Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая природа»

1
1
Материал опубликован 13 February 2023 в группе


t1676310981aa.png


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»


«Утверждаю»

Директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ

________________ Д.В. Моргун

« » г.

















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЖИВАЯ ПРИРОДА»

Программа естественнонаучной направленности

Уровень программы: углубленный

Программа рассчитана на обучающихся 12 - 17 лет.

Срок реализации –3 года




Одобрена:

Педагогическим советом ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ

Протокол № __ от « » 2018 г.


Автор программы: Леонов Виталий Михайлович, Леонов Сергей Витальевич

Москва, 2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы. Программа естественнонаучной направленности, углубленного уровня, рассчитана на 3 года обучения по 144 часа (или 184 часа в год), по 4 часа в неделю.

Актуальность и особенности программы. Данная программа направлена на формирование у детей экологической культуры, биоцентрического мировоззрения и овладение навыками в области театрального искусства, что позволит учащимся внести реальный вклад в охрану природы. Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.  

Программа написана для обычных детей и рассчитана на то, что занятия в данном объединении помогут школьникам в развитии их творческих способностей, разовьют детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, повысят уверенность в себе. Ведь театр не только развлекает, но и воспитывает морально и эстетически.

      Главный принцип программы  основан на общепедагогической установке – путь от простого к более сложному. Занятия построены так, чтобы были доступны и интересны детям, будили их творческую инициативу, создавали ощущения необычности и увлекательности, вызывали положительные эмоции в приобщении к волшебному миру природы.

   Итоговое занятие в конце года – показ спектакля. Спектакль, как художественное произведение, живет лишь в те часы, когда идет на сцене. А для успешного выступления необходим предварительный настрой, мобилизация внимания, воображения, памяти и чувств.    Дальнейшим продолжением учебной образовательной работы с группой может быть проведение в летние школьные каникулы выездной исследовательской экспедиции в один из районов России.

Способность к эстетическому переживанию, связанному с красотой и величием планеты, отражение системы знаний о живом в художественно-творческой деятельности - это фундамент экологического воспитания ребенка, источник формирования экологической культуры и бережного отношения к природе.

Программа 1-го года обучения рассчитана на 184 часа и на 144 часа, из расчета 4 часа в неделю. Учащиеся получают знания по биологии, экологии, знакомятся со сценической грамотой. Важный момент 1-го года обучения – снятие психологических и мышечных зажимов, формирование свободного общения со сверстниками и способности выражать свое мнение. На занятиях ребята получают экологические, биологические, театральные знания, им создаются условия для повышения интереса к изучению природных процессов. Посредством этюдов первых театральных постановок у ребят формируется экологическая культура.

Программа 2-го года обучения рассчитана на 184 часа и на 144 часа, из расчета 4 часа в неделю. Учащиеся углубляют свои знания, умения и навыки в области естественных наук и театрального искусства. Программа предполагает больше самостоятельности в проявлении фантазии, в анализе полученных знаний и принятии решений (в постановочной работе).

Программа 3-го года обучения рассчитана на 184 часа и 144 часа в год, из расчета 4 часа неделю. Учащиеся углубляют свои знания, умения и навыки в области естественных наук и театрального искусства.

Тематика всех трёх лет обучения построены одинаково. Однако содержание разделов отличаются: второй и третий годы обучения предполагает более серьезный и глубокий подход к темам раздела. В них раскрываются другие понятия, ставятся иные задачи. Главный принцип программы основан на общепедагогической установке – путь от простого к более сложному.

Цель программы - сформировать экологическую культуру и мировоззрение, повысить уровень экологической подготовки обучающихся, раскрыть их творческий потенциал при выполнении заданий и прохождении занятий.

Задачи.

Обучающие:

- поэтапное и целенаправленное формирование мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, определение и объяснение понятий, конкретизация, умение видеть противоречия);

- расширение знаний по экологии, биологии;

- формирование знаний в области театрального искусства и исследовательской деятельности;

Развивающие:

- развитие творческих способностей ребенка;

- развитие индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

- развитие и поддержка талантливых учащихся;

- формирование профессиональной ориентации учащихся;

- формирование экологического мышления через сопереживание;

- создание условий для развития интеллектуальных, физических способностей обучающихся;

- развитие познавательной и творческой активности ребенка;

- развитие представления о взаимодействии человека и природы;

Воспитательные:

- вовлечение обучающихся в практическую природоохранную деятельность;

- привитие духовно-нравственных ценностей;

- воспитание способности к сопереживанию;

- воспитание деятельной любви к природе;

- воспитание чувства личной ответственности за судьбу планеты;

- самостоятельность;

- самоуважение и адекватная самооценка;

- умение ставить перед собой задачи и доводить начатое до конца;

- умение работать в парах, в команде;

- умение слушать, адекватно оценивать других;

Формы и режим занятий. В процессе обучения применяются следующие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятия-зачёты, экзаменационные показы, показ спектакля зрителям, мероприятия, рефлексия и анализ. Занятия проходят два раза в неделю по 2 и 2.5 часа, с перерывами. Программа предусматривает изменение расписания в отдельные месяцы с целью участия в мероприятиях.

