12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Надежда Анатольевна19
1

Статья «Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования»

 Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования

Здоровье - самое главное в жизни человека.  Для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учитель был здоровым, ведь современные условия жизни выдвигают перед учителем большие требования: организм подвергается постоянной эмоционально - психологической нагрузке. Учитель также должен обладать соответствующим комплексом знаний и навыков по укреплению и поддержанию собственного здоровья и здоровья детей, руководствуясь принципом: «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!». От того, кто и как будет учить наших детей, зависит то, как мы будем жить завтра. Здоровье человека зависит от множества факторов, половину из которых составляет образ жизни. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни. Из множества определений и суждений ученых с далекой древности до наших дней выделяется мысль о том, что в основе здорового образа жизни лежит достижение равновесия организма с внешней средой. Основные элементы здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять своим здоровьем. Большую роль в разрушении здоровья играют отрицательные эмоции. Их вызывают многие факторы, среди которых обида, оскорбление, спешка, тревога, огорчения, гнев, злость, неудовлетворенность. Нужно признать, что все перечисленные факторы, наносящие большой вред здоровью, сопровождают педагога в процессе его трудовой деятельности. Моральное и физическое состояние учителя к концу трудового дня только формально можно считать нормальным, на самом деле присутствует и раздражённость, и моральная опустошенность из-за больших нагрузок на учителя. Тем не менее нужно учиться сохранять равновесие в различных жизненных ситуациях. Учителям в первую очередь нужно быть источником положительных эмоций для окружающих людей: учащихся, их родителей, социума. Большую часть своей жизни мы проводим на работе. Поэтому не удивительно, что наша профессия влияет на наше здоровье. И достаточно ощутимо. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Она характеризуется не только высокими нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Один из главных врагов здоровья учителя – стресс (точнее – дистресс). Учителя с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой больше подвержены стрессам. Люди, для которых привычно находиться в состоянии хронического стресса, а к ним относятся и учителя, часто отличаются определенными чертами характера. Одна из особенностей этого типа людей – их погруженность в работу. Таких людей называют трудоголиками. Американские ученые Фридман и Розенман показали, что, чем больше выражены у человека эти черты, тем больше риск возникновения у него сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому этот тип людей получил ещё название стресс-коронарного. Каждый может проверить себя на выраженность этих черт личности, чтобы постараться корректировать их, одновременно не забывая о профилактике сердечно-сосудистых нарушений. В предлагаемой анкете предусмотрено два варианта ответов: «да» или «нет».  1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор и т.д.)?  2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела ещё завершены? 3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо ещё способом ускорить беседу? 4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей? 5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить её как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе? 6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете? 7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть? (т.е. обладать чем-либо или испытывать себя)? 8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)? 9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей? 10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения? 11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса? 12. Трудно ли вам посмеяться над собой? 13.Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим? 14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем? 15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчинённых, близких), стремиться к достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?

При подсчете результатов можно увидеть, что чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты стресс-коронарного типа. Особенно стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов. Профессор Н.К. Смирнов в книге «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» даёт следующие рекомендации для людей стресс-коронарного типа:

Отношение к юмору. Стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например, приостановиться, оглянуться и увидеть забавную сторону той или ной ситуации. Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше, и главное – лучше! Расширение горизонтов. Люди с подобным типом личности склонны слишком сильно погружаться в работу. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам. Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, ценностям, устремлениям и т.д. Научиться признавать право окружающих быть другими (самими собой). Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно пытаться всё сделать самостоятельно. Надо передавать полномочия, больше доверять другим людям. Уменьшение нагрузок в течение дня. Стараться всё делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни. Большая терпимость по отношению к себе и окружающим. Необходимо внимательнее, терпимее относиться к себе, а не только предъявлять все возрастающие требования. Больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказаться, не прерывать их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.

Чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия, следует применять специфические мероприятия - для каждой профессии свои. Важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать технологии его реабилитации. Я хочу привести пример профилактических упражнений для дыхательной гимнастики. Почему я выбрала именно дыхательную систему? Система дыхания тесно взаимодействует с другими системами организма и от того, насколько она будет развита, насколько мы будем осведомлены о её особенностях, как будем применять эти знания в повседневной жизни, будет зависеть здоровье и долголетие всего организма. Здоровый человек не задумывается о дыхании как о любом подсознательном процессе. Полноценное дыхание помогает организму быстрее справляться с переутомлением. Кислород, насыщая ткани и органы, оказывает омолаживающий и оздоравливающий эффект. Во время перемен (10-15 мин.) можно провести самостоятельно несколько легких упражнений:

«Деревья на ветру» И.П, стоя, руки вдоль туловища. Медленно поднимаем руки через стороны вверх – вдох. Опускаем руки вниз, возвращаемся в И.П, медленный выдох с произнесением звука «Ш-Ш-Ш.» Повтор – 2 раза.

«Мороз» И.П, стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч. Руки – скрестить перед грудью и обхватить ими свою грудную клетку – сильный выдох. Медленно вернуться в И.П – вдох. Сделать 3-5 раз.

«Дровосек» И.П стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы сцеплены в замок. Руки поднять вверх, делая медленный вдох. Наклониться вперед, руки опустить между коленями с сильным выдохом и произнесением звуков «У-у-ухх», «Э-эхх», «Брру-хх». Повторить 3-5 раз.

После каждого упражнения можно провести очищающее дыхание. Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную систему: - сделать медленный полный вдох и задержать дыхание; - сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть; - выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких; - при необходимости сделать следующий вдох, не пересиливая себя. Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Литература

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.