12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
4

Занятия для индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ на развитие мышления и речи

Занятия для индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ на развитие мышления и речи.

Цель: развитие мышления и речи.

Задачи: развивать мышление ребёнка, способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, комбинированию; развивать умение передавать свой замысел с помощью слов; развивать интонационную сторону речи; обогащать словарный запас, делая речь ребё1нка ярче, красочнее, расширять кругозор, развивать уровень осведомлённости.

Занятие 1.

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье . . .

И становится понятно –

Расслабление приятно!

«Путешествие»

Взрослый вместе с ребёнком отправляется в путешествие. Ребёнок придумывает, куда, зачем, на чём будет передвигаться. Все это обсуждается, взрослый задает ребёнку вопросы. Можно попросить ребёнка без слов показать способ его передвижения.

«Четвёртый лишний»

Ребёнку показывают карточки, на которых изображены различные предметы. Он должен определить что из предметов не подходит к остальным, постараться обосновать свой выбор.

«Волшебный сон»

Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснёшь по настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснёшься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются. . .

Глазки закрываются. . .

Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают. . .

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают засыпают (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена. . .

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . .(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Занятие 2.

«Лягушки»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.

Тянем губки прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну – перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены.

2. «На балу у короля»

Ребёнок вместе со взрослым «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскировочные костюмы и рассказать о них. В дальнейшем разыгрывается ситуация бала: представление гостя королю и королеве, вручение им подарков, различные игры, танцы.

3. «Угадай, что я загадал»

Перед ребёнком выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Ребёнок должен угадать, какой предмет был загадан, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

«Кораблик»

Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

Занятие 3.

1. «Орешек»

Представь, что ты разгрызаешь твёрдый орешек. Крепко сожми зубы. Челюсти напряглись, стали, как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё в нём расслаблено.

Зубы крепко мы сожмём,

А потом их разожмём,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

«Автобус»

Разыгрывается ситуация поездки ребёнка на автобусе: покупки у кондуктора билета, который спрашивает до какой остановки едет пассажир. Ребёнок выходит на определённой остановке, где его ждут различные игры и упражнения.

«Собери цветок»

Ребёнку дается картинка с изображением букета цветов и отдельные части такого же букета, из которых ребёнок должен собрать свой букет, назвать цветы, из которых состоит его букет и их цвет.

4. «Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье . . .

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Занятие 4

«Сердитый язык»

Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется.

2. «Сказка»

Вместе с ребёнком разыгрывается сюжет сказки «Три медведя» (герои сказки должны разговаривать разными голосами). Ребёнок пробует исполнить все роли. Взрослый уделяет внимание на передачу голосов героев сказки.

3.«На что похоже»

Ребёнок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг – пуговица, тарелка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник – чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треугольник – крыша дома, ёлка, египетская пирамида; овал – огурец, слива, яйцо, рыба.

«Кулачки»

Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты

Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.

Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Занятие 5

«Хоботок»

Вытяни губы «хоботком». Напряглись губы. Отпускай «хоботок».Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены.

2. «Я знаю»

Ребёнок стоит и подкидывает мяч вверх со словами: «Я знаю пять имён девочек…» (мальчиков, названий городов, животных и т. п.). Мяч подбрасывается на каждое слово. Ребёнок должен кинуть мяч и произнести слово.

3.«Логические концовки»

Лимоны кислые, а сахар…(сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь мяч…(руками).

Если стол выше стула, то стул…(ниже стола).

Если два больше одного, то один…(меньше двух).

Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки).

Если правая рука справа, то левая…(слева).

4.«Лягушка»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну – перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены.

Занятие 6.

«Рот на замочке»

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно- сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряжёнными они стали.

«Скульптор»

Упражнение в парах: взрослый – ребёнок. Один – скульптор, который лепит фигуру (любую, по своему усмотрению, или по заданию) из своего партнёра. После этого ребёнок – скульптор рассказывает о том, что он слепил, и о характере того, кто изображён.

«Чего не хватает»

Ребёнок рассматривает карточки с изображением предметов, находит недостающие в изображении детали. Карточки: девочка без рта, гребень без зубчика, стол без ножки, лиса без уха, кошка без усов с одной стороны, дверь без петли, пиджак без петель.

«Волшебный сон»

Расслабление мышц.

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… Засыпают… Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело, губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы, и послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко…ровно…глубоко.

Занятие 7.

«Олени»

Представляем себе, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твёрдыми! Трудно и неудобно держать так руки. Быстро опусти руки, урони их на колени. Расслабь руки. Вдох-выдох.

Посмотрите, мы – олени,

Рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

«Комплименты»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» Ребёнок говорит комплименты взрослому, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. Потом взрослый говорит комплименты ребёнку. После упражнения надо обсудить, что чувствовал ребёнок, что неожиданного он узнал о себе, понравилось ли ему говорить комплименты. Упражнение помогает ребёнку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он ценим другими людьми.

«Смысловые ряды»

Взрослый строит смысловой ряд и предлагает ребёнку догадаться, каким

будет четвёртое слово.

Дом – крыша, книга - …(обложка)

Птица – яйцо, растение -…(семя)

Квадрат – куб, круг –… (шар)

Хорошо – лучше, медленно -…(медленнее)

Электричество – выключатель, вода - …(кран)

Одежда – голый, обувь -…(босой)

Школа – обучение, больница - …(лечение)

Человек – ребёнок, собака - …(щенок)

Птица – гнездо, человек -…(дом)

«Кулачки»

Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты

Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.

Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Занятие 8.

«Лягушка»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну – перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены.

«Сказка»

Взрослый вместе с ребёнком разыгрывает какой – либо сказочный сюжет. Сказка должна быть подобрана таким образом, чтобы герои в ней говорили разными голосами. Сказка инсценируется, обращая внимание на голоса героев. Ребёнок должен попробовать исполнить все роли.

«Последовательные картинки»

Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Ребёнок должен разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Занятие 9.

«Хоботок»

Вытяни губы «хоботком». Напряглись губы. Отпускай «хоботок».Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены.

«Путешествие»

Взрослый с ребёнком отправляются в «путешествие». Ребёнок придумывает, куда, зачем, на чём будет передвигаться. Можно попросить ребёнка показать без слов способ своего передвижения.

«Разрезные картинки»

Картинка с изображением любого предмета, известного ребёнку (машина, стол, чашка, и т. п.), разрезается на несколько частей. Сначала ребёнку предлагается сложенная картинка. Затем её части раздвигаются, перемешиваются и ребёнку предлагается сложить картинку заново.

«Волшебный сон»

Ребёнок находится в позе покоя. Взрослый даёт ему установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснёшь по-настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснёшься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится,когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают засыпают (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена. . .

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . .(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

 

Опубликовано в группе «Программы для индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ,направленные на развитие основных психологических процессов. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.