Категория учащихся. Программа предназначена для учащихся средних классов общеобразовательных школ.

Прогнозируемые результаты программы.

Предметные результаты

- знать основные понятия, законы, принципы экологии;

- иметь навыки актерского мастерства;

- уметь проводить наблюдения в природе;

- написание и защита проектных работ.

Личностные результаты:

- приобрести умение работать в малой группе при выполнении заданий программы;

- научиться оценивать свое поведение и свои запросы с экологических позиций;

- владение навыками самопрезентации и самостоятельного творчества;

Метапредметные результаты:

- научиться общим методикам постановки проектно-исследовательской деятельности;

- интегрировать знания со школьными;

- научиться применять полученные умения в разных областях жизни.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


УТП на 184 часа в год


п/п

ТЕМЫ

всего часов

в том числе:


Контроль




теоретич.

практич.

1

Введение

4

2

2

Входящий

2

Теория театра

8

8

-

текущий

3

Актерское мастерство

24

6

18

текущий

4

Сценическая речь

20

4

16

текущий

5

Пластика

20

4

16

текущий

6

Основы экологии

10

2

8

текущий

7

Путешествие в мир природы.

20

4

16

текущий

8

Что растет вокруг меня?.

20

4

16

текущий

9

Кто живет вокруг меня?..

20

4

16

текущий

10

Танцы в природе.

8

2

6

текущий

11

Музыка природы.

6

2

4

текущий

12

Художественное оформление экологического спектакля

10

2

8

текущий

13

Участие в мероприятиях. Подведение итогов

14

2

12

итоговый


ИТОГО

184

46

138




УТП на 144 часа в год


п/п

Разделы

всего часов

в том числе:

Контроль




теоретич.

практич.

1

Введение

2

1

1

Входящий

2

Теория театра

6

2

4

текущий

3

Актерское мастерство

22

2

20

текущий

4

Сценическая речь

14

2

12

текущий

5

Пластика

14

2

12

текущий

6

Основы экологии

6

2

4

текущий

7

Путешествие в мир природы.

26

2

24

текущий

8

Что растет вокруг меня?.

10

2

8

текущий

9

Кто живет вокруг меня?..

10

2

8

текущий

10

Танцы в природе.

2


2

текущий

11

Музыка природы.

6

-

6

текущий

12

Художественное оформление экологического спектакля

20

-

20

текущий

13

Участие в мероприятиях. Подведение итогов

6

-

6

итоговый


ИТОГО

144

20

124









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.


1. Введение

Инструктаж по технике безопасности. Входящее тестирование. Ознакомительная беседа о театре. Знакомство с основными навыками, которыми должен владеть актер: сценическая речь, пластика, мимика. Теория подкрепляется практическими упражнениями.

2. Теория театра

2.1. История возникновения театра. Обрядовые игры и представления. Древнегреческий театр. Ораторское искусство.

2.2. Театральные жанры: комедия, трагедия, драма. Балет, опера, оперетта. Современные: трагикомедия, мюзикл, шоу и проч.

2.3. Виды театров: драматический, музыкальный, театр кукол, театр теней, народный театр, театр одного актера, пантомимы, пародий и проч.

2.4. Основные театральные термины: сценическая речь, пластика, мимика, этюд, мизансцена, реплика, генеральная репетиция; мотив, конфликт, тема и идея произведения; амфитеатр, авансцена, бутафория, реквизит, декорации, премьера, режиссер.

3. Актерское мастерство

3.1.Упражнения психофизического тренинга: разогревающие, основные и с включением воображения.

