12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск
3

Южные материки. Географическое положение, особенности климата. Расположение природных зон.

География 7  класс
Тема урока:Южные материки.  Географическое положение, особенности климата. Расположение природных зон.

Дата проведения…………….

Цели:

Образовательные – рассмотреть общие особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития; изучить общие черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.

Развивающие – продолжить развитие умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; продолжить развитие умения работать с географическими картами и анализировать их.

Воспитательные – воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.

Оборудование: мировая физическая карта, карта «Строение земной коры», карта «Климатические пояса и области мира, климатическая карта мира, карта «Почвы мира, атласы 

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

Подготовка рабочих мест, приветствие.

 

II. Мини-тест по теме «Океаны».

 I вариант.

1. Площадь какого океана составляет 178, 62 млн. км2:

   а) Атлантического;    б) Тихого;     в) Северного Ледовитого

2. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина 11022 м:

  а) Зондский желоб;    б) Гренландское море;     в) Марианский желоб

3. +16+170С – это средняя температура в поверхностном слое:

  а) Тихого океана;   б) Индийского океана;    в) Атлантического океана

4. Вытянулся от субарктических широт до Антарктиды, сравнительно молод:

  а) Атлантический океан;     б) Индийский океан;    в) Тихий океан

5. Самая высокая степень загрязнения нефтью приходится на океан:

  а) Тихий;     б) Индийский;    в) Атлантический

 

II вариант.

1. В Атлантическом океане находится течение:

  а) Куросио;      б) Гольфстрим;      в) Сомалийское

2. Теплое Мозамбикское течение является частью океана:

  а) Северного Ледовитого;    б) Атлантического;     в) Индийского

3. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым:

  а) Тихий;     б) Атлантический;     в) Индийский

4. В бассейн этого океана входит самое соленое море мира:

  а) Атлантический;     б) Индийский;     в) Тихий

5. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах:

  а) Атлантический;    б) Тихий;     в) Индийский

 

III.Изучение нового материала.

Учитель:Ребята! Мы с вами познакомились с общими закономерностями, которые происходят на нашей планете. Сегодня мы начинаем знакомство с материками. Цель нашего урока: выяснить общие признаки и найти черты различия природы южных материков – Южной Америки, Африки, Австралии и Антарктиды.

Вопросы:

1.  Почему Ю.Америку, Африку, Австралию и Антарктиду объединяют в одну группу материков согласно теории движения литосферных плит? (ответ учеников – данные материки являлись частью одного древнего материка Гондвана)

2.  Почему эту группу материков отнесли к южной? (ответ учеников – так как относительно экватора эти материки располагаются практически полностью в южном полушарии)

А сейчас мы приступаем к непосредственному изучению общих особенностей южных материков.

Инструктивная карта для группы «Геологи»

Используя физическую карту мира, карту «Строение земной коры» и карту «Подледный рельеф Антарктиды» ответить на вопросы:

1.  Какие две главные части можно выделить в рельефе всех материков?

2.  Равнины или горы занимают большую часть южных материков? Привести примеры и показать равнины.

3. Что лежит в основании всех равнин? Назвать и показать платформы.

4. Что лежит в основании горных систем?

5. Где располагаются горные системы? Привести примеры и показать горные системы.

6. Назовите молодые горные системы.

7. Какой материк не имеет вулканов? 

8. Перечислите полезные ископаемые, которыми богаты южные материки. В чем сходство залежей полезных ископаемых?

 

Инструктивная карта для группы «Климатологи»

Используя карту «Климатические пояса и области мира», климатическую карту мира, карту «Мировой океан. Поверхностные течения» и климатическую карту Антарктиды ответить на вопросы:

1. В каких климатических поясах располагаются южные материки? В чем сходство и отличия?

2. Используя рис. 50 на стр. 104 дать характеристику климатических поясов южных материков.

3. В каких районах материков выпадает большое и малое количество осадков и почему?

4. Почему в Южной Америке в районе южного тропика, выпадает большое количество осадков и нет пустынь, в отличие от Африки и Австралии?

5. С чем связано расположение каменистой пустыни Атакама на западном побережье Южной Америки в районе южного тропика?

 

Инструктивная карта для группы «Гидрологи»

Используя физическую карту мира ответить на вопросы:

1. В каких частях материков расположены наиболее крупные и полноводные реки и почему?

2. Проанализируйте зависимость рек от рельефа. Куда впадает большая часть рек южных материков?

3. С чем связано отсутствие крупных рек в Австралии и отсутствие рек в Антарктиде?

4. Охарактеризуйте полноводность рек в течение года в разных климатических поясах.

5. Покажите наиболее крупные реки и озера на карте.

 

Инструктивная карта для группы «Биогеографы»

Используя карты «Природные зоны мира», «Почвы мира», «Климатические пояса и области мира», климатическую карту мира ответить на вопросы.

1. Определите, какие почвы преобладают в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и антарктическом поясах.

2. Определите в каких природных зонах расположены большие части южных материков.

3. Заполните таблицу:

Климатические

Природная зона

Пояса

Области

Экваториальный

-

 

Субэкваториальный

-

 

Тропический

Тропического пустынного климата

 

 

Тропического влажного климата

 

Антарктический

-

 

 

Выводы:

– Все южные материки были частью древнего материка Гондвана.

– Все южные материки имеют обширные равнины, располагающиеся на платформах и горные системы, приуроченные к окраинам материков.

– Огромные площади южных материков расположены в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах.

– Крупнейшие реки расположены в экваториальном и субэкваториальном поясах и несут свои воды в Атлантический океан.

– Природные зоны соответствуют климатическим поясам или областям.

– Антарктида не похожа на южные материки благодаря своему географическому положению и суровому климату.

 

IV. Закрепление материала.

V. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги выполненной работы на уроке, выставляет оценки выступающим и наиболее активным ученикам.

VI. Домашнее задание.

§ 21 – 23, знать и уметь показывать на карте основные формы рельефа и внутренние воды южных материков.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.