12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабибулина Ия Григорьевна91
Преподаю роспись по дереву и основы ДПИ
Россия, Ханты-Мансийский АО, Новоаганск
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Городецкие секреты

Цель занятия:

Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса

Задачи занятия:

·        Формирование практических умений и навыков рисования с образца.

·        Совершенствование навыков рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

·        Воспитание  интереса к искусству городецких мастеров, уважения и чувства гордости  российскими мастерами.

·        Развитие таких качеств, как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

·        Стимулирование стремления своими руками создавать красоту. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • беседа;
  • практический (отработка навыков);

·        исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Занятие проводится в разновозрастной группе.

Оборудование, материалы и инструменты.

Компьютер. Презентация.

Выставка творческих работ по городецкой росписи педагога и обучающихся прошлых лет.Книжная выставка

Тест в электронном виде.Карточки-задания.

Гуашевые краски, кисти №2, 3, бумага, банки с водой, карандаши и ластики.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

1.Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и хода занятия.

II. Основная часть.

1.Объяснение нового материала.

2.Проверка уровня усвоения знаний (работа по карточкам, работа с тестом)

III. Физминутка.

IV. Практическая часть.

Выполнение росписи по карточкам-заданиям.

V. Самопроверка и взаимопроверка.

 Мини- выставка выполненных работ, просмотр и оценивание.

VI. Рефлексия

 

I. Организационный момент.

1.Сообщение темы и цели урока.(слайд 1)

Тема занятия " Городецкие секреты". Сегодня  у нас необычное занятие, его буду проводить не только я, мне будут помогать старшие обучающиеся нашего творческого объединения. Они расскажут нашим новичкам всё, что знают о городецкой росписи, поделятся своими секретами, расскажут о своих работах и помогут новичкам с выполнением практического занятия.

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры, 
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

 

II. Основная часть

1.Объяснение нового материала.

 (2 слайд) Где же  и когда зародилась городецкая роспись?

Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково,Хлебаиха,Савино, Букино.  Эти деревни находились по берегам тихой и очень красивой реки Узолы. Места эти богаты лесами, природа щедра цветами и ягодами.

Почему же роспись назвали гродецкой?

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ однго из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбытаузольскойрасписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

(3 слайд)Люди жившие в тех местах очень мастеровиты! В нижегородской области процветали многие ремёсла.Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Произведённый товар продавали не как сейчас в магазинах, а на ярмарках. Из деревень съезжались мастера и продавали свой товар. Ярмарки очень ждали и проходили они весело с песнями, театрализованными представлениями. Люди ходили меж рядов, торговались, выбирали самый прочный и красивый товар. Поэтому мастера старались работать качественно, чтоб их работы понравились и были куплены. На ярмарках продавались и продукты питания.

(4 слайд)Городецкие мастера не сразу научились расписывать свои изделия. Сначала они украшали свои работы инкрустацией. Но работа эта была очень трудоёмкая. На светлой деревянной поверхности изделия вырезали узор, и точно такой же узор вырезали из тёмного дерева. Затем в углубление на светлом дереве вставляли узор из тёмного дерева, получалось очень красиво. В качестве тёмного дерева использовали морёный дуб. Затопленные брёвна дуба долго лежали на дне реки, темнели, и когда становились очень тёмными их вынимали, сушили и использовали для инкрустации. Такой трудоёмкий процесс решили заменить росписью, получалось и быстро и очень ярко!

(5 слайд) Какие же предметы расписывали городецкие мастера???

Всё началось с украшения донец прялок. Прялка для женщины была главным предметом, прялки всегда делали очень красивыми, чтобы они не только служили для прядения пряжи, но и радовали пряху своими яркими красками и праздничными сюжетами. В Городце украшали донце прялки, после работы его вешали на стену, и оно уде служило украшением в избе.

(6 слайд)Городецкую роспись легко узнать по цветам. Самый большой цветок в росписи – розан, затем- купавка, ромашка и бутон.

Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красная краска).

Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей .

Городецкая росписьнеобычная, 
Композиция здесь 
симметричная.
В букеты собраны цветы 
необычной красоты. 
Рисунки яркие мерцают, 
Оживка белая их оживляет.

А какие цветы изображены на экране?  

(7 слайд)Городецкие художники изображали не только цветы, но и животных. Самым любимым был петух, он олицетворял солнце, радость и благополучие.

 

(8 слайд)Очень любили изображать лошадей, символ трудолюбия и достатка.

(9 слайд) Но иногда встречались и экзотические животные, чаще всего их рисовали со слов путешественников и купцов.

(10 слайд)И конечно, художники изображали людей. В городецкой росписи это барышни и ковалеры

(11слайд)Самые дорогие донца украшали сюжетными (жанровыми) сценками. Самые популярные жанровые сценки это – гуляние, сватовство, чаепитие, изображали и сцены труда, праздники.

Сюжетная роспись выполняется на крупных изделиях: подарочных донцах, панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

( 12 слайд)Важно знать последовательность выполнения городецкой росписи:подмалёвка, тенёвка, оживка.

2.Проверка уровня усвоения знаний

А теперь проверим, хорошо ли начинающие слушали объяснения наставников. Я вам раздам карточки с вопросами, вы должны хорошо подумать и написать правильный ответ, за тех, кто ещё не умеет писать напишет старший наставник. Карточки проверят наставники.

III. Физминутка

Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу. 
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. 
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. 
Как они тихо садятся покажем руки сомкнули назад, 

Встали, встряхнулись, всем улыбнулись 
И сели работать опять.

 

 

IV. Практическая часть.

А теперь приступим к выполнению практической работе.

V. Самопроверка и взаимопроверка.

Законченные работы выставляем на мини выставку, посмотрим, что и как у нас получилось

Какую роспись мы сегодня изучали?

Где зародилась городецкая роспись?

 Какие изделия  расписывали народные умельцы городецкой росписью?

Какие мотивы городецкой росписи вы знаете?

VI. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

 

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он. Л. Куликова.

 

Словарная работа

Узола

Инкрустация

Донце

Барышня

Кавалер

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.