3.2.Упражнения на развитие воображения:

Придумывание историй, сказок по картинкам, фото

«Истории» по кругу (с мячом)

Превращение комнаты в игровую площадку (лес, самолет, магазин, пляж )

3.3.Упражнения в предлагаемых обстоятельствах:

Работа с пространством («оживление» комнаты)

Сказочные герои в необычных предлагаемых обстоятельствах

3.4.Упражнения на память физических действий (с воображаемым предметом)

Упражнения на импровизацию (в паре и коллективные)

Упражнения в паре, в тройке: «Скульптор» (один «лепит», другой «оживает»)

Упражнение на развитие памяти и внимания:

Ассоциативная память

3.5.Игры «Снежный ком» (запоминаем имена, слова, жесты), «Во что одет ...?»

3.6.Эмоциональная память актера. Учимся сосредотачиваться на своем внутреннем состоянии, «не выходить» из образа.

3.7.Развитие чувства команды:

Игры на сплочение

3.8.Хлопки в одном ритме, «Грузинский хор», «Оркестр»

Учимся слушать друг друга: тренинг «Свечка» - в конце занятия (каждый высказывается о том, что понравилось/не понравилось)

3.9.Этюд: закон построения этюда. Постановка этюда в заданных предлагаемых обстоятельствах

Этюды на свободные темы. Разбор (анализ) этюда

4 . Сценическая речь

4.1.Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов («Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай»).

Упражнения на мимику («Комар», на выражение эмоций - «Зеркало»)

Упражнения для голоса (на интонацию, громкость, свободу произношения)

4.2.Разучивание скороговорок с постепенным увеличением темпа, с различными интонациями

4.3.Выразительное чтение (разбор стихов: мысль автора и способы ее выражения; по интонационным ударениям, чтение)

4.4.Обыгрывание различными интонациями одного стихотворения

4.5.Постановка стихотворения в различных жанрах (опера, цирк, фильм ужасов, мюзикл, драма, комедия, детектив, документ. кино и т.д.)

5. Пластика

5.1.Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов («Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Песок-камень», «Шалтай-болтай»).

5.2.Игры «Живые цветы» (запоминаем имена, слова, жесты), «Как растет ...?»

Хлопки в одном ритме, «Лесной хор», «Природный оркестр»

5.3.Учимся слушать друг друга: тренинг «Муравейник» - в конце занятия (каждый высказывается о том, что понравилось/не понравилось)

5.4.Этюд: закон построения этюда, постановка этюда в заданных предлагаемых обстоятельствах.

5.5.Этюды на экологические темы: «Как чудесен этот мир», «Там, на неведомых дорожках», «Наши пернатые друзья», «Дом, где мы живём», «Встреча на лесной полянке», «Урок в весеннем лесу»

6. Основы экологии.

6.1.Экология как наука. История развития экологии. Роль экологии в современном мире.

6.2. Экологические проблемы крупных городов.

6.3.Театрализованный экологический мини-спектакль «Давайте сохраним…»

7. Путешествие в мир природы.

7.1.Живая и неживая природа. Явления природы. Знакомство с правилами поведения в природе. Заповеди юных защитников природы.

7.2.Экологический мини-спектакль «тропинками родного края»

8. Что растет вокруг меня?.

8.1.Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Красная книга и ее роль в охране редких видов растений.

8.2.Экологический мини-спектакль «Не рубите ёлочки!»

9. Кто живет вокруг меня?..

9.1.Многообразие живых организмов, роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Редкие и вымирающие виды животных Красной книги. Охрана и воспроизводство редких и исчезающих животных. Заповедники.

9.2.Экологический мини-спектакль «Эти забавные животные».

10. Танцы в природе.

10.1.Танцы животных. Танцы птиц. Танцы насекомых.

10.2.Постановка отдельных танцев. «Фламинго», «Танцующий богомол», «Антилопа», «Крылатые цветы-бабочки», «Живые цветы».

11. Музыка природы.

11.1.Музыка воды. Музыка леса. Голоса птиц.

11.2.Разучивание песен (индивидуально и хором).

12. Художественное оформление экологического спектакля

12.1.Костюмы.

12.2.Декорации. Бутафория.

13. Участие в мероприятиях. Подведение итогов

13.1.Показ экологического спектакля.

13.2.Викторина по пройденным темам.

13.3.Участие в мероприятиях естественнонаучной направленности. Подведение итогов.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


УТП на 184 часа в год


п/п

Разделы

всего часов

в том числе:

Контроль




теоретич.

практич.

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

входящий

2

Теория театра

16

8

8

текущий

3

Над нами небо голубое

18

8

10

текущий

4

Сценическая речь

20

10

10

текущий

5

Охрана природы.

20

10

10

текущий

6

Мир растений.

