мы» - 15 мин.

Рефлексия, ритуал прощания «Спасибо, до свидания» - 20 мин.

Эмоциональные реакции, возникающие при выполнении заданий, уровень сплоченности группы, умение принимать высказывания о себе.

Более полное самораскрытие, снятие напряженности и скованности, умение видеть в себе и людях положительное.

5. «Эмоции и чувства» - 1,5 часа.

Цель: Приобретение навыков узнавание эмоций по внешним сигналам от партнёров и понимание эмоционального состояния партнёра, а также грамотного эмоционального реагирования.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка « В магазине зеркал» - 15 мин.

Теоретическая часть «Механизм улыбка»,тест «Улыбка и характер» - 30 мин.

Игра «Передача чувств» - 15 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие» - 25 мин.

Умение узнавать эмоции и проявлять их. Активность, отношение к занятию, эмоциональный климат в коллективе.

Более глубокое понимание партнера по общению, через его внешние проявления, приобретение навыков грамотного эмоционального реагирования.

6. «Управляй собой» - 1,5 часа.

Цель: Развитие навыков управление эмоциональным состоянием. Работа с негативными эмоциями. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Какого я цвета?» - 10 мин.

Теоретическая часть «Решение ситуации» (в процессе обсуждения проигрывается ситуация) - 20 мин.

Разминка «Аукцион» - 10 мин.

Игра «Счет до 10» - 15 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо, до свидания» – 30 мин.

Умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации, управлять своими эмоциями. Проявления активности, экспрессии у членов группы.

Развитие навыков управления негативными эмоциями, умение правильно отреагировать на ситуацию. Умение

непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.

Коррекция поведения в сторону снижения его конфликтогенности.

7. «Барьеры в общении» - 1,5 часа.

Цель: Помочь прийти к положительному восприятию барьеров общения, а не уйти от них или подавить их.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Игра «Купе» - 10 мин.

Теоретическая часть «Барьеры общения» - 20 мин.

Игра «Публичное выступление», обсуждение - 20 мин.

Разминка «Поздороваться как…» - 10 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо, до свидания» - 25 мин.

Наличие, отсутствие тех или иных барьеров общения. Активное участие, снятие напряжения в процессе занятия.

Использование знаний о дистанциях в общении, приобретение навыков работы с психологическими барьерами.

8 «Эффективные приемы общения» - 1,5 часа.

Цель: Знакомство с приемами общения, расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Испорченный телефон» - 10 мин.

Теоретическая часть «Что такое общение?» (в процессе проводятся игры: «Передай другому, «Что помню?», «Марфуша»), все обсуждается – 45 мин.

Разминка «Сообщение» - 5 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие» -25 мин.

Умение пользоваться способами общения, навыки вербального и не вербального общения. Активность участников, отношение к занятию.

Использование правил и техник в общении, развитие коммуникативных умений.

9. «Я тебя понимаю» - 1,5 часа.

Цель: Углубление самоанализа, совершенствование умений эффективного общения, коммуникативных навыков.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Игра «Твое будущее» - 15 мин.

Разминка «Карлики и великаны» - 5 мин.

Теоретическая часть «Другой акцент» - 20 мин.

Разминка «Посылка» - 5мин.

Игра «Я тебя понимаю» - 20 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо, до свидания» - 25мин.

Проследить, как используются полученные навыки общения, насколько происходит самораскрытие членов группы. Активность, общий эмоциональный климат в коллективе.

Более четкое отслеживание эффективного и неэффективного общения, формирование доверия в группе, снятие эмоционального напряжения.

10. «Взаимопомощь» - 1,5 часа.

Цель: осознание собственного влияния на других людей и значимости их в своей жизни, поиск способов расположения людей к себе, упрочнение благоприятного климата для отношений.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Пишущая машинка» - 5 мин.

Теоретическая часть «Вежливость», выработка правил вежливости – 15 мин

Игра «Друг для друга» - 20 мин.

Разминка «Доброе слово» - 10 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие» - 25 мин.

Реакции, возникающие при выполнении заданий, активность, понимание другого человека, его значимости.

Приобретение навыков расположения людей к себе, осознание важности вежливого поведения, укрепление отношений в группе.

11. «Люди значимые для меня» - 1,5 часа.

Цель: развитие уважения к окружающим людям, доверия к ним, нахождение положительных сторон личности.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Приятные слова» - 10 мин.

