Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для обучающихся 2–4 классов
Утверждена
______________________
Приказ № _____________
от «___» ________ 20__ г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная информатика»
для обучающихся 2-4 классов
учителя информатики
Галюковой Ольги Андреевны
на 2016 – 2017 учебный год
г. Каменск-Уральский
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» адресована учащимся 2-4 классов и разработана на основе нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. №373.
Приказа Министерства образования науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. №373.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Цель: научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи, используя возможности персонального компьютера.
Задачи:
знание возможностей компьютера как инструмента для практической деятельности;
формирование операционного стиля мышления;
формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивает компьютер;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
умение анализировать и синтезировать учебные задачи, выделяя в ней логически самостоятельные части
формирование мышления и творческих способностей.
Описание места учебного предмета
Данный курс будет носить пропедевтический характер, так как простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, а уже в среднем звене дети могут сосредоточиться на смысловых аспектах изучаемого материала.
Занятия проводятся для учащихся младшего школьного возраста, носят преимущественно практический характер. Дети смогут овладеть элементами компьютерной грамотности, через умение работать с прикладным программы обеспечением.
Программа курса рассчитана на 3 года. Периодичность занятий – 1 раза в неделю. Общее количество 102 часа. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Информация о методах и формах работы по данной программе
Целесообразно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций)
Практические методы (практические компьютерные работы)
Активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.)
Формы работы:
Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время)
Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику)
Коллективный урок (участие нескольких классов одной параллели: урок-конференция, урок-путешествие)
Групповая форма (деление класса на 2 и более групп)
Парная форма
Критерии и нормы оценки знаний и умений достижений планируемых результатов
Форма подведения итогов – игры, соревнования, конкурсы.
Способы контроля: устный опрос, контрольная работа; проверка самостоятельной работы, игры.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Критерии оценивания рисунка
Критерии оценивания |
Баллы: |
Интерпретация результата |
Соответствие названия (темы) и содержания рисунка Оригинальность замысла Выбор цветовой гаммы Максимальное использование возможностей программы Paint Раскрытие темы (наполнение содержанием) Соблюдение сроков работы над проектом |
0 – рисунок не удовлетворяет данному критерию 1 – рисунок частично удовлетворяет данному критерию 2 – рисунок статьи в полной мере удовлетворяет данному критерию Максимальное количество баллов: 12 |
10-12 баллов – работа выполнена отлично; 7-9 баллов – работа выполнена хорошо; 6 баллов – работа выполнена удовлетворительно; менее 6 баллов – рисунок нужно доработать. |
Критерии оценивания работ выполненных средствами текстового редактора MS WORD
Критерии оценивания |
Интерпретация результата |
Установка ориентации листа в соответствии с заданием Наличие рисунка (скопированного из памяти ПК или созданного с помощью графического редактора Paint) Наличие текста (согласно тематике) Использование элементов композиции и цветового оформления Использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и др. Наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, вставки рамки, добавления фона, использования эффектов, например, анимации текста. |
Оценка «отлично» – выполнены все требования к выполнению работы, проявлено творчество в работе. Оценка «хорошо» – документ создан в полном соответствии с требованиями, возможны недочеты в оформлении документа. Оценка «удовлетворительно» – допущены существенные погрешности в оформлении документа, или не выдержаны некоторые существенные требования, отсутствует творческое мышление. Оценка «неудовлетворительно» – не выдержано большинство требований к работе, отсутствуют знания и умения по созданию и оформлению текстового документа. |
Критерии оценивания презентации
Критерии оценивания |
Баллы: |
Интерпретация результата |
Наличие титульного слайда Использование эффектов Использование красочных надписей (объектов WordArt) Дизайн Орфография, правильность изложения мыслей Логическая последовательность |
0 презентация (элемент презентации) не удовлетворяет данному критерию; 1 презентация (элемент презентации) частично удовлетворяет данному критерию; 2 презентация (элемент презентации) статьи в полной мере удовлетворяет данному критерию. Максимальное количество баллов: 12 |
10-12 баллов – работа выполнена отлично; 7-9 баллов – работа выполнена хорошо; 6 баллов – работа выполнена удовлетворительно; менее 6 баллов – презентацию нужно доработать. |
Ресурсное обеспечение программы
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Требования к уровню подготовки обучающихся
На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Занимательная информатика». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы |
Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника |
|
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления |
|
Интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни |
|
Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности |
|
Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения |
|
Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ |
Метапредметные
Познавательные универсальные действия
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
|
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков |
|
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
|
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака |
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
|
проводит классификацию по заданным критериям |
осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения |
|
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях |
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий |
|
устанавливать последовательность событий |
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
|
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства |
|
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач |
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию |
|
кодировать и декодировать предложенную информацию |
кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
|
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Регулятивные универсальные действия
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
|
Принимать и сохранять учебные цели и задачи |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия |
|
осуществлять контроль при наличии эталона |
Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия |
|
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия |
|
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки |
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор |
|
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы |
|
формулировать вопросы |
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Предметные результаты
Предметными результатами освоения программы «Занимательная информатика» являются следующие знания и умения:
Знать:
правила поведения при работе с компьютером
основные устройства компьютера
понятие файла
владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия»
название цветов, форм и размеров предметов
понятие фрагмента рисунка
точные способы построения геометрических фигур
понятие пикселя и пиктограммы
основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point.
