Программа дополнительного образования на тему «Юные музееведы» (5–7 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ л.в. ЛАПЦУЯ»
Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности
«Юные музееведы»
Форма обучения: очная
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Кол-во учебных недель в год: 34
Кол-во ч/нед: 1
Продолжительность занятий: 40 мин.
Педагог: Жолондковская Светлана Анатольевна, учитель истории, первая квалификационная категория |
с. Новый Порт
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, программы: «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Программа научно-познавательного направления «Юные музееведы». А.В. Смирнов, Издательство «Просвещение», 2016 г. Форма «Школа краеведения»
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Организация процесса воспитания предполагает использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности. К таким средствам воспитания можно отнести школьные музеи. Участие детей в сборе и обработке материалов, создание экспозиции музея - все это становится той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории.
В начальной школе музейная и экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
здоровьесбережение;
развитие общего кругозора и эрудиции;
вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
системный, плановый характер
Выделяются следующие направления музейной и экскурсионной деятельности:
учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);
воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);
экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории села, района, округа, сформировать у школьников представление о достопримечательностях села Новый Порт, Ямальского района.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития села;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни села, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Юный экскурсовод» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Виды деятельности.
1. Учебная: 1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно- краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по стране с использованием карты). 2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.). 3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека. Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих часов, подготовка заметок и статей в стенные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Новизна программы: состоит в обучении, ориентированном на органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края в разные исторические периоды. На основе которого достигается основная цель обучения – создание профессионально качественного экскурсовода по разным экскурсионным маршрутам села.
Исходя из этого задача ПДО состоит не в максимальном ускорении развития творческих и исследовательских способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Практическая значимость: экскурсионная деятельность является важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к познанию своего города, своей страны, ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Изучение прошлого, настоящего и будущего села, района, округа и России в целом открывает возможности установления непосредственной связи времен, межпредметных и внутрипредметных курсов по истории, литературе, истории, окружающему миру обеспечивает наглядность обучения и интеграцию школьных курсов гуманитарных дисциплин.
Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.
Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися (1ч в неделю), так и возможность организовывать занятия по плану воспитательной работы школы (часы общения, экскурсии, работа в школьном музее и т.п.).
Программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год – 34 часа, 2 год – 34 часа, 3 год – 34 часа, всего – 102 часа.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке экскурсий по родному краю, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).
4. Методы самооценки – заполнение листов рефлексии, оценка своей работы и работы товарищей.
5. Тестирование, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
8. Конкурсы, викторины
9. Участие в проектной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Юные музееведы» являются:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать 3и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Юные музееведы» являются:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира.
Способы контроля и оценивание и результатов освоения курса
Для оценки эффективности достижения планируемых результатов можно использовать следующие показатели:
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
участие учащихся в экскурсиях
наличие у учащихся наградных материалов о области краеведения (дипломы, грамоты, сертификаты, поощрения);
содержание портфолио учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по истории.
Учитывая сложность экскурсионной работы для учащихся, экскурсия является общим итогом работы всех учащихся, которые работают в течении года над созданием экскурсии как творческая группа. Личный вклад каждого учащегося определяется его способностями и возможностями.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Зачем хранить старые вещи? |
6 |
2 |
4 |
2. |
Крестьянское жилище и кухонная утварь моих бабушек |
8 |
3 |
5 |
3. |
Раритеты моей семьи |
10 |
4 |
6 |
4. |
Мама тоже была ученицей |
10 |
4 |
6 |
Итого: |
|
34 |
13 |
21 |
Содержание: первый год обучения
Программа курса «Юные музееведы» представлена 4 тематическими разделами:
Зачем хранить старые вещи?
Раритеты моей семьи.
Крестьянское жилище и кухонная утварь моих бабушек.
Мама тоже была ученицей.
Первый раздел призван познакомить детей с музеем как формой изучения истории своего села, школы. Дети получают знания о структуре музея, способах размещения экспонатов, условиях содержания материалов, способах отбора истинно ценных экспонатов для сохранения, для представления экспоната как предмета определенной эпохи.
При работе по второму разделу программы курса первоклассники выясняют с родителями, какие семейные вещи можно считать особо нужными и важными, какие могут быть исторически ценными музейными экспонатами. Совместно, с родителями и старшеклассниками реализуется проект «Раритеты моей семьи», результатом которого станет фотоальбом – фотовыставка.