Теоретическая часть «Значимые люди» – 10 мин.

Игра «Слепой и поводырь», обсуждение - 15 мин.

Разминка «Крокодил» - 5 мин.

Игра «Объявление» - 15 мин.

Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Рука на руку» - 30 мин.

Взаимоотношения в группе в целом, раскрепощенность – скованность, активность – пассивность поведения.

Сформированность глубокого доверия, атмосфера эмоционального комфорта в группе. Принятие и понимание другого человека.

12. «До свидания…» - 1,5 часа.

Цель: закрепление у участников представления о своей уникальности, закрепление дружеских отношений в группе, осмысление багажа полученных знаний.

Методы:

Ритуал приветствия «Тесный круг» - 5 мин.

Разминка «Песня вслух и про себя» - 10 мин.

Игра «Необитаемый остров» - 25 мин.

Разминка «Подарки» - 10 мин.

Обсуждение «Записок» - 15 мин

Игра «Прощай» - 15 мин.

Разминка «Хлопки», ритуал прощания «Спасибо за приятное занятие» - 10 мин.

Эмоциональное состояние членов группы, активность, желание – не желание расставаться.

Упрочнение и закрепление дружеских отношений, дальнейшее применение полученных знаний, самораскрытие, осмысление своих проблем, использование навыков конструктивного общения.

5.Оценочный блок.

Время проведения: конец марта – апрель.

Цель:

Оценка эффективности профилактической работы.

Методы:

беседа с классным руководителем и учениками;

анкета толерантности;

опросник организаторских и коммуникативных склонностей;

шкала межличностных отношений Шутца;

методика Айзенка;

опросник КОС.

Результаты тестирования сравниваются с результатами до проведения тренинга, делается вывод об эффективности данной программы.

Заключение.

Психологическими показателями эффективного неформального межличностного общения являются его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей саморегуляцией, а также удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания.

Общительность, контактность и коммуникативная совместимость - необходимые условия успешного общения. Успешное общение дает возможность преодолевать препятствия, находить выход из затруднительного положения и объединять людей - и всё это происходит осознанно, а человек, использующий эти преимущества конструктивного общения всегда будет готов к любым последствиям. Успешное общение помогает человеку открыто выражать свои чувства и свободно себя держать. Успешное общение внутренне гармонично. Оно основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств.

При конструктивном типе общения человек достигает целостности, его движения естественно выражают мысли, чувства. Людей, использующих конструктивный тип общения, отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря конструктивному типу реагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие люди вызывают доверие. Другие люди хорошо чувствуют себя в их присутствии. Преимущество их позиции в том, что она целостна и свободна. В конструктивном типе поведения нет ничего таинственного. Это особый способ реагирования на поведение человека в реальных ситуациях, позволяющий говорить, соглашаться с ним, спокойно реагировать на него, поскольку он не вызывает отрицательной реакции. Если позиция человека конструктивна, то он может свободно изменить направление своей жизни не для того, чтобы избежать подвоха, а потому, что он хочет этого и это кажется ему необходимым. Конструктивный тип реагирования дает возможность жить полноценно, реально, согласуясь с доводами разума и сердца.

Говоря о подростковом возрасте можно сказать, что - это самый трудный и сложный из всех детских периодов становления, период становления личности.

Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. В этот период происходит изменение установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью.

Необходимо также учитывать эмоциональную сферу подростка, которая играет значительную роль в его поведении и влияет на взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, и влияют на особенности в развитии характера у подростков.

Подростки отличаются частыми сменами настроения по самым ничтожным поводам, так как эмоциональная сфера очень подвижна. И всё это необходимо учитывать, общаясь с подростками.

Умение эффективно общаться помогает обрести внутреннюю гармонию, при этом воспитывается чувство ответственности, честность, способность к творчеству и умение разрешать любые проблемы различными путями. Чтобы научиться эффективно общаться, требуется сила воли, смелость, новые убеждения и новые знания.

6.Приложение.

1.Занятие.

«Снежный ком»

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Пример:

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

«Правила нашей группы»

После того как все познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них.

Доверительный стиль общения. Чтобы группа работала с наибольшей отдачей, и участники как можно больше доверяли друг другу, предлагаю перейти на «ты», это психологически уравнивает всех членов группы, независимо от возраста.