20

10

10

текущий

7

Мир животных

20

10

10

текущий

8

Природные зоны

18

8

10

текущий

9

Музыка природы.

14

4

10

текущий

10

Художественное оформление экологического спектакля

16

8

8

текущий

11

Участие в мероприятиях. Подведение итогов

20

2

18

итоговый


ИТОГО

184

80

104




УТП на 144 часа в год


п/п

Разделы

всего часов

в том числе:

Контроль




теоретич.

практич.

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

4

4

-

входящий

2

Теория театра

10

8

2

текущий

3

Над нами небо голубое

14

4

10

текущий

4

Сценическая речь

16

6

10

текущий

5

Охрана природы.

16

6

10

текущий

6

Мир растений.

14

4

10

текущий

7

Мир животных

14

4

10

текущий

8

Природные зоны

14

4

10

текущий

9

Музыка природы.

12

4

8

текущий

10

Художественное оформление экологического спектакля

12

2

10

текущий

11

Участие в мероприятиях. Подведение итогов

18

4

14

итоговый


ИТОГО

144

50

94




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1. Введение

Введение. Повторение правил поведения и техники безопасности на занятиях. Входящий контроль.

2. Теория театра

Повторение основных театральных терминов и понятий. Повторение истории театра, видов театра, театральных жанров. Знакомство с теорией К.С. Станиславского как ключ к созданию сценического образа.

3. Над нами небо голубое

Состав воздуха. Свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Основные источники загрязнения воздуха. Мини-спектакль «Добро пожаловать!»

4 . Сценическая речь.

Артикуляционная гимнастика. Акустическая гимнастика. Скороговорки – разучивание, обыгрывание в разном ритме, с различным отношением. Слово как отражение мысли. Художественное слово как сценический образ. Основы ораторского искусства. Составление речи на заданную тему. Импровизированная речь на заданную тему.

5. Охрана природы.

Охрана природы – проблема международная. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия на Земле. «Красная книга». Охрана малых рек и родников. Создание водохранилищ. Охрана недр и почв. Охрана атмосферного воздуха. Мероприятия по охране природы Москвы и Подмосковья. Экологический мини-спектакль «Кладовая природы»

6. Мир растений.

Растения. Многообразие растений. Особенности строения, образ жизни. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Цветковые. Экологический мини-спектакль «Во саду ли, в огороде..»

7. Мир животных.

7.1.Животные. Деление на позвоночных и беспозвоночных.

7.2. Многообразие животных.

7.3. Рыбы, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие, насекомые.

7.4. Экологический мини-спектакль «Путешествие по экологической тропе»

8. Природные зоны.

8.1. Природные зоны Земли.

8.2. Природные зоны России.

8.3. Экологический мини-спектакль «Дом за окном»

9. Музыка природы.

9.1. Природа - лучший композитор.

Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика….

9.2. Песня-гимн в защиту природы «Я приглашаю вас в леса!»

10. Художественное оформление экологического спектакля.

10.1. Костюмы

10.2. Бутафория.

10.3. Декорация.

11. Участие в мероприятиях. Подведение итогов

11.1. Показ спектакля.

11.2. Викторина по пройденным темам.

11.3. Участие в мероприятиях естественнонаучной направленности центра.

11.4. Подведение итогов работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


УТП на 184 часа в год


п/п

ТЕМЫ

всего часов

в том числе:


Контроль




теоретич.

практич.

1

Введение в предмет. ТБ

8

8

-

Входящий

2

Дыхание и звуки.

14

4

10

текущий

3

Современная экология.

20

4

16

текущий

4

Упражнения в равновесии.

20

4

16

текущий

5

Краеведение МР и историческая пластика.

20

4

16

текущий

6

Этюд.

16

4

12

текущий

7

Работа над собой.

20

4

16

текущий

8

Работа актера над образом. Логика действия.

18

4

16

текущий

9

Репетиционно-постановочная работа.

20

6

14

текущий

10

Техника природного грима.

6

2

4

текущий

11

Работа над образом (грим).

8

2

6

текущий

12

Участие в мероприятиях. Подведение итогов.

14

2

12

итоговый


ИТОГО

184

48

136



УТП на 144 часа в год


раздел

ТЕМЫ

всего часов

в том числе:

Контроль




теоретич.

практич.

1

Введение в предмет.

2

1

1

Входящий

2

Дыхание и звуки.

6

2

4

Текущий

3

Современная экология.

12

2

10

Текущий

4

Упражнения в равновесии.

14

2

12

Текущий

5

Краеведение. Историческая пластика.