Третья часть программы курса предполагает работу в школьном музее. Дети знакомятся с экспонатами школьного музея, собранными учениками, родителями и учителями школы в разные исторические периоды существования учебного заведения. Совместно с учениками старших классов первоклассники реализуют проект «Чайная церемония в прежние давние времена».
При изучении четвертой части программы курса ученики знакомятся с учебными принадлежностями 60-80-х лет прошлого века: коленкоровым портфелем, чернильницей-непроливашкой, пионерской атрибутикой и т.п. Итогом будет ролевая игра «Мы не октябрята, но дружные ребята!»
№ |
Раздел, тема |
Форма занятия |
Методы |
Дидактический материал, ТСО |
Форма подведения итогов |
1. |
Зачем хранить старые вещи? |
Беседа, диспут, практическое занятие |
Беседа, наблюдение – словесные методы |
Экспонаты школьного музея, ресурсы интернет |
Беседа |
2. |
Крестьянское жилище и кухонная утварь моих бабушек |
Беседа, диспут, практическое занятие |
Словесные и демонстрационные методы |
Экспонаты школьного музея, ресурсы интернет |
Практическое занятие |
3. |
Раритеты моей семьи |
Беседа, диспут, практическое занятие |
Словесные, демонстрационные и исследовательские методы |
Домашние исторически ценные вещи |
Фотоальбом - фотовыставка |
4. |
Мама тоже была ученицей |
Беседа, диспут, практическое занятие |
Словесные и демонстрационные методы |
Экспонаты школьного музея, диафильмы, фильмоскоп |
КТД «Мы не октябрята, но дружные ребята» |
Поурочное планирование
5 класс
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Раздел 1 «Зачем хранить старые вещи?» |
6 |
1 |
Посёлок, где мы живём. |
1 |
2 |
Улица родная. |
1 |
3 |
Что такое музей? |
1 |
4 |
Зачем хранить старые вещи? |
1 |
5-6 |
Знакомство с музеем. О чем может рассказать старый утюг? |
2 |
2. |
Раздел 2 «Крестьянское жилище и кухонная утварь моих бабушек» |
8 |
7-8 |
Крестьянское жилище и утварь. |
2 |
9-10 |
Домашний очаг. Кухонная посуда. |
2 |
11-12 |
Что прячет бабушкин сундук? |
2 |
13-14 |
Ожившая картина «Чаепитие в селе Новый Порт». |
2 |
3. |
Раздел 3 «Раритеты моей семьи» |
10 |
15-16 |
Проект «Раритеты моей семьи» |
2 |
17-18 |
«Собирайся детвора, начинается игра» Русские народные игры. |
2 |
19-20 |
Любимые занятия наших прабабушек и прадедушек. |
2 |
21 |
Что ели и пили наши предки. |
1 |
22 |
Чем занимались наши земляки много лет тому назад… |
1 |
23-24 |
Чем занимаются мои родители, бабушки и дедушки. Традиции моей семьи. |
2 |
4. |
Раздел 4 «Мама тоже была ученицей» |
10 |
25-27 |
Школьные годы моей бабушки и мамы (дедушки и папы). |
3 |
28-32 |
Загадки старого портфеля. |
4 |
33-34 |
Виртуальная экскурсия |
3 |
|
Итого: |
34 часа |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Край, в котором мы живем |
10 |
4 |
6 |
2. |
Вода, вода, кругом вода |
10 |
5 |
5 |
3. |
Знаменитые люди в истории моего края, в истории России |
14 |
7 |
7 |
Итого: |
|
34 |
16 |
18 |
Содержание: второй год обучения
Кратко коснувшись истории возникновения и жизни села Новый Порт, познакомившись с географическим положением, исторической ролью села, развитием ремёсел, сегодняшней жизнью села во второй год реализации курса «Юные музееведы» мы расширяем диапазон знаний детей.
Реализуя раздел «Край, в котором мы живём» мы познакомимся и изучим географическое положение и историческую роль села Новый Порт, Ямальского района.