Общение по принципу «Здесь и теперь». Во время занятия все говорят о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

Персонификация высказываний. Отказ от безличной речи (не « многие считают…», а «я считаю…»), от безадресных суждений о других (не «многие не поняли…», а «Оля не поняла…»).

Искренность в общении. Во время работы говорить только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне, то мы молчим.

Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из нас стремиться подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работали.

Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение (не «ты мне не нравишься», а «мне не нравиться твоя манера поведения»).

Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Общаться со всеми членами группы, особенно с теми кого знаешь меньше.

Активное участие в происходящем. Каждую минуту активно участвовать в работе группы.

Уважение к говорящему. Внимательно слушаем человека, не перебиваем, всем своим видом показываем, что нам интересно, что он говорит.

«Европейский городок»

Группа туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хочет узнать поближе местных жителей. У населения этого городка есть обычай: ровно в полдень все приходят на центральную площадь и, услышав колокола, приветствуют друг друга разными способами. Когда они слышат один удар, каждый трогает правой рукой левое ухо партнёра. Когда они слышат два удара, берут друг друга за плечи и слегка потряхивают. Когда они слышат три удара, они трутся друг об друга спинами. Вместо удара колокола я буду подавать сигнал свистком (хлопком), один, два, три.

«Спасибо, до свидания»

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят «Спасибо, до свидания».

2.Занятие.

«Тесный круг»

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

«Пересядьте те, кто…»

Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

- Как вы себя чувствуете?

- Как ваше настроение?

- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

«Кто не против нас, тот с нами».

Есть два процесса, которые в любой учебной группе должны быть запущены одновременно. Все мы должны самоопределиться в двух вопросах: что мы собираемся делать вместе? Как мы собираемся делать это вместе?

Совместность строится на уровне: сознательной договоренности группы о нормах сотрудничества (это мы уже обсудили); на уровне телесного и эмоционального доверия.

«Встаньте в круг».

Вы сами догадаетесь, зачем мы играем в эту игру, какой эксперимент над собой мы проводим.

Дети собираются тесной кучкой вокруг психолога. Ведущий говорит «начали», все закрывают глаза и начинают двигаться в любую сторону самым хаотичным образом, стараясь ни на кого не наступить. При этом все жужжат. Через некоторое время психолог хлопает в ладоши. Все мгновенно замолкают и застывают в той позе и в том месте где застал сигнал. Не открывая глаз и не прикасаясь ни к кому руками, все пробуют выстроиться в круг. Все происходит в полной тишине. Когда все занимают свои места и остановятся, ведущий хлопает в ладоши 3 раза, все открывают глаза и смотрят какую фигуру они образовали.

«Зоопарк».

Все загадывают себе имена животных. Хлопнув 2 раза в ладоши нужно назвать свое «имя», а 2 раза по коленям того к кому обращаешься. Нельзя отдавать ход назад, выдерживать паузу. При ошибке добавляется звук или жест.

«Спасибо за приятное занятие».

Один из участников становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!»Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

3.Занятие.

«Светский прием».

Свободно передвигаясь по комнате, все должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать то, что цените больше всего именно в этом человеке. Нужно найти для каждого несколько теплых слов. Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.

«Наши проблемы».

В жизни мы часто сталкиваемся с различными трудностями, обнаруживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Жизнь – это борьба. Эту формулу вы слышали много раз. С ней можно соглашаться, спорить. Действительно лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время: трудности в общении, скованность, зажатость, конфликтность, непонимание.

В тех ситуациях, в которых, казалось бы, нет выхода, предлагается путь использования активного воображения. Представьте перед собой стену и вообразите, что это и есть ваша проблема. Нарисуйте на этой стене дверь и красным цветом обозначьте на ней выход. Вообразите, как вы входите через эту дверь, плотно прикрыв ее за собой. Ваши проблемы остаются за дверью. Теперь попытайтесь прочувствовать вновь обретенную свободу, ведь по ту сторону двери нет никаких сложностей, и единственное, чем вы можете заняться, - насладиться свободой. Когда вы осознаете, что готовы покинуть убежище, не забудьте захватить с собой это обретенное чувство свободы от прошлых попыток решить свои проблемы. Такое свежее восприятие позволит вам обнаружить ранее независимые пути решении. Давайте найдем то общее, что помогло вам преодолевать трудности. Составляем общий перечень. Теперь у каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей.

«Записки».