14

2

12

Текущий

6

Этюд.

6

2

4

Текущий

7

Работа над собой.

24

4

20

Текущий

8

Работа актера над образом. Логика действия.

22

4

18

Текущий

9

Репетиционно-постановочная работа.

16

2

14

Текущий

10

Техника природного грима.

2

1

1

Текущий

11

Работа над образом (грим).

6

-

6

Текущий

12

Участие в мероприятиях (естественнонаучной и культурологической направленности). Подведение итогов.

20

-

20

Итоговый


ИТОГО

144

18

126




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


1. Введение в предмет.

Входящий контроль. Специфика театрального (актерского) искусства. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства.

2. Дыхание и звуки.

Гласные звуки и согласные звуки. Виды звуков. Практика: Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука. Виды дыхания. Системы дыхания.

3. Современная экология.

История развития экологии. Ее роль в современном мире. Экология животных. Экология растений. Экология человека. Театрализованный экологический мини-спектакль «Давайте сохраним…»

4. Упражнения в равновесии.

Различные виды одиночного балансирования. Парные и групповые упражнения. Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату»,«Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром» и др.

5. Краеведение и историческая пластика.

Этикет и манеры поведения в разные эпохи. Изучение особенностей стилевого поведения и правила этикета (обхождения, принятые в русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия. Походки. Обращения с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами и др. Поклоны. Объяснение темы поклоны и виды поклонов. Отработка поклонов, принятых в русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия. Сценический бой. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты. Экскурсионная работа. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Понятие о гидросфере планеты. Охрана и использование водных объектов. Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность человека.

6. Этюд.

Понятие этюд. Виды этюдов. Событие, как основа репетиций. Органичность и импровизация.

Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину). Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.). Этюды на тему «Я –животное». (изобразить животное).

7. Работа над собой.

Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Мускульная свобода. Снятие ышечных зажимов. Творческое оправдание и фантазия. Оценка и ритм. Чувство правды и контроль. Сценическая задача и чувство. Действие. Мысль и подтекст. Сценический образ как «комплекс отношений».

8. Работа над образом. Логика действия.

Этюды на тему: «Я – предмет». Этюды на тему «Я – стихия». Этюды на тему «Я – животное», «Я - растение». Этюды на тему « Я – фантастическое животное», «Я- Эколог», «Я – часть природы». Басни. Понятие Басня. Изучение материала (жанра, идеи, стиля и др.). События и событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Баснописцы: И. А.Крылов, С. Михалков. Читка басен. Инсценировка басен. Постановочные репетиции басен. Компоновка, репетиция и показ басен.

9. Репетиционно-постановочная работа.

Выбор, общее обсуждение, создание сценария. Погружение в предлагаемые обстоятельства. Беседы о сценических образах и их прототипах , их взаимоотношениях в реальной жизни. Изучение жизни экосистемы в целом. Чтение выбранного драматического материала. Разбор сценария: сюжет, тема, идея, проблемы. Композиция пьесы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Работа над образами: сочиняем предыстории героев, этюды с героями в других предлагаемых обстоятельствах. Этюды по событийному ряду пьесы. Распределение ролей. Чтение по ролям. Постановка актёрских задач: определение целей персонажей в пьесе и в конкретном эпизоде. Анализ работы каждого учащегося. Постановка отдельных эпизодов с разбором. Постановка спектакля. Репетиции спектакля: компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции. Репетиции с малыми и большими группами спектакля.

10. Техника природного грима.

Природный «макияж». Мимикрия - грим в природе. Об искусстве грима. Гигиена грима и технические возможности грима. Анатомические основы в гриме. Светотень. Теплые и холодные тона. Прически и парики.

11. Работа над образом (Грим).

Костюм и грим. Сказочные гримы. Гримы в живой природе.

12. Участие в мероприятиях. Подведение итогов.




ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

входной контроль (первое занятие ежегодно);

текущий контроль (выполнение заданий по тематике занятия);

итоговый контроль (в конце каждого года обучения).

Оценка степени освоения программы проводится в двух формах: тестирование и участие в мероприятиях естественнонаучной направленности. Набор детей в группу осуществляется на добровольных началах, текущий контроль - путем тестирования после пройденных тем, итоговый зачет – показ спектакля в конце года и промежуточный – показ спектакля (или отрывков) в середине года. Итоговое занятие в конце года проводится в виде спектакля.

Формы подведения итогов и отслеживания результатов и достижений.