Изучая раздел «Вода, вода, кругом вода» дети узнают о водных ресурсах нашего края. В процессе изучения мы познакомимся с особенностями реки Обь, Юрибей, местными озёрами Ярато. Узнаем об особенностях русла, составе воды, обитателях и использовании этих ресурсов в разные исторические эпохи нашего края.
В разделе «Знаменитые люди в истории моего края, в истории России» ученики познакомятся с людьми, так или иначе повлиявшими и влияющими сегодня на историю нашего края.
№п/п |
Раздел, тема |
Форма занятий |
Методы |
Дидактический материал и ТСО |
Форма подведения итогов |
1. |
Край, в котором мы живем |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, игра, творческие встречи, викторины, защита проектов |
Словесные, практические |
Материалы музея, материалы альманаха «Зелёный шум», презентации, карты |
Защита проектов, написание отчетов –очерков в школьную газету, семинар |
2. |
Вода, вода, кругом вода |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, игра, викторины, семинары, защита проектов |
Словесные, практические |
Материалы музея, материалы альманаха «Зелёный шум», презентации, карты |
Защита проектов, написание отчетов –очерков в школьную газету, семинар |
3. |
Знаменитые люди в истории моего края, в истории России |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, творческие встречи, викторины, защита проектов |
Словесные, практические |
Материалы музея, материалы альманаха «Зелёный шум», презентации, карты |
Защита проектов, написание отчетов –очерков в школьную газету, семинар |
Поурочное планирование
занятий курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»
второй год обучения
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
1 раздел «Край, в котором мы живем» |
20 |
1.1. |
Северный край |
2 |
1.2. |
Село Новый Порт |
2 |
1.3. |
Обитель истории – знакомство с экспонатами музейной конаты |
2 |
1.4. |
Природа края |
2 |
1.5. |
Растительный мир |
2 |
1.6. |
Животный мир |
2 |
1.7. |
Природоохранные территории |
4 |
1.8. |
Проект «Мой край» |
4 |
2. |
2 раздел «Вода, вода, кругом вода» |
12 |
2.1. |
Водоёмы |
2 |
2.3. |
Кто живёт в наших реках? |
2 |
2.4. |
Жители озера Ярото |
2 |
2.5. |
Обская губа |
2 |
2.6. |
Музейный урок |
2 |
3. |
«Знаменитые люди в истории моего края, в истории России» |
14 |
3.10. |
Музейный урок «Литературное наследие» |
2 |
3.11. |
Кто сегодня славит край родной? |
2 |
3.12 |
Музейный урок «Что? Где? Когда?» |
2 |
|
Итого: |
34 |
Тематическое планирование
7 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
|
Понятие «фонда музея», «музейный предмет» |
1 |
Просмотр видео презентации, беседа |
|
Экспонат, артефакт. Учет фондов музея. |
1 |
беседа |
|
Коллекционирование. |
1
|
беседа |
|
Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах |
2 |
Просмотр видео презентации, беседа |
|
Выставочная деятельность музея. Понятие «выставка» |
2 |
Просмотр видео презентации, беседа |
|
Классификация выставок |
2 |
Просмотр видео презентации, беседа |
|
Практическая работа: Виртуальная экскурсия |
2 |
Экскурсия |
|
Поисково-собирательская деятельность музея |
2 |
Беседа |
|
Формы поисково-собирательской работы учащихся |
2 |
Работа в библиотеке, архиве, музее |
|
Организация краеведческой работы в школьном музее. |
2 |
Просмотр видео презентации беседа |
|
Практическая работа: Посещение археологического зала школьного музея |
2 |
Посещение школьного музея |
|
Практическая работа: Посещение этнографического зала школьного музея |
1 |
Посещение школьного музея |
|
Культурно - образовательная деятельность музея |
2 |
Просмотр видео презентации, беседа |
|
Роль выступление гостей на экскурсиях в музеях |
2 |
Приглашение на встречу « Детей войны» |
|
Оформление исследовательской деятельности (Проект)
|
2 |
Объяснение как что такое проект, как его оформлять и как его защищать
|
|
Практическая работа: Подготовка проекта Посещение музея
|
2 |
Распределение тем, оформление проекта
|
|
Практическая работа: Защита проектов |
3 |
Индивидуальная и публичная защита проекта |
|
Выставка проектов в школьном музее |
2 |
|
|
Итоговое занятие |
2 |
|
|
Итого |
34 |
|
Содержание курса.
1. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятия «фонды музея», изучение «музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учет фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учетной карточки экспоната школьного музея.
2. Музейная экспозиция и ее виды.
Понятие «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели др.)
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом др.)
Экспозиции постоянные, временные, тематические в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиции школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
3. Поисково-исследовательская и научная деятельность.
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-педагогические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
4. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своем районе, составление паспорта выставки.
5. Культурно-образовательная деятельность музея.
Культурно-образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели, задачи, и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсоводов и т.д.)
Тематическое планирование
четвертый год обучения
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
ВОВ на Ямале |
6 |
3 |
3 |
2. |
Как жители села Новый Порт защищали Родину во время ВОВ |
12 |
5 |
7 |
3. |
Трудовой фронт |
10 |
5 |
5 |
4. |
Бессмертный полк (проект) |
6 |
2 |
4 |
Итого: |
|
34 |
15 |
19 |
№п/п |
Раздел, тема |
Форма занятий |
Методы |
Дидактический материал и ТСО |
Форма подведения итогов |
1. |
ВОВ на Ямале |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, игра, встречи, викторины |
Словесные, практические |
Материалы сельской библиотеки, фронтовые письма односельчан, историческая литература |
Защита проектов, написание отчетов –очерков в школьную газету, семинар |
2. |
Как жители села Новый Порт защищали Родину во время ВОВ |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, творческие встречи, семинар, защита проектов |
Словесные, практические |
Материалы музея, материалы исторически х источников, книга «Книга Памяти», презентации, карты |
Защита проектов, написание отчетов –очерков в школьную газету, семинар |
3. |
Трудовой фронт |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, творческие встречи, защита проектов |
Словесные, практические |
Материалы музейной комнаты Новопортовской школы-интерната, историческая художественная и документальная литература, презентации, карты |
Защита проектов, написание отчетов –очерков в школьную газету, семинар |
4. |
Бессмертный полк (проект) |
Индивидуальные, групповые, сопутствующие – экскурсия, творческие встречи, защита проектов |
Словесные, практические |
Исторически источники семей учеников – фотографии, письма, воспоминания членов семей |
Создание галереи фотографий родственников наших учеников, которые не вернулись с войны. |
Планируемые результаты изучения КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
У учащегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочной заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Список литературы для учителя:
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов.М., 1992
Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей. Йошкар-Ола,2006
Горский В.А. Живое образование. Ногинск, 2007
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2007
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. Сост. Н.А. Воронцова, Пермь, 1974
Краеведение: пособие для учителя под ред. А. В. Даринского, М., 1987
Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000.
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11
Музей будущего: Информационный менеджмент. Сост.А.В.Лебедев.М.,2001
Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т. А. Кудриной. М., 1985
Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001
Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., 1988
Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников / Соколова Н.Д. – Самара: Агни, 2003
Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела. Спб., 2002
Столяров Б.А. Педагогика художественного музея; от истоков до современности. СПБ., 1999
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций /Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001
Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. _ СПб.: Спец.Лит, 2000.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003
Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003
Список литературы для обучающихся
Зеленко, А.У. Детский музей // Педагогич. энциклопедия / Т.2. – М., 1928.
Игнатьев В.Н. Музееведение (учебное пособие). М., 1968.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник,1993.
Крейн А. З. Жизнь музея. М., Сов. Россия, 1976
Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников – Самара: Агни, 2003
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей; учебное пособие по музейной педагогике. М., 2000
Интернет-ресурсы
http://nochevkin.vif20.ru/muzey.htm
http://rusmuseum.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Музей
http://www.sgpi.ru/wiki/index.php/Русский_музей
http://www.museum.vladimir.ru/
http://www.pereslavl.ru/turizm/museums.htm
http://www.pushkinmuseum.ru/
http://www.opeterburge.ru/museum.html
http://www.ethnomuseum.ru/
http://www.cityspb.ru/guide/110-0-0-0/
http://www.arms-museum.tula.ru/
http://www.ivanovo.ru/mus
http://www.mosmuseum.info/
http://www.semenkovo.ru/
http://www.shm.ru/
http://www.stalingrad-battle.ru/
http://vmuseum.chat.ru/
http://www.hermitagemuseum.org/