Детям предлагается написать записки, и сказать, что они будут прочитаны только в последний день занятия. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее заготовленную бутылку. Содержимое записок может быть любым: перечень проблем, которые хотелось бы решить , комплексы, от которых хотелось бы избавиться, конкретные обращения и пожелания некоторым участникам группы. В последний день бутылка вскрывается, записки читаются, обсуждается, что удалось, а над чем надо еще работать.

«Свое пространство».

Один из детей добровольно встает в центр круга.

Психолог предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы – «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к группе, просит встать их на различном расстоянии от себя – так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях.

После того как расстановка завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство.

4.Занятие.

«Ассоциация».

Встать в круг. Приветливо посмотреть друг на друга. И по кругу, здороваясь с участниками, добавлять свои ассоциации с яркими личностями, например с политиками, киноактерами, историческими личностями или литературными персонажами. Например, «Привет, Сергей, ты мне напоминаешь Хлестакова». «Здравствуй, Света, ты мне напоминаешь Красную Шапочку». Любой в праве спросить, почему именно с этим лицом или героем вы ассоциируетесь у вашего партнера.

«Здравствуй, Я, мой любимый».

Сядьте так, чтобы вам было удобно. Отнеситесь очень ответ­ственно и внимательно ко всему, что будет с вами происходить. Вот твоя правая нога... поставь ее так, как если бы нога была живая и мог­ла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня хорошо...» Свою левую ногу поставь так, чтобы не было напря­жения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на колени. И правая рука, и левая... взгляни на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и об­ратить на нее свое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как течет кровь, чувствуется лег­кое покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они бла­годарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои ру­ки за то, что они сильные, они умелые. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Сбрасывается напряже­ние со лба, уходит напряжение с моих глаз. Они просто отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это не­просто сделать — так много жизни вокруг них. Но я снимаю все про­блемы и отпускаю свои веки. Пусть отдохнет мое лицо. Глаза - это зеркало моей души. Спасибо вам! Вы со­единяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо... Мое лицо — самая важная часть меня, визитная кар­точка моей личности. Мое лицо, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает вместе со мной жизненные трудности — и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо!.

И мои труженики — ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердим­ся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело — спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Я ощу­щаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир пережи­ваний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого ми­ра — это моя душа. Я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа — это то, что умеет лю­бить, моя душа — это то, что умеет плакать... Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую.

Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это!

Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул — и вы удобно сидите на нем, глубоко вдохните, откройте глаза — и окажетесь здесь.

Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращаетесь потихонь­ку сюда.

«Молекулы».

Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (тренер с двумя участниками группы показывает: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь, друг друга предплечьями).

«Все мы».

«Все мы» - это ассоциативно – ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя. Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что- нибудь приятное. Затем участник входит. Психолог говорит: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного было о вас сказано. Один сказал…» Участник должен отгадать, кто что сказал.

5.Занятие.

«В магазине зеркал».

В парах, один предъявляет эмоцию, выражая её лицом, второй отгадывает, какая эмоция предъявляется.

«Механизм «Улыбка»».

Верным защитником психики, одним из психологических приемов расположения людей к себе является улыбка. Человек с улыбкой на лице всегда хорошо принимается. Улыбка ничего не стоит, но многое дает: она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто ею одаривает; она длится мгновения, а в памяти порой остается навсегда. Улыбка создает счастье в доме, доброжелательность в делах и служит для друзей паролем, она - лучшее из природных средств против неприятностей. Но улыбку нельзя ни купить, ни выпросить, ни украсть, ибо она не принесет ни малейшей пользы, если не будет послана от чистого сердца. Улыбка способна формировать притяжение (аттракцию). А почему это так? Каков психологический механизм этого притяжения

Составляющие этого механизма таковы:

1. Большинство людей искренне по-доброму улыбаются своим друзьям, а не своим врагам.

2.Если при общении у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: "Я - ваш друг"

3.Друг в прямом смысле этого слова - это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах, делах, или по С.И. Ожегову, "сторонник" "защитник".

4.Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг - это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.

5.Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.

6.Человек всегда стремиться к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7.Если кто-то вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию (привлечение, притяжение).

Таков психологический механизм приема "улыбка" А вы умеете улыбаться? Используйте следующую рекомендацию; оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала. Этот человек заслуживает, чтобы ему улыбнулись. После этого упражнения вы почувствуете, что стало светлее, что не так сложно улыбаться, когда это необходимо. Улыбка уменьшает сопротивление возражения в споре, разговоре. Человек с улыбкой вызывает меньше возражений, чем когда его встречают без приятного выражения лица. Улыбкой вы никогда не ухудшите ваши отношения. А это уже плюс.