Уметь:
уверенно и легко владеть компьютером
делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора
использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами
работать с интерактивной доской
вставлять картинки из файлов
получать различные варианты решения для одной и той же задачи
выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур
создавать рисунки в графическом редакторе Paint
уметь составлять презентации в программе Power Point
создавать текстовые документы
печатать текст
редактировать текст
вставлять рисунки, объект WordArt
самостоятельно составлять композиции
видеть ошибки и уметь их исправлять.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютером
уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы
Тематический план программы
Основные разделы содержания |
Количество часов |
||
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером |
1 |
1 |
1 |
Компьютер и его устройство. Программы. |
2 |
2 |
2 |
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы |
31 |
0 |
0 |
Текстовый редактор Word |
0 |
31 |
0 |
Редактор презентаций Power Point |
0 |
0 |
31 |
Итого |
34 |
34 |
34 |
Тематическое планирование
2 класс «Юный художник» (34 ч)
1. Введение
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
2. Цели программы
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью.
3. Задачи программы:
развитие мышления и творческого воображения;
эстетическое воспитание учащихся;
привитие любви к искусству.
4. Содержание курса
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Компьютер и его устройство. Программы. (2 ч)
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы (31 ч)
Тематическое планирование программы
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Результаты обучения |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Правила техники безопасности. |
1 |
Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете. |
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером. |
Придерживаться эстетических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютером |
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы. |
2 |
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. |
Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
Знакомство с графическим редактором Paint. |
1 |
Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. |
Использование готовых форм при создании и редактировании изображений. |
Развитие логического и композиционного мышления, художественного вкуса. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
Работа в программе Paint. |
4 |
Интерфейс графического редактора. |
Создание представления о компьютерной графике, графическом изображении, рисунке. Поиск и выделение необходимой информации |
Развитие логического и композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения. |
Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
Функция раскрашивания при помощи графического редактора. |
3 |
Инструменты рисования. |
Развитие основных навыков и умений использования инструментов графического редактора Paint. |
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов |
Формирование чувства ответственности за качество личной ИС |
Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков. |
2 |
||||
Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет) |
3 |
Инструменты рисования. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. |
Развитие умений использования клавиши Shift для создания изображений в среде графического редактора Paint. |
Развитие художественного вкуса, графического умения, умения использования специальных клавиш для создания изображений. |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна») |
3 |
Простейший графический редактор Paint, инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. |
Развитие основных навыков и умений использования инструментов графического редактора Paint. |
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов, применять начальные навыки по использованию компьютера для решения задач, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
Копирование. Составление рисунков. |
3 |
Инструменты рисования. Создание рисунков с помощью инструментов Выделение. |
Развитие умений использования инструментов графического редактора Paint. |
Развитие умения создавать информационные модели объектов. |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
Шрифт. Виды шрифтов. |
2 |
Графический редактор Paint, Работа с фрагментами. Создание надписей в графическом редакторе. |
|||
Проект. Книжная графика.(поздравительная открытка, обложка книги, календарь) |
3 |
Графический редактор Paint, Работа с фрагментами. Создание надписей в графическом редакторе. |
Развитие основных навыков и умений использования инструментов графического редактора Paint. |
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов, применять начальные навыки по использованию компьютера для решения задач, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
Проект. Театральная графика (образец театрального занавеса, эскизы головных уборов и костюмов) |
2 |
Простейший графический редактор Paint, инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. |
|||
Декоративное рисование. Повторение и закрепление пройденного материала. |
5 |
Простейший графический редактор Paint, инструменты создания простейших графических объектов. |
Развитие умений использования инструментов графического редактора Paint. |
Развитие умения создавать информационные модели объектов. |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
Тематическое планирование
3 класс «Учимся печатать» (34 ч)
1. Введение
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.
Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
2. Цели программы:
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
3. Задачи программы:
развитие навыков работы в текстовом редакторе
овладение навыков набора компьютерного текста
поддержку мотивации маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
формирование навыка использования полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
4. Содержание курса
Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Компьютер и его устройства (2 ч)
Текстовый редактор Word (31 ч)
Тематическое планирование программы
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Результаты обучения |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Правила техники безопасности. |
1 |
Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете. |
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером. |
Расширение кругозора учащихся. |
Формирование чувства ответственности, навыков защиты. |
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы. |
2 |
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. |
Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
Знакомство с текстовым редактором Word. |
1 |
Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. |
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Создавать несложные текстовые документы на родном языке. Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. |
Формирование алгоритмического мышления. Умение выделять информационный аспект задачи. Умение создавать информационные модели; преобразовывать одни формы представления в другие. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
Работа в программе Word. Работа с клавиатурным тренажером. |
4 |
Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств. |
Осуществлять планирование деятельности по решению информационных задач. Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. |
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных учебных задач. Развивают логическое и композиционное мышления, художественный вкус, графическое умение. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
Меню «Файл» |
3 |
Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Вставка геометрических фигур. |
|||
Меню «Главная» Редактирование текста. |
2 |
||||
Набор текста. |
3 |
Формирование умений и навыков набора текста на клавиатуре: строчные буквы, заглавные, смешанный вариант. Освоение азов слепого метода печати десятью пальцами. |
Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта, оценивать и корректировать свою деятельность. контролировать уровень сформированности навыков набора текстовой информации с клавиатуры. |
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды, формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
|
Меню «Вставка» Создание пригласительной открытки. |
6 |
Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст. Грамотное управление текстовым процессором. |
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. |
Интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни. |
Оформление реферата. |
2 |
Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Форматирование текста. |
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Создавать несложные текстовые документы на родном языке. Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. |
Формирование алгоритмического мышления. Умение выделять информационный аспект задачи. Умение создавать информационные модели; преобразовывать одни формы представления в другие. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
Меню «Ссылки» |
3 |
Грамотное управление текстовым процессором. |
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. |
Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. |
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека. |
Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. |
2 |
Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст. Грамотное управление текстовым процессором. |
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Создавать несложные текстовые документы на родном языке. Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. |
Формирование алгоритмического мышления. Умение выделять информационный аспект задачи. Умение создавать информационные модели; преобразовывать одни формы представления в другие. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
Творческий проект. Оформление брошюры. |
5 |
Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Форматирование текста. Грамотное управление текстовым процессором. |
Выполнение заданий по отработке навыков работы на клавиатуре компьютера |
Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. |
Развитие умений определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи, а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. Развитие познавательного интереса. Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий. |
Тематическое планирование
4 класс «Мастер презентации» (34 ч)
1. Введение
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление наглядной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
2. Цели программы
Целью программы является привитие навыков работы на компьютере, использование полученных знаний (создание презентаций) на других предметах.
