12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана18

Миллеровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5















Занятие с элементами тренинга

по профилактике насилия и жестокого обращения в семье


Тема: «Защитим своих детей от нашей жестокости»




















Рыбалкина С.В.

Педагог-психолог




Пояснительная записка


Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально - дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Научными исследованиями установлено, что:

насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;

ежегодно около 2,5 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Тема жестокого обращения с детьми, в частности дошкольного возраста, на сегодняшний день, к сожалению, является очень актуальной. Это во многом связано с недостаточной осведомленностью родителей с основными видами жестокого обращения. Практика показывает, что чаще всего жестокость ассоциируется с нанесением телесных, видимых повреждений. Только в ходе беседы, с рассмотрением конкретных примеров, родители приходят к выводу, что некоторые стороны детско-родительских отношений могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье ребенка, что в свою очередь входит в понятие жестокого обращения с детьми. 

  Таким образом, данная разработка занятия с родителями познакомит родителей с четырьмя основными формами жестокого обращения с детьми, раскроет причины проявления жестокого обращения по отношению к детям, научит некоторым правилам воспитания ребёнка, а также родители смогут научиться управлять своим гневом, используя тренинговые упражнения. В конце родительского собрания каждому родителю вручается буклет «Дети не для насилия».

Аннотация:

Материал можно использовать для проведения классного или общешкольного родительского собрания. Материал содержит буклеты – памятки для родителей, презентацию к родительскому собранию. 


Цели:

Профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям, жертвам насилия.


2. Воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.


Задачи:


1. Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.

2. Осуществить консультативно-профилактическую работу среди родителей.

3. Обучить родителей методам ненасильственной педагогики и оказать психолого-педагогическую помощь семьям, нуждающимся в этом.

4. Обсудить опыт профилактики и пресечения насилия в отношении детей.

5. Внести коррективы в планирование воспитательной работы родительских комитетов в классных, школьных, городских коллективах, с учётом профилактики насилия и жестокости по отношению к несовершеннолетним.

6. Содействовать в формировании у родителей представлений об истинном родительском авторитете и показать, к чему могут привести ошибки воспитания.


Целевая аудитория: родители обучающихся 6 класса, 12 лет


Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: мультимедийный проектор, плакаты, шарф, стаканчик, листы с заданиями для групп, клубок ниток, зеркало, листы формата А5 для каждого участника, памятки.


Информация о ведущем: ведущим может быть педагог-психолог, социальный педагог, педагог, который является классным руководителем. В целом основное требование к ведущему - иметь основные знания возрастной психологии и педагогической педагогики.



Ожидаемые результаты:
  1. Приобретение теоретического и практического материала по проблеме жестокого обращения с детьми и подростками.

Овладение родителями методам ненасильственной педагогики.

Формирование у родителей представлений об истинном родительском авторитете.


Этапы подготовки и проведения занятия:

Подготовительный: анализ актуальной ситуации, изучение Интернет-ресурсов, подбор заданий и упражнений, разработка сценария, методических материалов для участников.

Основной: проведение занятия в соответствии со сценарием.

Заключительный: анализ занятия


Ход занятия

Слайд 1

Вступление. Упражнение «Психологическая зарядка».

Здравствуйте, уважаемые родители! Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Слайд 2

- Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме занятия с элементами тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы - люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас.

- Что это, как вы думаете? (дети)

- Совершенно верно, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью.

- Предлагаю посмотреть видео для определения темы нашей беседы.

Слайд 3

Просмотр видео.

- Итак, тема нашего разговора…(жестокое обращение с детьми)

Слайд 4

- Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это защита наших детей от нашей жестокости.

Слайд 5

Упражнение «Правила работы».

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

- Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи.


В нашей работе, мы будем придерживаться следующих правил:

Созрел вопрос - задавай.

Право на собственное мнение.

Правило «стоп» (Я ввожу правило «стоп», мы в это больше не играем, об этом больше не говорим).



Слайд 6

  1. Упражнение «Стаканчик».
Цель: вызвать эмоциональную реакцию у всех присутствующие. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали родители. 

- Обратите внимание. У меня в руках стаканчик. Представьте, что это стаканчик, в который вы можете поместить ваши самые сокровенные чувства, желания, мысли (пустить стаканчик по кругу). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно, это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите.

На протяжении нескольких минут царит молчание, затем неожиданно стакан сминается.

Что вы почувствовали?

Как вы считаете, можно ли сказать, что в отношении вас я применила эмоциональное насилие?

Так и наши дети испытывают такие чувства .



Слайд 7

Работа в группах.

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – отвечает на вопросы «Что такое насилие? Что такое наказание?»

II группа – перечислить виды насилия.

III группа – перечислить последствия насилия

Слайд 8

Вывод:

Насилие – это вид отношений между людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб, травму, унижение или иногда, к сожалению смерть. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.



Слайд 9

В последнее время выделяют 3 основных вида насилия:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.



Слайд 10


  1. Упражнение «Паутина»
Цель: способствовать развитию хороших отношений между родителями.

Слайд 11

- Жестокое обращение с ребенком это – симптом нарушения детско - родительских отношений. И в этих отношениях мы вязнем, как в паутине. Выпутаться из этого очень сложно.

Давайте попробуем прочувствовать это. Нам нужен один доброволец.

Вы будете играть роль ребенка. Остальных я попрошу встать в круг.

- Как часто мы произносим фразы:

«Сейчас же иди отсюда!»

«Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»

«Ты что, дурак? Я тебе миллион раз говорила!»

«Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»

- Сейчас мы будем произносить ребенку обвинительные фразы. Ребенок будет принимать клубок, а затем возвращать на выбор любому участнику, стоящему в кругу (образование паутины).

Давайте выслушаем ребенка: Что вы чувствуете?

Легко ли вам было бросать в ребенка обвинительные фразы?

Нелегко!!! Мы с вами понимаем, что это плохо, но ведь очень часто мы произносим их по отношению к детям.

Как вы думаете, можем ли мы помочь ребенку выпутаться из этой паутины? Как? Давайте поможем ребенку выпутаться из нашей паутины.

Как вы себя чувствовали? (обращаемся к ребенку)

Какие чувства возникли у вас, когда вы произносили положительные фразы? (обращаемся к родителям)

Для положительных отношений с ребенком необходимо, безусловно, принимать ребенка, таким, какой он есть. Причем необходимо помнить: проступки ребенка – не он сам. Он сам – это только его чувства и переживания. Мы можем не любить, отрицать, осуждать только поступки ребенка, но не его самого.


Слайд 12

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: формирование опыта доверия к окружающим.

Упражнение проводится в паре. В паре выбирается "слепой" и "поводырь". "Поводырь" должен провести своего партнера за собой. Глаза у него закрыты.


Слайд 13

Упражнение «Круг идей» - «Как избежать ситуации насилия».

Цель: снятие эмоциональной напряженности, заявление о себе как о потенциальном участнике контакта.

-Давайте подумаем и продолжим фразу «Избежать ситуацию насилия над детьми можно …», предлагая свое продолжение по кругу. Ваши ответы я буду фиксировать на доске.


Уменьшить стресс в своей жизни

Любить своих детей

Менять свое поведение

Быть защитником для своих детей

Никогда не сравнивать своего ребенка с другими

Не быть слишком требовательным к своим детям

Помогать ребенку быть самостоятельным

Помнить, что ребенок такой же человек как и вы

Быть оптимистом по жизни.


Слайд 14

Упражнение «Волшебное зеркало».

Для упражнения понадобится небольшое зеркало круглой формы и музыкальное сопровождение.

- Сейчас вы буде­те передавать друг другу зеркало. Тот, кто получит его, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыб­нитесь ему. Чтобы ни какие беды не затрагивали Вас и вашу семью.



Слайд 15

Итог занятия. Упражнение «Загибаем лист»

- Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. На каждое слово загибайте часть листка. А теперь начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.

Слайд 16

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие, которые крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. И пусть это будет вашим постоянным домашним заданием.

Слайд 17

И хотелось бы закончить нашу встречу словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!


Анализ родительского собрания.


Тема собрания: Защитим своих детей от нашей жестокости. 

Цели этого родительского собрания:

1.Профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям, жертвам насилия.


2. Воспитание у родителей осознанной потребности в создании для детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищённого детства, свободного от жестокости и насилия.


Перед собранием проводилась следующая подготовительная работа: анализ актуальной ситуации, изучение Интернет-ресурсов, подбор заданий и упражнений, разработка сценария, методических материалов для участников. Родительское собрание началось с психологической зарядки для создания благоприятной обстановки общения. Далее было введение в тему занятия с помощью упражнения «Стаканчик», с помощью которого наглядно было продемонстрировано влияние насилия на окружающих. Общение по теме занятия происходило с помощью групповой работы. В ходе общения родители сами сообщали свои знания о насилии, наказании, видах насилия и последствиях насильственных действий по отношению к детям. Последующие упражнения «Слепой и поводырь», «Паутинка» помогли родителям побывать в роли детей терпящих жестокой обращение и в роли родителей, которые преступают грань наказания. В конце собрания родители сами с помощью упражнения «Круг идей» вывели правила, которые помогут избежать насилия в воспитательной процессе. Упражнение «волшебное зеркало» помогло присутствующим увидеть в себе все хорошие качества. А упражнение «Загибаем лист» позволило родителям понять, какое влияние оказывают их необдуманные действия на ранимые детские души и сердца. В ходе собрания родители смогли поделиться друг с другом собственным жизненным опытом, получить важную информацию по устранению и профилактики данной проблемы. Родителями была осознана актуальность данной темы, сделаны выводы по обследованному вопросу.

Собрание проходило в форме занятия с элементами тренинга, наблюдалась благоприятная атмосфера в классе. Я считаю, что собрание прошло на высоком уровне, так как поставленные нами цели и задачи были полностью реализованы благодаря различным методам и приемам. По данной тематике было проведено три занятия. В данном занятии приняло участие 20 родителей 6-в класса.



Список использованных источников:

Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.

Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. - М.: 1992. 9.Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И. Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993. 10.Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992

Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.

С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/#ixzz2ju4zVTF3 Роберт Рождественский «Все начинается с любви»

http://www.pro-life.by/antisemejnye-tehnologii/yuvenal-naya-yustitsiya/chto-takoe-zhestokoe-obrashhenie-s-det-mi/Что такое жестокое обращение с детьми? Пролайф Беларусь информационно-аналитический портал

Ситуация для размышления:


Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…


t1636013108aa.jpg



Единый федеральный бесплатный телефон доверия

для детей, подростков и их родителей:

8-800-2000-122


Приложение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5



t1636013108ab.jpg













АЗБУКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ




Как воспитывать:

кнутом или пряником?

(маленькие подсказки для взрослых)

С незапамятных времен используют обе эти формы наказания.

Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).

Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.

Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».

В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).

При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;

когда ребенок ест;

перед сном и после сна;

во время игры или работы;

когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.

Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:

Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.

Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.

Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.



Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.