Тест "Улыбка и характер"

Характер узнается не только по его поступкам, манере разговаривать, но и по тому, как человек смеется. Вот 10 наиболее распространенных "видов" смеха.

1. Типично ли для вас при смехе касаться мизинцем своих губ. Если да, то это означает, что у вас имеются собственные представления о "хорошем тоне" грации и женственности и что вы твердо следуете этим представлениям всегда и везде. Вам нравится быть центре внимания.

2. Прикрываете ли вы при смехе рот рукой? Если да, то вы робки и не слишком уверены в себе. Часто смущаетесь, предпочитаете оставаться в тени и, как говорят, "не раскрываться" Наш совет: не перегибайте с самоанализом и чрезмерной самокритикой.

3. Часто ли при смехе запрокидываете голову? Если да, то вы, очевидно, доверчивы и легковерны, но в то же время у вас широкая натура. Иногда делаете неожиданные поступки, согласуясь лишь со своими чувствами. А стоит, пожалуй, больше полагаться на разум.

4. Касаетесь ли при смехе рукой лица или головы? Если да, то, скорее всего вы мечтатель, фантазер. Это, конечно, неплохо, но надо ли так целеустремленно стараться осуществить свои грезы, попой совсем нереальные? Больше трезвости и реалистического подхода к жизненным проблемам - вот вам совет.

5. Морщите ли вы нос, когда смеетесь. Если да, то ваши чувства и взгляды быстро и часто меняются. Вы - человек эмоциональный и, видимо, капризны. Легко поддаетесь минутному настроению, что создает трудности для вас и для окружающих.

6. Смеетесь громко с раскрытыми устами. Если да, то вы принадлежите к людям темпераментным; немного сдержанности, умеренности приобрести не помешает. Вы умеете говорить, но умейте и послушать!

7. Наклоняете голову, прежде чем тихонько рассмеяться? Если да, то вы из людей добросердечных, совестливых, привыкших приспосабливаться к обстановке и к людям. Ваши чувства и поступки всегда под контролем, никого никогда не огорчите, не расстроите.

8. Держитесь ли при смехе за подбородок? Если да, то какой бы ни был ваш возраст, совершенно очевидно, что в своем характере вы сохранили черты юности. И, наверное, поэтому поступаете часто без долгих раздумий (не слишком ли порой опрометчиво?).

9. Прищуриваете ли веки когда смеетесь? Если да, то это свидетельствует об уравновешенности, вашей уверенности в себе, незаурядности ума. Вы деятельны и настойчивы, иногда, быть может, больше, чем нужно, в таких случаях постарайтесь взглянуть на себя как бы со стороны.

10.У вас нет определенной манеры смеяться. Если да, то вы принадлежите, очевидно, к индивидуалистам: во всем и всегда в первую очередь руководствуетесь собственным мнением, часто пренебрегая взглядами других. Пожалуй, это многим из вашего окружения не нравится.

Существует еще много разных манер смеяться, а еще больше черт характера. Может быть, вы не найдете в этом тесте собственной манеры, а может быть, вы согласитесь с трактовкой черт вашего характера. Но это будет определенная "пища" для самоанализа.

«Передача чувств».

Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передаёт ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.д.) второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

6.Занятие.

«Какого я цвета?».

Каждый участник, подумав некоторое время, говорит, какого он сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете состояния участника. Пояснить – почему выбрали именно этот цвет для себя.

«Решение ситуации».

Ситуация: человеку на работе испортили настроение. Он вымещает гнев на членах своей семьи. Разыграть ситуацию, объяснить условия, соответствуют они требованиям или нет? Если человек не в состоянии держать свои эмоции под контролем, то необходим постепенный путь к пресечению вспышек гнева, во время которого вы избавитесь от раздражения.

1. Осознайте, что вы "создаете" гнев. Кто-то может быть вам неприятен, может расстроить вас, но не он "создает" ваш гнев.

2. Оцениваете ли вы поступки людей или их в целом? Поймите, что не всегда люди, поступающие плохо - плохие.

3. Если вы сердиты на человека, которому не можете все высказать, не опасаясь последствий, тогда поделитесь с друзьями, расскажите им о своих обидах, это поможет снять напряжение.

