12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Natalya7837
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Работа по укреплению психологического здоровья детей с использованием сенсорного оборудования

Оленникова

 Наталья Александровна

педагог-психолог

Детский сад №232 ОАО «РЖД»

г. Улан-Удэ


 

Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей – одна из важнейших задач образовательных учреждений. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных новообразований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.

Причинами таких нарушений являются: стрессогенность жизни взрослых, их занятость преимущественно работой; громадные нагрузки как следствие раннего обучения дошкольников; дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей. Но разве не все равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. По данным современной медицины 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Ниже приведен сценарий занятия-игры, направленного на поддержание и укрепление психологического здоровья ребенка.


 

Занятие-игра

«Путешествие на чудо-остров»

в подготовительной группе

с использованием сенсорного оборудования

Цель: создание положительного эмоционального настроя и помощь в преодолении нарушений эмоционально-волевой сферы. Обобщение накопленного опыта.
Задачи:
-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
-активизация различных функций центральной нервной системы за счет  обогащенной мультисенсорной среды;
-формирование умения передавать свои ощущения, чувства в речи.

Оборудование:

- картин с изображением острова, моря, пляжа, водопадов, диковинных птиц;

- картинки с предметами и действиями;

- сенсорная дорожка;

- светящийся зеркальный шар;

- запись шума волн моря;

- пузырьковая колонна с рыбками;

- индивидуальные массажные коврики;

- антистрессовая подушка «Золотая рыбка»;

- комнатный фонтан «Водопад»;

- стол для песочной анимации с подсветкой;

- коврики для релаксации;

- стеклянные цветные камешки и шарики;

- ящик с песком для песочной терапии.

Коррекционно-развивающее занятие состоит из трёх этапов.
 

Первый этап
- создание настроя на совместную  работу, «вхождение в атмосферу сказки»:
- разминка, снятие волнения, напряжения.


Второй этап
- рассказывание сказки или истории, проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью;
- активизация участников, развитие рецепторов стопы упражнение «Дорожка»;
-  развитие мимики и пантомимики, формирование уверенности в себе - игра «Веселые мартышки»;
- развитие зрительных анализаторов - упражнение «Гимнастика для глаз»;
- развитие тактильных ощущений, внимания, восприятия и воображения - упражнение «Осуществление любых желаний», «Водопад», «Пузырьковая колонна» с подсветкой и рыбками, песочница;
- формирование коммуникативных навыков.

 

Третий этап
- подведение итогов занятия, обобщение приобретенного опыта, «выход из сказки».
 

Ход встречи:

Ритуал приветствия

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!


 

Вопрос для разминки ума «Что такое путешествие?»

Для чего люди путешествуют?

Как можно путешествовать?

Совершенно верно, но не всегда у человека есть возможность путешествовать, ведь мы с вами сейчас не можем сесть в самолет и улететь в путешествие. Но зато мы можем отправиться в воображаемое путешествие, а в этом нам поможет наше воображение. Что это такое воображение?

Воображение – это удивительная способность человека придумывать и представлять себе то, что никогда не видел, не слышал, не читал, не ощущал. Картинки, которые появляются в нашей голове, называются образы. В создании этих воображаемых образов могут участвовать все органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, воображаемое путешествие, согласны?

Сидя на стульчиках.

Далеко-далеко, где-то за далеким морем есть Чудо – остров. (Рассматривание картин с изображением острова, моря, пляжа, водопадов, диковинных птиц, зрительная релаксация, цветотерапия). Окружен этот остров скалами прибрежными. И не виден мимо проходящим кораблям поэтому мы не найдем  его на карте. Все на нем необыкновенно. Нам предстоит путешествие на этот остров. Для того чтобы узнать что же интересного там происходит. Хотите? Но нашего одного желания мало, мы должны потренировать своё воображение, чтобы вы могли ясно представить о чем я буду говорить.

Тренировка воображения.

Упр. «Что было бы, если…» (например, Что было бы, если книга заговорила?) Дети выбирают по очереди картинки с предметами (например, книга, утюг, яблоко и т.д.) и глаголами (побежал, запел, нахмурился, испугался и т.д.).

