12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабибулина Ия Григорьевна91
Преподаю роспись по дереву и основы ДПИ
Россия, Ханты-Мансийский АО, Новоаганск
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
4

Занятие "Композиция в хохломской росписи"

МБУ ДО «РЦТД и М «Спектр»

 

 

Конспект занятия

Тема: «Композиция в хохломской росписи»

Год обучения: 2 год обучения

 

 

 

Педагог дополнительного образования –

Хабибулина Ия Григорьевна

 


 

п. Новоаганск

 

Композиция в хохломской росписи

 

Цель: Изучение основ композиционного построения хохломской росписи.

 

Задачи: - изучение традиционных схем построения хохломского орнамента;

-  построение композиции в круге, прямоугольнике, квадрате;

-  повторение пройденного материала по теме: «Растительные мотивы хохломской росписи»;

-  развитие навыков кистевой росписи;

-  воспитание трудолюбия и аккуратности.

 

Материалы и инструменты: изделия хохломской росписи различной формы; схемы построения хохломского орнамента в круге, прямоугольнике, квадрате; карточки с заданиями; альбомы, краски, карандаши; мозаика.

 

 

Ход занятия

 

I.       Организационный момент.

Приветствие.

Сообщение темы и цели занятия.

 

II.      Повторение.

Прежде чем приступить к изучению нового материала необходимо повторить пройденный материал по теме: «Растительные мотивы хохломской росписи». Необходимо ответить на следующие вопросы:

•   Назовите основные мотивы хохломской росписи.

•         Как в хохломской росписи называется стебель на котором располагаются ягоды и листочки?

•         Назовите правила построения криуля. Нарисуйте криуль.

 

III.    Изучение нового материала.

В русском декоративно - прикладном искусстве орнамент занимает очень важное место. Он пришел от травщиков - мастеров, специализировавшихся в написании растительности и орнамента в иконографии. Главный хохломской мотив так и называется - «травка». И именно в силу специфики своего орнамента Хохлома является самой национальной росписью.

Слово «орнамент» (лат.) и «декор» (фр.) означают одно - украшение.  (Слайд №2) Орнамент не существует сам по себе как самостоятельное искусство, вне связи с предметом. Он украшает уже существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом.

Орнамент это прежде всего ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами. (Слайд №2)  Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают в нас чувство покоя и гармонии. Ведь все сущее упорядочено ритмами: сезоны, сердцебиение, музыка, жизнь и смерть...

Прежде всего, в русских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток, напоминающий толи морозные узоры, то ли изогнутую при обработке стружку. Благодаря завитку, бегущему по поверхности, орнамент кажется бесконечным, стремительным. Не зря говорили в старину, что украшенная русскими мастерами поверхность «измечтана всею хитростию». Действительно, тем, кто не знает строя орнамента, никогда не догадаться, где начало его и конец. Интересно, что и русское кружево соблюдает этот принцип, сколько б ни плутала вилюшка, все равно вернется «домой». Конечно, есть и простые узоры, состоящие из гибких завитков, но сам орнамент строится мотивами, сегментами, сцепляясь между собой. Но характерно для русского орнамента именно бесконечно виться. Возможно, в этом прослеживаются византийские традиции вязи.

Русское узорочье напоминает поля под травушкой - муравушкой, извивы рек, отражая в себе, как и многие другие национальные орнаменты, родную природу.

При выполнении композиции необходимо обратить внимание на соответствие единства формы предмета, материала, из которого он сделан, рисунка и колорита в целом с назначением предмета. Важно учитывать размер, формат рисунка, элемента. Нельзя без потерь увеличить какой - нибудь мелкий элемент: он будет нуждаться в дополнительной разработке, как говорят в промысле, в «разделке».

Работая над составлением композиции, надо помнить, что чистые поверхность тоже несут свою эмоциональную и смысловую нагрузку, не стремитесь закрыть все рабочее пространство рисунком, оставьте «воздух».

 

Первичный контроль знаний

1.     Откуда пришел в хохломскую роспись травный орнамент?

2.     Как называются повторяющиеся части орнамента?

3.     Назовите характерную особенность русских узоров.

4.     Что надо учитывать при составлении композиции ?

 

Физкультминутка

 

Птички полетели, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали.

 

 

Практическая работа

 

Композиционное построение может быть вертикальным, горизонтальным, диагональным, радиальным.

 

Изучение любого вида композиции лучше всего начать с простейшего ленточного орнамента. (Слайд № 3)  Демонстрируется схема композиции в полосе. (Слайд № 4) Дети знакомятся с построением и на карточках строят  подобную композицию.

 

Более сложная композиция в прямоугольнике. (Слайд № 5) В хохломской росписи прямоугольник лучше разместить вертикально. Криуль рисуется снизу вверх, на концах завитков размещаются ягоды или цветы, затем рисуются листочки. Все элементы композиции должны размещаться равномерно по всей поверхности. Нельзя перегружать композицию мотивами, он и редкое расположение мотивов некрасиво. Важно правильно выбрать размер элементов в композиции, орнамент должен сочетаться с формой и размерами изделия. Демонстрируются схемы композиционных построений. Обучающиеся выполняют задания по карточкам.

 

Построение орнамента в круге. (Слайд № 6)  Схемы построения композиций в круге разнообразны: по схеме «ветвь» (Слайд № 7,8), «спираль» (Слайд № 9,10), «поясок», «сегменты»,   смешанная   композиция   «поясок»   +   «спираль» (Слайд № 11).

Демонстрируются схемы, обучающиеся выполняют задания по карточкам.

 

Построение композиции в квадрате. Для построения композиции в квадрате можно использовать композиционные схемы применяемые для составления композиций в круге. Демонстрируются схемы, обучающиеся выполняют задания по карточкам.

 

Подведение итогов занятия. Проверка знаний.

 

В конце занятия необходимо провести просмотр выполненных композиционных схем. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1.     В какой геометрической фигуре было легче всего разместить композиционную схему, в какой трудней? Почему?

2.     В какой последовательности выполняется построение хохломского орнамента?

3.     Какая композиция считается удачной? (Слайд № 12)

4.     Найдите отличия в данных композициях, какая из них гармоничней? (Слайд № 12)

Рефлексия. Уборка рабочего места.

 

 

 

Использованная литература

1.     Величко Н. Роспись: Техники. Изделия. - М.: ACT - ПРЕСС, 1999.

2.     Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.