4. Избегайте людей, которые вас злят. А если вам это не удается, у вас есть возможность подготовиться. Попробуйте, например, представить этого человека в чепчике и ползунках или сделать глубокий вдох и досчитать до 10.

5. Не пытайтесь просто пренебрегать тревожными мыслями, не обращать на них внимания. Пытаясь гнать от себя мысль, человек невольно многократно "прокручивает ее в уме? вызывая против своей воли ее как бы заново и тем самым закрепляет ее в сознании. Поэтому необходимо поделиться своими тревогами с друзьями.

6. Найдите подходящее занятие, чтобы отвлечься от неприятностей.

7. Возьмите в помощники маленькую хитрость. Включите свои волнения в ежедневный график. Не придавайтесь им в любое время и в любом месте. Как только вы заметили, что беспокоитесь, принимайте решение отложить это на специально отведенное время: Я не буду думать об этом сейчас, я подумаю об этом завтра. Вытесняйте мысли, сосредоточьтесь на сиюминутной задаче. Вы можете сделать всегда одно из двух: или беспокоиться, или решать проблему беспокойства. Что лучше для вас - выбирайте сами.

«Аукцион».

По типу аукциона предложить как можно больше способов справиться с плохим настроением.

«Счет до 10».

Все становятся в круг, не касаясь, друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» все закрывают глаза, опускают головы вниз и считают до 10. Считать надо по очереди. Кто-то скажет «один», другой - «два», третий - «три» и т.д. В игре есть правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, счет начинается сначала.

Дается 10 попыток. Если удается, то группа необыкновенно согласованна. После каждой неудачной попытки можно открыть глаза, посмотреть друг на друга, но без переговоров. Нужно понять друг друга без слов – объясняться при помощи взглядов, жестов.

7.Занятие

«Поздороваться как…».

Все двигаются хаотично и беспорядочно, и по команде встречаемся вы, оказавшись, рядом с ближайшим партнером, здороваетесь как близкие друзья, с начальником, с родителями, знакомые.

«Барьеры общения».

Поскольку всю информацию об окружающем мире мы получаем через свои органы чувств, может показаться, что состояние нашего разума полностью контролируется внешними впечатлениями. Создается мнение, что именно окружающий мир служит источником переполняющих нас плохого настроения, чувства угнетенности и страха.

Барьеры общения сопровождают нашу жизнь от рождения до последнего дня. Но это вовсе не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми ситуациях обязательно должна быть проигравшая и выигравшая сторона. Выиграть могут обе!

И тогда тот потенциал, та энергия, генератором и аккумулятором которой является каждый барьер, из разрушающей превратится в творческую, принесет радость и чувство удовлетворения, возможность психологического роста.

Если в нашем разуме царит покой, все вокруг будет выглядеть иначе. Мы сами можем решать, проснуться ли нам утром счастливыми, взглянуть ли на мир сквозь очки, пропускающие только добро, или нет. Мы можем следить за своим внутренним миром, выбирая только те мысли, которые для нас желанны.

Мы в силах заменить мысли, расстраивающие нас, на такие, которые бы обеспечили нам внутреннее и внешнее равновесие в этом мире. Ключами к преодолению барьеров общения являются умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для противоположной стороны. Это не означает, что вы вообще не можете выразить человеку свои претензии. Разница в том, что вы можете сделать это конструктивным образом.

Интерес представляют девять способов преодоления барьеров общения сформулированные Карнеги:

1. Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте о похвалы и искреннего одобрения. "Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали похвалу в адрес ваших положительных сторон" (Например: "Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?").

2. "Обращая внимание человека на его ошибки, не делайте это "в лоб" (Пример Карнеги: "Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок, и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов"

3. Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях. Тот, на кого направлена критика гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не безгрешен.

4. Отдавая приказание, делайте это в форме вопросов. (Например: "Вас не затруднит сходить туда-то и сделать то-то).

5. Щадите радость собеседника. Не перехлестывайте в критике через край, не критикуйте в присутствии других людей.

6. Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соответствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно делая для него социальные роль станет привычной. "Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему... Подарите человеку хорошую репутацию.

8. Покажите человеку, что его недостаток или допущенный им промах легко устранить, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить. "Одобрите человека... дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, - и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили"

9. "Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому.

«Публичное выступление».

Каждый из участников по очереди говорит фразу "У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом". Сказать эту фразу надо как лозунг, как научный доклад и как объяснение в любви.

