12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1655
Высшее образование. Педагогический стаж 26 лет. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 и 2022 г.г. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск

Занятие кружка «Юный эколог»

Тема занятия «Эксперимент»

Цель: формирование навыков проведения эксперимента и оформления результатов экспериментальной части своей учебно-исследовательской деятельности

Задачи:

  • Рассмотреть методы исследования, применяемые в биологии.
  • Обучить правилам проведения эксперимента.
  • Сформировать навык постановки цели, выдвижения задач и гипотезы, формулирования выводов к работе.
  • Продолжить формирование навыков оформления исследовательской работы.

 

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная

Методы: беседа, эксперимент

Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут – беседа, мотивация к деятельности).

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомиться с основами исследовательской деятельности. На прошлых занятиях мы учились работать с литературными и интерне – источниками информации, подбирать методики для проведения исследования. Мы с вами уже знаем, что в биологии для изучения свойств живых организмов используется много методов.

Какие методы исследования вы знаете?

Учащиеся. Наблюдение, эксперимент, описание, сравнение, моделирование и т.д.

Учитель. С наблюдением мы уже с вами познакомились, а что такое эксперимент?

Ответы учащихся

Учитель. Эксперимент – это исследование свойств биологических объектов в специально созданных условиях.

Так как этот метод используется нашими ребятами в исследовательских проектах, то сегодня мы с ним поближе познакомимся.

Как любой научный метод, эксперимент имеет свою определенную структуру, которая включает в себя:

  1. Цель
  2. Задачи
  3. Гипотеза
  4. Результаты исследования
  5. Выводы

А объектом исследования у нас сегодня будет орган, который мы считаем самым главным в нашем организме. Какой это орган?

Учащиеся. Сердце.

Учитель. Почему он главный?

Учащиеся. От его работы зависит здоровье, состояние человека, настроение и даже жизнь.

Учитель. Хотите узнать, как работает ваше сердце? (ДА)

 

2. Изучение нового материала. (10 минут – рассказ с элементами беседы)

Учитель. Сердце – это мышечный орган, который, сокращаясь, перекачивает кровь. Здоровое сердце работает с четким определенным ритмом. Как мы можем узнать с каким ритмом работает наше сердце?

Учащиеся. По пульсу

Учитель. Что такое пульс?

Учащиеся. Удары крови по стенкам сосуда

Учитель. Где мы можем определить пульс у человека?

Учащиеся. На запястье, на шее

Учитель. Как вы думаете, у нас сердце всегда бьется с одинаковой частотой?

Учащиеся. Нет

Учитель. Отчего это зависит? Приведите примеры из собственной жизни.

Учащиеся. Частота пульса зависит от нагрузки, психологического состояния человека, вида деятельности

 

3. Эксперимент (15-20 минут).

Тема «Реакция сердца на физическую нагрузку»

Учитель. Ребята, перед вами лежит карта эксперимента (приложение 2), не забывайте вносить в нее все, о чем мы будем говорить.

Первое, с чего мы должны начать нашу работу – это сформулировать цель. Цель - это результат нашей работы, то, что необходимо сделать в ходе эксперимента, чаще всего повторяет, уточняет тему исследовательской работы. Сформулируйте цель – скажите, что мы сейчас должны сделать

Учащиеся. Изучить реакцию сердца на физическую нагрузку по показателям ЧСС

Учитель. Далее необходимо продумать задачи исследования. Задачи – это путь, которым мы будем идти к нашей цели. Это исследовательские действия, направленные на достижение цели. Сформулируйте задачи нашего эксперимента

Учащиеся.

Определить пульс в состоянии покоя, после физической нагрузки разной интенсивности и через 1 минуту после нагрузки.

Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на ЧСС

Учитель. Как вы думаете, какой результат мы с вами получим после эксперимента? Какую зависимость определим между нагрузкой и частотой пульса? Это и будет наша гипотеза. Сформулируйте, пожалуйста, ее.

Учащиеся. Гипотеза – чем больше физическая нагрузка, тем выше ЧСС

Учитель. Далее нужно провести сам эксперимент. Приступаем, выполняем по инструкции (приложение 1)

- Какие же результаты исследования мы получили?

ЧП1 (сидя) =13х6=78

ЧП2 (стоя)=15х6=90

ЧП3 (после 10 приседаний)=18х6=104

ЧП4 (после минутного отдыха) = 12х6=72

- Изменяется ли ЧСС?

Учащиеся. Да

Учитель. Давайте построим график, используя наши результаты.

Итак, какие выводы мы можем сделать по итогам нашего эксперимента? Помните, что выводы должны совпадать с задачами исследования. Это своего рода ответ на каждое наше действие. Сколько задач, столько и выводов. Сформулируйте выводы.

Учащиеся.

  1. Пульс в состоянии покоя равен 78 ударов в минуту, после минимальной нагрузки – 90 ударов, после 10 приседаний – 104, через минуту после нагрузки – 72 удара
  2. Чем выше физическая нагрузка, тем выше ЧСС

 

Учитель. Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, а почему при физической нагрузке пульс у человека учащается?

Ответы учащихся.

Учитель. Для выполнения движений нам нужна энергия. Энергия выделяется при распаде питательных веществ. Чтобы они распались нужен кислород. Поэтому учащается дыхание и учащается сердцебиение, чтобы побольше кислорода принести в мышцы.

У здорового нетренированного человека, пульс после выполнения нагрузки, например 20 приседаний, уже через 3 минуты возвращается в норму. У тренированного человека – спортсмена, времени для восстановления требуется меньше. У человека с ослабленным сердцем времени требуется больше и чем слабее сердце, тем больше времени нужно на восстановление.

Итак, сегодня мы рассмотрели один из методов исследования – эксперимент и научились составлять его описание.

 

4. Практическая работа (10-15 минут).

Составьте проект карты своего исследования в соответствии с требованиями в электронном виде.

Далее проводится представление результатов работы ребят и их обсуждение, выявление и устранение недочетов.

 

5. Домашнее задание.

Составить карту своего исследования.

Приложение 1.

Методика проведения эксперимента «Реакция ССС на физическую нагрузку»

Цель работы: изучение приспособляемости организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы

 

Ход работы

1. Сосчитайте пульс в состоянии покоя в положении сидя за 10 сек (ЧП1). Частоту пульса лучше определять по пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья

2. В течение 90 ссделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3. Сосчитайте пульс в положение сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП2).

4. Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за 10 с (ЧП3).

5. Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР).

ПР=ЧП1+ЧП2+ ЧП3 – 33/10

6. Оцените результаты, сравнивая с таблицей

Показатель реакции ССС на физическую нагрузку

Оценка

0 - 0,3

0,31 – 0,6

0,61 – 0,9

0,91 – 1,2

Более 1,2

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу

 

Приложение 2.

Карта эксперимента

Пошаговое оформление эксперимента

Результаты работы

Тема исследования

 

Цель

 

Задачи

 

Гипотеза

 

Результаты исследования

 

Выводы

 

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.