3. Задачи программы:
изучение принципов работы при создании презентаций
формирование работы в сети Internet
развитие памяти, внимания, образного мышления, творческого воображения
развитие принципов работы наиболее распространенных операционных систем
овладение навыков работы с основными прикладными программами;
4. Содержание курса
Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Компьютер и его устройства (2 ч)
Редактор презентаций Power Point (32 ч)
Тематическое планирование программы
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Результаты обучения |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Правила техники безопасности. |
1 |
Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете. |
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером. |
Расширение кругозора учащихся. |
Формирование чувства ответственности, навыков защиты. |
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы. |
2 |
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. |
Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
Знакомство редактором презентаций Power Point. |
1 |
Интерфейс MS Office PowerPoint. Изучение меню программы. Сопоставление с ранее изученными программными средствами пакета MS Office. Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
Работа в программе Power Point. |
4 |
||||
Правила составления презентации. |
3 |
Технология создания слайдов, дублирования выделенных слайдов. Знакомство с макетами слайдов. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
Творческий проект «Я» |
2 |
Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. Формирование навыков делового партнерского общения. Развитие умений - находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта, - вести дискуссию, - отстаивать свою точку зрения, - находить компромисс, - уверенно держать себя во время выступления, - использовать средства наглядности при выступлении, - отвечать на вопросы. |
Возможности программы Power Point (добавление картинок, арт текстов). |
3 |
Проведение аналогии форматирования текста с MS Office Word. Знакомство с объектами Word Art. Аналогия форматирования текста с Word. Работа с графическими изображениями. |
Развитие умений форматирования текста в MS Office PowerPoint, работы с декоративным текстом. Формирование умений вставки готовых фигур и рисунков. |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
Творческий проект «Моя семья» |
3 |
Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. Формирование навыков делового партнерского общения. Развитие умений - находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта, - вести дискуссию, - отстаивать свою точку зрения, - находить компромисс, - уверенно держать себя во время выступления, - использовать средства наглядности при выступлении, - отвечать на вопросы. |
Возможности программы Power Point (добавление эффектов анимации). |
3 |
Знакомство с понятием «анимация». Применение анимационных эффектов к объектам, размещенным на слайдах |
Формирование умений по настройке анимации. |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
Творческий проект «Мой город» |
5 |
Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. Формирование навыков делового партнерского общения. Развитие умений - находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта, - вести дискуссию, - отстаивать свою точку зрения, - находить компромисс, - уверенно держать себя во время выступления, - использовать средства наглядности при выступлении, - отвечать на вопросы. |
Использование сети Internet с целью поиска информации для составления презентации. Презентации с вложениями. Гиперссылки. |
2 |
Работа с информацией, полученной через интернет. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. |
Творческий проект «Моя страна». |
5 |
Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. Формирование навыков делового партнерского общения. Развитие умений - находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта, - вести дискуссию, - отстаивать свою точку зрения, - находить компромисс, - уверенно держать себя во время выступления, - использовать средства наглядности при выступлении, - отвечать на вопросы. |
для педагога:
Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности. М.: Академкнига / Учебник, 2011. – ч.2: 192 с.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. [Текст]: 2 кл. Методическое пособие: первый год обучения / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е, испр. – М., Академкнига / Учебник, 2012 – 120 с.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. [Текст]: 3 кл. Методическое пособие: второй год обучения / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е, испр. – М., Академкнига / Учебник, 2012 – 231 с.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. [Текст]: 4 кл. Методическое пособие: первый год обучения / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е, испр. – М., Академкнига / Учебник, 2012 – 272 с..
для обучающихся:
Бененсон Н.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 2 класс: Учебник: В 2 ч. [Первый год обучения] / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – 4-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – Ч. 1: 80 с.: ил.
Бененсон Н.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 2 класс: Учебник: В 2 ч. [Первый год обучения] / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – 4-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – Ч. 2: 80 с.: ил.
Бененсон Н.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 3 класс: Учебник: В 2 ч. [Второй год обучения] / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – 5-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – Ч. 1: 96 с.: ил.
Бененсон Н.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 3 класс: Учебник: В 2 ч. [Второй год обучения] / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – 5-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – Ч. 2: 96 с.: ил.
Бененсон Н.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 4 класс: Учебник: В 2 ч. [Третий год обучения] / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – 4-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – Ч. 1: 96 с.: ил.
Бененсон Н.П. Информатика и ИКТ [Текст]: 4 класс: Учебник: В 2 ч. [Третий год обучения] / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – 4-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2010. – Ч. 2: 96 с.: ил.
Электронное сопровождение:
Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika;
Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». URL: http://school-collection.edu.ru/
Современный учительский портал. URL: Режим доступа: http://easyen.ru/
Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора. URL: http://klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)
Метод проектов - Материал из Википедии — свободной энциклопедии URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2
Картинки для пошагового рисования URL: http://qushlawich.ru/ http://www.kalyamalya.ru/
Физминутки. URL: http://www.psyoffice.ru/
30