«Купе».

Один из участников выводится из комнаты и ему выдаётся задание. Ты входишь в купе, кругом незнакомые тебе попутчики, тебе надо определить с кем из участников можно завести беседу (с учётом позы мимики). При этом остальным участникам задаются определенные позы и выражения.

8.Занятие

«Испорченный телефон».

Дети встают в цепочку. Психолог встает в конце. Таким образом, все дети повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он жестами показывает какой-либо предмет. Первый участник поворачивается лицом ко второму и то же хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передаёт третьему, третий – четвертому и т.д. последний участник показывает предмет. Всё делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет и его по плечу.

«Учимся слушать и слышать».

Если хочешь заинтересовать человека разговором, старайся расположить его к себе с первой минуты, с первых слов. Непременное условие взаимопонимания в общении – участливое, доброе отношение к собеседнику. Мне кажется, что добрый человек – это такой, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой. Задумайся, а умеешь ли ты разговаривать с людьми, например в компании друзей знакомых?

Сейчас многие этого не умеют. Наверное, вы можете припомнить такую ситуацию: пришли в гости или собрались где-то компанией, думали дружески поговорить, обсудить самые разнообразные, интересные вам проблемы. А разговор не получился. Почему?

Все говорят одновременно, шумно, с увлечением, каждый – о своем, и друг друга не слушают. И в результате – никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопиться с собственными высказываниями.

Общение - это прежде всего:

А) невербальное общение. «Передай другому».

Дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передаёт соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу.

Легко или трудно было передавать предмет?

Легко или трудно отгадывать предмет?

В чем были трудности?

Б) наблюдательность в общении. «Что помню ?»

Один из детей садится спиной к аудитории. Остальные в слух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний вид загадываемого. После этого другой садиться спиной к аудитории, и загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит ещё несколько раз.

Легко или трудно было описывать внешность?

В чем были трудности?

Что легче всего вспоминается?

В) умение слушать другого, точная передача информации. «Марфуша».

Пять человек покидают комнату, одному зачитывают текст. После этого приглашают второго участника и первый пересказывает ему текст. Затем следующий и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате.

Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила как все на демонстрации. Продукты только из магазина, а секс только с мужем и только по пятницам. Но вот она как-то в лес пошла и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом.

За счет чего произошло искажение информации?

Что своего каждый внёс в рассказ?

Бывает ли так в жизни?

Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

Так что же определяет успех в общении? Обычный ответ: знания, эмоциональность, техника разговора, умение найти общий язык, правильно слушать собеседника и т.д., но этого не достаточно. Нужно помнить: главное в общении это сам человек. Общение всегда ценилось не столько за обмен информации, сколько за возможность соприкоснуться с человеческой личностью. Для этого надо немного…суметь открыть себя другому. Сюда входят прежде всего умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого. Но в жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открываться. Закрываемся сами и закрываем этих других. Значит, надо научится убирать всевозможные барьеры, которые мы ставим на пути доверительного общения.

«Сообщения».

Разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему партнёру какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чём смысл послания. Затем меняются ролями.

9.Занятие.

«Твое будущее».

Обращаясь к одному из членов группы, другой делает ему прогноз на будущее. Например, «Боря, я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Нужно пройтись по очереди по всем членам группы и, вспомнив все, что уже знаешь о своем партнере, высказать предположение о его будущем.

«Карлики и великаны».

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!»- все стоят, а на команду: «Карлики!» - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду «Великаны».

«Другой акцент».

Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимания на то, какие слова мы говорим. Когда ваш партнер говорит, что ему не ясно о чем идет речь, существуют два способа реакции: 1 – «Вы меня не поняли» («Ну какой же вы бестолковый человек!»).

2 – «Извините, я плохо выразил свою мысль» («Я сегодня, действительно, не совсем в форме и готов еще раз повторить свое предложение»).

Вы понимаете, что первым ответом мы перекладываем всю ответственность на партнера. Вы подчеркиваете, что он некомпетентен, плохо разбирается в вопросе.

Второй вариант снимает с вашего партнера долю ответственности. Такими словами вы принимаете все на себя и показываете свою готовность продолжить разговор, несмотря на то, что с первого раза не все получилось.

Какая тактика более эффективна? Я думаю, что выводы вы сделаете сами. Давайте потренируемся в ведении именно 2 тактики разговора. Для этого мы соберем несколько примеров высказываний 1 типа, при котором вся вина перекладывается на партнера.