Упр. «Дорожка»

Дорожка эта волшебная, она наделяет идущего по ней силой, которая поднимается от ступней вверх и заполняет все тело.
Когда пойдете по дорожке, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.  Вставайте за мной и все вместе пройдем по этой дорожке.
(Дети идут по разложенной сенсорной дорожке в воображаемую страну).
(Включен крутящийся шар, и музыка шум волн.)
Вот  мы и попали с вами на чудо - остров. Присаживайтесь.
Каждый день на острове происходят удивительные вещи.  А какие,  вам об этом расскажет музыка. (Звучит музыка «Шум волн»)
Закройте глаза постарайтесь представить, что сейчас происходит на  острове, есть ли там жители, как они живут. Посмотрите на них.
Какие они, грустные или веселые, злые или добрые? (Ответы детей.)
Злые? А давайте научим их как справляться со злостью

Дети предлагают варианты как справляться с гневом. (Нарисовать, побить подушку, поговорить, «Волшебный коврик» и т.д.)

А для того чтобы, неизвестные нам жители острова не грустили, давайте мы их повеселим.

Упр. «Веселые мартышки»

«Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы вдруг состроим. Как скажу я цифру 3, — все с гримасами замри». Игроки повторяют все движения за ведущим, а когда он говорит:
« Три - замри!» — все должны на время замереть с той рожицей, какую они сделали.
Молодцы ребята, наверное жители острова очень радовались глядя на нас!

Упр. «Гимнастика для глаз» (Пузырьковая колонна)

А еще у жителей острова есть озеро, ребята давайте подойдем и посмотрим на пузырьки внутри озера, каждый выберет себе пузырек, и будет следить за ним глазками. Вверх, вниз. Голова при этом должна быть совершенно не подвижна, двигаются только глаза. Раз остров у нас чудный то и озеро у нас тоже необыкновенное, посмотрите как оно меняет цвет, в нем плавают рыбки, (дети наблюдают за рыбками, считают их, называют цвета, руками проводят по  «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения), которые умеют исполнять желания. Посмотрим на рыбок? (Ответы детей)

Упражнение « Осуществление любых желаний».
Дети встают на индивидуальные массажные коврики и образуют круг. Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете осуществить любое желание, сотворить любое чудо.
Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? Кто
готов? (По кругу ребятам передается антистрессовая подушка в виде золотой рыбки и каждый говорит) и после каждого пожелания произносят: Исполняется!»

Упражнение «Секрет».
Ребята,  вы знаете, у жителей острова, есть секрет. Секрет  жителей острова в том, что они каждый день приходят  и смотрят на водопад (фонтан) для того чтобы увидеться с нами.
Водопады - одни из самых симпатичных и впечатляющих творений природы. Вид воды, свободно падающей в воздухе и разбивающейся на земле в облаке брызг и гремящего рева - действительно одно из прекраснейших переживаний в жизни.

Это их волшебное зеркало. Посмотрим и мы в него. Как вы думаете, видят сейчас вас жители острова? Чтобы вы хотели им сказать? (Ответы детей).

Ребята, посмотрите жители острова оставили нам письмо на берегу моря, но оно не написано, а нарисовано. Почему? Что они хотели нам сказать? (Рисунок на песочном столе, человечки и сердце - доброжелательное отношение к нам, дружба, радость).

Давайте и мы оставим письмо жителям острова, а в этом письме будет приглашение в гости, как можно это изобразить? Ответы детей.

Упр. «Песочное рисование»

Дети договариваются, что будут изображать на песке. Затем выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Взрослый «рисует» пальцем на спине ребенка начало рисунка, ребенок должен догадаться, что это и нарисовать этот элемент на песке. Тот, кто получил «сообщение» и нарисовал его, должен передать следующий элемент другому игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. После этого он становится в конец колонны.

В конце игры дети обсуждают нарисованное послание.

Упражнение «Отдых». Музыка «Спокойное море»
Релаксация. Расслабление мышц. Отдых.
Долго мы с вами путешествовали, устали наверное? Давайте отдохнем? Ложимся на наши коврики и представим, что мы с вами загораем на острове, лежим на песочке. Наши глаза закрыты, мы лежим на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Мы отдыхаем, слушаем шум прибоя, наблюдаем за игрой волн. Отдыхаем. Отдыхают наши ручки, наши ножки, голова. Посмотрим на себя со стороны и запомним, один, два, три, а теперь: нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Ребята, жители острова любят собирать камни на берегу, давайте и мы с вами на память о этом путешествии найдем себе камешек в песке. (Ящик с песком, стеклянные шарики и камешки).

Возвращение домой по сенсорной дорожке.

Подведение итогов занятия:
Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями Вы бы хотели поделиться?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.