Программа внеурочной деятельности по разделу экология «Зелёный мир вокруг нас» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 1 June 2017 в группе

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, приказа Миобрнауки России от 05.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»; письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образовании»; примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях РО ( приказ МО РО № 688 от 20.07.2012г); на основе авторской программы А.В. Григорьевой (сборник программ внеурочной деятельности: 5-9/ под ред. И.ф.Федоровой – М.: Просвещение. 2013. Стр.233)

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

Сформировать экологические понятия.

Развивать умения ухода за растениями.

Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

Прививать любовь к природе, родному краю, Родине

Сформировать умение критически мыслить.

2. Общая характеристика учебного курса.

Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, цель моей работы, как педагога – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Ценностные ориентиры содержания программы:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.

Принципы реализации программы:

Научность;

Доступность;

Целесообразность;

Доступность.

Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета «Зеленый мир вокруг нас» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Зеленый мир вокруг нас» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

3. Место предмета в учебном плане.

Курс включает 1 занятие в неделю, всего 34 занятия в 5 классе.

( 1 группа).


 


 

5.Тематическое планирование

Модуль

Количество часов

УДД

1

Экология – наука об окружающей среде.

2 ч.

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2

Экологический опыт прошлых лет.

4 ч.

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

3

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

7 ч.

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

4

О городах и горожанах: человек в городе

10 ч.

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

5

Озеленение микрорайона и школы..

5 ч.

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

6

Пропаганда экологических знаний.

6 ч.

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Итого: 34 ч.

 

4.Содержание программы

Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)

Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность. Модели поведения.

2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.

Экологическая культура коренных жителей Самарской области. Использование традиций прошлого в современном мире.

4. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые

строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение за расходом воды в школе и дома

Общий дом — общие проблемы:

почему возникают и как решаются экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

6.Пропаганда экологических знаний.(6 ч.)

Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка «Грустная история». Берегите природу родного края! Пожары и человек. Дом, в котором мы живем.

6.Учебно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Дата

УУД

Виды деятельности

Формы контроля

План

Факт

Экология – наука об окружающий среде. (2 ч.)

1.

Вводное занятие.

Я – и экология!

1

   

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 

Собеседо

вание

2

Экологическая безопасность. Модели поведения.

1

   

Экскурсия

 

Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

3

Экологическая культура разных народов.

1

   

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

Изображение рисунка.

Выставка

4

Экологические традиции народов России.

1

   

Экскурсия

Собеседо

вание

5

Экологическая культура коренных жителей Аксайского района.

1

   

Встреча

Собеседо

вание

6

Использование традиций прошлого в современном мире.

1

   

Диспут

Анализ

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.)

7

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных,

планета — дом всего человечества.

1

   

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа

Собеседо

вание

8

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

1

   

Составление

коллажа

 

9

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ.

1

   

Демонст

рация

 

10

Элементарные представления об экологии жилища.

1

   

Экскурсия

 

11

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией?

1

   

Круглый стол

Собеседо

вание

12

Как научиться экономить энергию?

1

   

Просмотр видеофильма

Творческий отчёт

13

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

1

   

Беседа

Анализ

О городах и горожанах: человек в городе. (9 ч.)

14

Глобальные экологические проблемы:

1

   

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа

Собеседо

вание

15

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

1

   

Трудовой десант

Творческий отчёт

16

Как разлагается мусор?

1

   

Круглый

стол

Анализ

17

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

1

   

Беседа, проект

Собеседо

вание

18

Новинки из мусорной корзинки.

1

   

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчёт

19

Охраняемые природные территории и объекты:

1

   

Беседа

Собеседо

вание

20

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

1

   

Круглый

стол

Собеседо

вание

21

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

1

   

Составление правил

 

22

Мусорный бум.

1

   

Акция

Творческий отчёт

23

Правила утилизации бытовых отходов

1

   

Игра

 

Озеленение микрорайона и школы (5 ч.)

24

Роль комнатных растений в жизни человека.

1

   

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

Собеседо

вание

25

Мои зелёные друзья.

1

   

Проект

Творческий отчёт

26

Уход за комнатными растениями.

1

   

Беседа

Собеседо

вание

27

Озеленение классных комнат.

1

   

Проект

 

28

Цветочная мелодия. Городские цветы.

1

   

Праздник

 

Пропаганда экологических знаний (6 ч.)

29

Правила поведения в лесу,

1

   

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

стол

Анкетиро

вание

30

Правила поведения на берегу реки.

1

   

Встреча

Собеседо

вание

31

Экологическая сказка «Грустная история».

1

   

Игра

 

32

Берегите природу родного края!

1

   

Составление Наказа

 

33

Пожары и человек.

1

   

Встреча

Собеседо

вание

34

Дом, в котором мы живем.

1

   

Праздник,

конкурс

 

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы.

1.Авторская программа А.В. Григорьевой (сборник программ внеурочной деятельности: 5-9/ под ред. И.ф.Федоровой – М.: Просвещение. 2013. Стр.233)

2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 2005.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.

5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.

6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического

музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.


 


 

8. Результаты освоения курса.

Показатели в  личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.