Желательно, чтобы примеры были из вашей личной практики, которые вы часто слышите при общении со своими друзьями, знакомыми и другими людьми. После этого мы все вместе перенесем акцент в ответе на себя, т.е. переделаем ответы во второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

«Посылка».

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

«Я тебя понимаю».

Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чье состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица, по позе и т.п. Подросток, обращается к этому человеку, рассказывает ему о нем (о его состоянии, мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ: подтвердить или опровергнуть мысли.

10.Занятие

«Пишущая машинка».

Каждый участник буква на клавиатуре пишущей машинки. Она печатает слова так: ведущий говорит слово, например «поезд», и тогда тот, кому достанется буква «п», хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «о», и снова общих хлопок и т.д. Если делается ошибка, все начинается сначала. Каждому достается по 3 – 4 буквы, в зависимости от числа участников.

«Друг для друга».

Люди рождены друг для друга. Задача: подумать, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например: «Игорь – с ним можно начать бизнес, пойти в турпоход, поговорить о футболе». Таким образом нужно проанализировать каждого участника.

«Вежливость».

Какие правила общения приняты в той среде, где вы чаще всего бываете? Как вы обычно приветствуете друг друга, как благодарите, какими словами или жестами выражаете свою признательность? А как вы выражаете свое недовольство или несогласие? А чувство гнева или раздражения? Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя»? На протяжении всего тренинга

Мы будим вежливо общаться, и выработаем правила вежливого поведения. За каждую оплошность будет наказание – повторение высказывания Эзопа «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой» 10 раз.

«Доброе слово».

Все чувствительны к комплементам. Люди заслуживают того, что бы о них говорили с добром в сердце. Сейчас мы постараемся найти для каждого человека нужные слова. Это будет ещё одной небольшой проверкой того, на сколько доброжелательно вы относитесь друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.

11.Занятие.

«Приятные слова».

Нужно приветствовать друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнёра. Обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает…На пример: «Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что ты никогда не обидишь человека, который слабее тебя!».

«Значимые люди».

Психолог просит подростков назвать трёх самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Обсуждается: чем значимы для подростка, так же ли близки они ему теперь, если речь идёт о прошлом, хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас.

«Слепой и поводырь».

Группа разбивается на пары. Один из партнёров должен закрыть глаза, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения. Затем роли меняются. Обсуждение: как важно в нашей жизни доверять людям? Часто нам этого не достаёт, и мы многое теряем из-за того что нет доверия.

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнёру?

«Крокодил».

Группа становиться цепочкой. Задача головы поймать хвост крокодила.

«Объявления».

Задача – составить текст газетного объявления с подзаголовком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время, чем можете заинтересовать человека, чем помочь ему.

12.Занятие.

«Песня в слух и про себя».

По хлопку все начинают петь известную песню в слух. По второму хлопку все продолжают петь про себя. По третьему - опять в слух. Задача- не сбиться с ритма.

«Необитаемый остров».

В результате корабле крушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, на жизнь полна опасностей. Несколько лет вы не сможете вернуться в родные края. Ваша задача – создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьёзность и опасность происшедшего. Вам нужно освоить остров, организовать на нём хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Решить вопрос о власти, какой она будет на острове, кто будет принимать окончательные решения. Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Сильным или слабым? Какие у вас будут праздники? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? Разработайте нравственно психологический кодекс взаимоотношений. Чёткие правила помогающие решения конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращения конфликтов и ссор. На всё обсуждение и принятие правил даётся время и полная свобода действий в рамках задания.

«Подарки».

Каждый подросток придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку сидящему рядом. Главное условие: подарок должен как можно лучше подходить человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о подарке, нужно объяснить, почему именно этот подарок был выбран. Одариваемый высказывается, действительно ли он рад этому.

«Обсуждение записок».

Вскрывается бутылка. Зачитываются записки. Обсуждается смогли ли преодолеть проблемы, изменилось ли что-нибудь в ходе занятия.

«Прощай».

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

«Хлопки».

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 Список использованной литературы.

Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2008.

Альманах психологических тестов // Под ред. Р.Р.Римского. - М., 2006.

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.– СПб.,2005.

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2007.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А. Психология затрудненного общения - М.,2007.

Овчарова Р.В.Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М., 2001.

Практическая психология образования //Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М., 2005.

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.