- организация и участие в конкурсах, фестивалях, постановка спектаклей

- тестовые задания

- беседы с детьми и их родителями

- создание детьми наглядных пособий, костюмов, проектно-исследовательских работ.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоги обучения подводятся в виде публичной презентации образовательных результатов программы учениками на кружковой открытой конференции. Результативность программы оценивается согласно приказу №922 Департамента образования города Москвы от 17.12.2014, с изменениями.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-технические условия

Требования к помещению для учебных занятий, мебели и оборудованию соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса помещения для учебных занятий подбираются из расчета не менее 2 м2 на одного учащегося для теоретических занятий и 3,6 м2 для лабораторных занятий. Уровень освещенности предусматривается не менее 300 лк. Температурный режим – 20 – 22 С, относительная влажность 40 – 60%, перед занятиями и во время перерывов помещение проветривается. Мебель стандартная школьная, для проведения некоторых работ по микробиологии требуется лабораторная мебель (столы). Питьевой режим не отличается от такового для общеобразовательных учреждений.

Оборудование и оснащение учебного процесса.

Мультимедийный комплекс (компьютер и проектор или интерактивная доска с выходом в интернет) для педагога;

Учебные лекционные места, согласно СанПиН;

Актовый зал,

Подсобное помещение для хранения декораций и необходимого инвентаря для их изготовления.

Учебные коллекции на природную тематику.

Также для некоторых видов упражнений и занятий требуется инвентарь:

- мяч, веревка, ключ и проч.;

- необходимый материал для изготовления декораций (кисти, краски, рулоны бумаги, цветной картон, разноцветная ткань).

Методические особенности реализации программы.

При реализации программы «Живая природа» используются и традиционные методы обучения, и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (творческий поиск обучающихся), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

•    иллюстративный материал природной тематики;

•    иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

фото и видео спектаклей;

кроссворды, викторины, тесты.

В учебно-воспитательный процесс могут быть включены встречи с деятелями театрального искусства, посещение спектаклей профессионального и любительских театров,  а также предусмотрены внутригрупповые и общие мероприятия.

Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств детей, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Нормативно - правовые акты и документы.

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308, от 08.09.2015 № 2074, №1035 от 30.08.2016 г.).

Информационное обеспечение программы.

Литература для педагога.

1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. АО МДС, М., 1996.
2. К.К. Забавин «Основы театральной культуры в школе» - М.: Просвещение, 1988.
3. М.Ф   Рудзик. «Основы театрального искусства и драматизации школьников» - М.: Просвещение, 1994.
4. С.С. Сухов «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников» - М.: Просвещение, 1989.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология Ростов-на-Дону, 1996.
6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России М., АО МДС, Юникам, 1995.- 232 с.

7. В. Ю. Ширяев «Драматический кружок школьников».М.: Учпедгиз, 1955. - 80 с.
8. Ю.И.Рубина «О развитии художественных способностей школьников на занятиях драматического кружка».– М.: Просвещение, 2000. – 175 с.
9.  В.П. .Шильгави «Начнем с игры?».
- М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
10. Ю.М. Чистякова «Психогимнастика II». - М.: Просвещение, 1995.
11. Муратов С.Р. Муратова С.С. Как оформлять научно-исследовательские работы уча-

щихся, готовить доклады и тезисы к публикациям. Методическое пособие Казань, 1997.
12.  Чернова Н.М., Галушин В. М. Основы экологии. М., 1997
13.  И.А. Кумаева  «Основы эстетического воспитания».
-М.: Искусство, 1986.
14.  А.И.Кузьмин  «У истоков русского театра». - М.: Просвещение, 1984.
15. Л.А.Сахарова, А.И. Шахова «Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях».

- М.: Просвещение, 1986.

Литература для обучающихся.

1.  В.Ф.Федорова «Русский театр XIX века». - М.: Знание, 1983г
2.  Г.А. Хайченко «Русский народный театр конца  XIX начала  XX века».
-М.: Наука, 1975.
3.  В.К. Посталатий «Чудеса... без чудес» // Саратов: Магический журнал, 1991, № 1, стр. 25
4. В.П. .Шильгави «Начнем с игры?».
- М.: Просвещение, 1980. - 79 с.

5. А.П.Ковалев «Мастера театра об искусстве актера» - М.: Искусство, 1949.

6. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. АО МДС, М., 1996.

7. Популярная экология / Полезные советы в повседневной жизни/. Казань, 1997.

8. Чернова Н.М., Галушин В. М. Основы экологии. М., 1997

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации